Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.
методическая разработка по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкам

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/%C2%ABchto-rasskazal-nam-o-peterburge-fmdostoevskii%C2%BB-kratkosrochnyi-veb-kvest-d

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/%C2%ABi-vechnaya-sonechka-poka-mir-stoit%E2%80%A6%C2%BB-kratkosrochnyi-veb-kvest-po-rasskazu

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb-kvest.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Технологический лицей»

Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры

Микушева Татьяна Альбертовна,

Учитель русского языка, литературы и МХК

Сыктывкар

2011

Введение

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.

Формирование навыков информационной деятельности – задача не только  содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Одна из них – технология веб-квестов. Изучение, овладение  и применение на практике такой технологии очень актуальны.

Таким образом, объектом данной работы является технология веб-квестов, ее структура и основные приемы, а предметом исследования – использование данной технологии на уроках литературы и мировой художественной культуры.

Цель данной работы создание методических материалов для использования технологии веб-квестов на уроках.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить основные законы технологии веб-квестов;
  2. составить конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции;
  3. апробировать приемы технологии веб-квестов;
  4. проведение мониторинга эффективности данной технологии.

 Гипотеза исследования: использование  в образовательном процессе технологии веб-квест позволит:

  1. развивать навыки информационной деятельности человека;
  2. формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
  3. развивать творческий потенциал школьников;
  4. формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.

В приложении содержатся два конспекта урока по литературе 10-11 классов и один по мировой художественной культуре. Работа будет полезна учителям, интересующимся интернет-технологией  в педагогической деятельности и организации образовательного процесса.

  1. Использование интернета в современном образовательном процессе

В глобальной компьютерной сети можно без труда найти интересующую информацию. В интернете можно разместить информацию о себе или о своей организации. Какое значение это новшество может иметь для образования? Можно  однозначно сказать, что Интернет – это мощный инструмент, который органично вписывается в учебный процесс.

Западные страны гораздо раньше России стали интенсивно использовать компьютерные технологии в науке и производстве. Интернет как сетевая технология, несмотря на свой юный возраст, быстро вторгается во все сферы жизни социума. Конечно, прежде всего как информационная среда и почтовая служба. Это объясняется следующими его особенностями:

  1. интеренет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. И желающих сделать это с каждым днем становится все больше и больше;
  2. сеть несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и обучающиеся могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира, участвовать в олимпиадах и конкурсах;
  3. интернет - эффективный инструмент управления образовательным процессом любого уровня.

Наиболее перспективно, с точки зрения любого участника образовательного процесса (ученик – учитель – администратор), представить Интернет не как сложившуюся систему, которую необходимо изучать, а как технологию, осваивая которую, мы решаем не только учебные задачи, но и упорядочиваем образовательный процесс в целом.

  1. Что такое образовательный веб-квест?


                «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
               Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».
             Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Им определены следующие
 виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.


Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:


Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).


Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.


Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.


Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)


               Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.


Ролевой этап


                 Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.


Заключительный этап


                 Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.


О критериях оценки веб-квеста


                           Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

исследовательской и творческой работы,
качества аргументации, оригинальности работы,
навыков работы в микрогруппе,
устного выступления,
мультимедийной презентации,
письменного текста и т.п.

Для создания бланка оценки необходимо:


1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
достижение заявленной цели;
качество выполнения работы;
качество процесса выполнения работы;
содержание;
сложность задания.


2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.


3.Подготовить описание параметров оценки.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию.
Требования к описанию параметров:
язык описания должен быть понятен учащимся;
описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;
разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла - при наличии 3-4 ошибок и т.д.)
4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).

                      Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех учебных занятий. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).


Особенности использования веб-квестов


                         Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
                    Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.


Результаты веб-квеста

  1. Создание базы данных по проблеме.
  2. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
  3. Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
  4. Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
  5. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

  1. Правила создания веб-квестов

        Работа учителя при подготовке урока в технологии веб-квестов требует терпения и внимания. Эффективность урока повысится, если это будет совместная работа с учителем-предметника с учителем информатики.

Первый этап.

1. Определение направлению веб – квеста.  Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.

3. Определение темы. Тема  должна быть интересна не только для учителя, но и для обучающихся.

4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, дажее в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.

5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

6. Критерии оценки веб-квеста. Варианты критериев можно найти на сайтах,  ссылки которых приведены ниже.

7. Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.

Второй этап.

1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.

2. Выбор формы, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:

  1. в виде презентации;
  2. в виде текста;
  3. наглядный материал.

3. Размещение на сайте.

  1. Зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов. Например, www.zunal.com
  2. Cоздать логин (зарегестрироваться) на сайте. Только зарегестрированные пользователи могут создавать веб-квесты. Чтобы пользоваться веб-квестом, регестрироваться не нужно.
  3. Веб-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):
  1. 1. Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. Химия). Указывается соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (напр. Валентность).

2. Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечеслить через запятую.
3. Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, посколько ученикам предоставляются источники информации, также указываем их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текста или презентации).
4. Process.- процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до 3-ех файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt. Файлы можно в любое время удалить или заменить на другие.
5. Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется коментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично».
6. Conclusion – вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о преобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест.
7. Teachers page – страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию о использовании веб-квеста.  

На каждую страницу можно загрузить картинку соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.

Заключение

Термин «веб-квест» выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду (файлы конкретных программ, веб-сайт, содержащие интригу, цели, выбор героя, задания и т. д.), в которой действует учащийся.

Веб-квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год.

Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Список литературы

  1. Кузнецов А. А, Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \
  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  3. Семенов С. В.  Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
  4. Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
  5. Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3
  6. . Ястребцева Е. Н , Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216

Интернетресурсы

  1. Быховский Я. С.Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
  2. Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
    развития навыков информационной деятельности учащихся.
    http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
  4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.  http://festival.1september.ru/articles/513088/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Урок-презентация по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме Архитектура Древней Греции

Данная презентация позволяет выявить влияние пространственного образа мира на античную архитектуру. Знакомит учащихся с понятием «пространственный образ» и с особенностями его проявления в антич...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету: Мировая Художественная Культура 11 класс Тема: «Триумф модернизма»

Цель данного урока: представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. Первая часть урока ( изучение нового материала) - демонстрация презент...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...