ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету: Мировая Художественная Культура 11 класс Тема: «Триумф модернизма»
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Феоктистова Наталья Борисовна
Цель данного урока: представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. Первая часть урока ( изучение нового материала) - демонстрация презентации:«Триумф модернизма. Эстетика модерна. Модерн в изобразительном искусстве» - основа оригинальной и яркой эстетики модерна - виды искусства, затронутые модерном - модерн в разных странах - представители модерна (Густав Климт, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Мария Муха, Обри Винсент Бёрдслей) Вторая часть урока (Повторение изученного и закрепление ранее пройденного материала) - Сравнительный анализ полотен двух художников разных направлений (символизм и модернизм) - Г.Моро – «Саломея» - символизм - О.Бёрдслей – «Саломея» - модернизм Самое интересное: Работаем по технологии «Шесть шляп» Э.Боно: 1.Выбираем цвет шляпы, делимся на группы по цветам шляпы 2.Самостоятельная работа в группах - сравнительный анализ в цвете выбранных шляп: - Белая – факты - Красная - эмоции - Черная - негатив - Желтая - позитив - Зеленая - креатив 3. Выступления цветных метафорических щляп Рефлексия:Синяя шляпа (учитель) - режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им – выводы и итоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24ur.11kl.modernizm.docx53.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЛЕБОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

                                          (МОУ Глебовская СОШ)

                                          ОТКРЫТЫЙ УРОК

по  предмету: Мировая Художественная Культура

11  класс

Тема: «Триумф модернизма»

Дата:  11 марта 2016г.

учитель изобразительного искусства

и мировой художественной культуры МОУ Глебовская СОШ

Феоктистова Наталья Борисовна

2016г.

п. Глебовский

11кл.    24 урок                       ТРИУМФ МОДЕРНИЗМА

Цель:

представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества.

Задачи:

-  выявлять характерные особенности живописи художников-модернистов;

-  соотносить работы живописцев и графиков с именами авторов;

-  понимать смысловые особенности искусства рубежа XIX-XX столетий;

-  применять творческий подход к выполнению задания.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

-  компьютер;

-  мультимедийный проектор;

-  слайдовая презентация  «Триумф модернизма. Эстетика модерна.

                                              Модерн в изобразительном искусстве»

Этапы урока.

Последовательность изучения  художественного  материала урока

Универсальные учебные действия

для учителя

Универсальные учебные действия

для ученика

I.  Организационный

     момент:

     Подготовка к уроку

II. Изучение нового

     материала:

III. Повторение изученного

       и закрепление ранее  

       пройденного

       материала:

 

IV. Рефлексия:

Демонстрация презентации:

«Триумф модернизма. Эстетика модерна.

 Модерн в изобразительном искусстве»

Модернизм:

-  основа оригинальной и яркой эстетики модерна

-  виды искусства, затронутые модерном

-  модерн в разных странах

Модерн в изобразительном искусстве:

-  Густав Климт       «Поцелуй»

-  Анри де Тулуз-Лотрек

«Афиша для танцевального зала Мулен-Руж»

-  Альфонс Мария Муха

«Афиша к спектаклю с участием Сары Бернар»

-  Обри Винсент Бёрдслей

«Кульминация» -Саломея

Сравнительный анализ полотен двух художников разных направлений (символизм и модернизм)

-  Г.Моро – «Саломея» -    символизм

-  О.Бёрдслей – «Саломея» - модернизм

 Работаем по технологии

    «Шесть шляп» Э.Боно:

1.Выбираем цвет шляпы, делимся на группы по цветам шляпы

2.Самостоятельная работа в группах - сравнительный анализ в цвете выбранных шляп:

-  Белая         –  факты

-  Красная     -  эмоции

-  Черная       -  негатив

-  Желтая      -   позитив

-  Зеленая      -   креатив

3. Выступления цветных метафорических щляп

Синяя шляпа (учитель) - режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им – выводы и итоги

-  наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства,

-  воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства

-  усваивать особенности языка художественных средств выразительности

-  структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

-  формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в т. ч. овладевать культурой устной и письменной речи.

Источники:  Метод «Шесть шляп мышления»

http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideashttp://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas

Приложение 1:

Сравнительный анализ полотен двух художников

разных направлений (символизм и модернизм)

для учителя

Гюстав Моро       «Саломея»

Обри Бёрдслей  «Кульминация» - Саломея

                                                               Белая   (факты)

1.  История:

-  «Танец семи покрывал» - ритуальный танец- сбрасывая покрывала одно за другим,  женщина говорит мужчине, что она в его власти

-  награда – голова Иоанна Крестителя

2.  Картина:

-  предвкушение обезглавливания

3.  Символы:

-  орел – символ беспрекословной власти

-  цветок лотоса – знак забвения (или творящая сила, связанная с женским принципом)

-  сабля – символически напоминает о  неизбежном обезглавливании Иоанна Крестителя

1.  История:

-  «Танец семи покрывал»

-  награда – голова Иоанна Крестителя

2.  Картина:

-  свершившийся факт обезглавливания

-  наслаждение этим фактом

                                                            Красная  (эмоции )

1.  Картина:

-  в картине «витает аромат яда»

-  проклятие и колдовская притягательность

(Саломея)

-  вечное исступление и вечное сладострастие (Ирод)

-  воплощение двойственного начала – красоты и порока

2.  Колорит:

-  кровавый

1.  Картина:

-  «это был наикрасивейший скандал в мировой истории искусства…»

-  ошеломляет

-  пугает

-  отвращает

-  чарует

2.  Колорит:

-  контрастный (острота, гротеск)

                                                               Черная  (негатив)

1.  Колорит:

-  кровавый

2.  Тема:

-  мрачная

-  тяжелая

3.  Картина: (пороки)

-  Ирод – сластолюбец

-  Саломея – порочна, жестока

-  Иродиада – жадна, жестока

1.  Колорит:

-  черный, разбавленный белыми пятнами (негатив), но образ исчерпывающий

2.  Тема:

-  мрачная

-  тяжелая

3.  Картина: (что вызвала в общ-ве?)

-  шок

-  скандал

-  провокация

                                                             Желтая  (позитив)

1.  Картина:

-  Танец – красота женского тела, женского образа ( то, что воспевали худ-ки всех времен и народов)

2. Время:

-  древнее ( мы понимает это по костюмам, прическам, интерьеру и т.п.)

1.  Картина: (с позиции эстета)

-  работа образованного человека, эстета (утонченная, причудливая)

-  фантастический ремикс на классическую тему

-  виртуозное исполнение (игра силуэтов и контрастных линий)

-  картина становится образцом вкуса того времени

2. Время:

-  герои Бёрдслея одеты в костюмы по последней парижской моде

                                                              Зеленая  (креатив)

1.  Картина:

-  картина явилась предвкушением работ Бёрдслея

2.  Творчество:

-  творчество Моро предвосхитило новый стиль

1.  Картина:

-  Бёрдслей привлек внимание всего мира к графике в стиле модерн

2.  Творчество:

-  творчество Бёрдслея оказало огромное влияние на современное искусство, из него выросли многие направления модерна и авангарда

Синяя шляпа (учитель) - режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им – постановка проблемы или выводы и итоги

Приложение 2:

Сравнительный анализ полотен двух художников

разных направлений (символизм и модернизм)

для учеников

Гюстав Моро       «Саломея»

Обри Бёрдслей  «Кульминация» - Саломея

                                                               Белая   (факты)

1.  История:

2.  Картина:

3.  Символы:

1.  История:

2.  Картина:

                                                            Красная  (эмоции)

1.  Картина:

-  реакция современников

-  чувства, эмоции (Саломея, Ирод)

-  Саломея – воплощение чего, по замыслу автора?

2.  Колорит:

1.  Картина:

-  реакция современников

-  чувства, эмоции (Саломея)

2.  Колорит:

                                                               Черная  (негатив)

1.  Колорит:

2.  Тема:

3.  Картина: (пороки)

-  Ирод –

-  Саломея –

-  Иродиада –

1.  Колорит:

2.  Тема:

3.  Картина: (что вызвала в общ-ве?)

                                                             Желтая  (позитив)

1.  Картина:

-  что воспевали худ-ки всех времен и народов?

2. Время:

-  как мы понимаем какое это время?

1.  Картина: (с позиции эстета)

2. Время:

-  как выглядят герои Бёрдслея?

                                                              Зеленая  (креатив)

1.  Картина:

2.  Творчество:

1.  Картина:

2.  Творчество:

Синяя шляпа (учитель) - режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им – постановка проблемы или выводы и итоги

Приложение 2:     Конспект урока

24ур.11кл.                                       ТРИУМФ  МОДЕРНИЗМА  

        Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн (modernus, moderne – новый, современный) стало открытие в Париже в 1895 г. магазина-салона современного искусства с символическим названием «L’Art Nouveau» («новое искусство»). Действительно, это искусство существенным образом отличается от всех предыдущих  исторических стилей.

        Модернизм (от лат. новый, современный) - собирательное, общее обозначение всех новейших течений, направлений и художественных школ XX века, которые отрицают традиционные формы и эстетические принципы и считают эксперимент основой творческого метода.

        В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм и т. п.

        Модернизм сложился под влиянием эстетики символизма.

        В основе нового художественного стиля:

        Линия – декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни.

S – образная линия – колышущиеся морские волны и водоросли, порхающие бабочки и стрекозы, тянущиеся к свету стебли цветов лилии и ириса, развивающиеся на ветру девичьи косы.

         Главная отличительная особенность модерна – орнаментальность.

        Эктор Гимар (1867-1942)

Французский архитектор

Представитель флорального модернизма, создатель стиля «метро» в архитектуре.

        Отличительные черты: изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорчатость, асимметрия, нарушение естественных пропорций.

«Природа – это величайший архитектор, а она не производит ничего параллельного и ничего симметричного»

        Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров.

Современники:

Критики:

- «Удар бича»

- «Гибкость и упругость, способные передать ток рвущейся из глубин энергии…»

-   «новый сладкий стиль»

-   «стиль томной лапши»

-   «стиль ленточных червей»

         В основе оригинальной и яркой эстетики модерна:

Идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, графике, живописи и дизайне.

Универсальность мастеров (умели делать практически все).

Функциональность (ориентированность на использование и применение в быту) «искусство для всех». (Появляются новые экономичные материалы: стекло, бетон, металл).

         Хенри ван де Велде (1863-1957)

Бельгийский архитектор, живописец и дизайнер

Особняк Блюменвёрф в пригороде Брюсселя (от замысла проекта до продуманного интерьера, включая мебель, ковры, светильники, посуду и т.д.

          Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства:

-   живопись

-   скульптура

-   архитектура

-   реклама

-   фотография

-   книжные иллюстрации

-   витражи

-   музыка

-   театр

-   предметы современного быта (мебель, посуда, обои, ткани), мода

        Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека

    Модерн в разных странах:

  • «Ар-нуво»                 -  Франция и Бельгия
  • «Югендштиль»       -  Германия
  •  «Сецессион»            -  Австрия
  •  «Модерн стайл»     -  Англия
  • « Либерти»               -  Италия
  • «Модерниссимо»      -  Испания
  • «Тиффани»                -  США
  •  «Модерн»                  -  Россия

                      МОДЕРН  В  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ  ИСКУССТВЕ

       Густав Климт (1862-1918) (1945г. – картины уничтожены пожаром)

австрийский живописец, график и книжный иллюстратор.

       Художественная концепция:

Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм. Аллегорические композиции – образы стилизованы, декоративны.

        Живописная манера:

-   филигранный рисунок

-   ощущение объемности пространства

-   нежный колорит: бледно-голубые, зеленые и желтые тона

-   золотой и серебряный фон картин во многом напоминает византийские мозаики.               «Поцелуй»

Одно из самых совершенных произведений художника.

        На возвышении, усыпанном цветами, на фоне старинного потемневшего золота изображены два юных существа, слившихся в поцелуе. Ткани одежды, расцвеченные по желтому фону спиралями, кругами, овалами, подчеркивают неопределенность их очертаний - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность.

        Стилистика модерна наиболее отчетливо проявила себя в искусстве графики. Никогда еще не было такого количества рекламных плакатов, театральных афиш, книжных иллюстраций, созданных первоклассными художниками. А. де Тулуз-Лотрек (Франция), О. Бёрдсли (Великобритания), А.Муха (Чехия), художники «Мира искусства» (Россия) определили основные направления в развитии этого вида искусства.        

        Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Французский художник, график. (Проблемы со здоровьем – ноги 70 см, не росли)

        Художественная концепция:

Его рекламные плакаты и афиши запечатлели певцов и танцовщиц, акробатов и клоунов, посетителей маленьких ночных кабаре на улице Монмартр в Париже.

         Живописная манера:

-   резкая, динамичная линия

-   неожиданные ракурсы силуэтов фигур

-   контрастность ярких цветовых пятен

-   орнаментальность поверхности

         Тулуз-Лотрек сумел создать свой особый выразительный язык, поднять рекламу до уровня высокого художественного творчества.

        Афиша для танцевального зала «Мулен-Руж»

Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью.

          Альфонс Мария Муха (1860-1939)

Чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

         Художественная концепция:

Изображения загадочных и томных, элегантных и величавых женщин с распущенными волосами, волнообразно ниспадающими длинными одеяниями на декоративно-цветочном фоне – основные сюжеты произведений мастера. Никто, как он, не сумел передать образно романтическую женственность искусства модерн.

        Живописная манера:

-   изысканный рисунок  

-   экзотический орнамент в восточном или испано-мавританском стиле

       «Афиша к спектаклю с участием Сары Бернар» (афиши для известной актрисы Сары Бернар прославили его имя. Для своих произведений он неизменно выбирал вертикальный формат, в котором четко прочерчивал контурной линией силуэт в роскошном одеянии).

        Славянский эпос:

«Славяне на исконной Родине»: между туранским кнутом и готским мечом.. 1912

         Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха.

          После захвата Праги в марте 1939 гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939.

        Обри Винсент Бёрдслей (1872-1898)   (Бёрдсли)

Английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, "гений миниатюры", крупнейший мастер стиля модерн, один из виднейших представителей английского эстетизма,  (Меломан и библиофил. Всё делал с позиции эстета)

        Художественная концепция:

Творчество Бёрдслея было интеллектуально в своей основе, важнейшим источником творчества мастера была литература (он и сам был автором утонченной прозы и поэзии). Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы. Бердслей так же, как и прерафаэлиты (искали красоту в Средневековом творчестве), был увлечен искусством средневековой книги.

        Живописная манера:

-   мастерски виртуозная линия

-   черные и белые пятна силуэтов

-    гротеск и парадокс — спутники графики Бёрдслея.

        Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез  Запада и Востока в собственных рисунках. В своих произведениях он мастерски соединил черты

-   греческой вазописи,

-   японской гравюры и

-   французского рококо.

         Особую известность двадцатилетнему художнику принесли иллюстрации к пьесе английского писателя Оскара Уайльда (1854—1900) «Саломея».

         Николай Евреинов: «… Это был…наикрасивейший скандал в мировой истории искусства…»

         Под пером Оскара Уайльда история Саломеи превратилась в драму больших страстей. Интерес к этому произведению был подогрет сценической постановкой с участием гениальной Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923).

         Пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была истинным подарком Бердслею. Наряды, интрига, дьявольские характеры. Всего несколько иллюстраций, оформление титульного листа, изображение основных действующих лиц, самых ярких сцен. 

«Туалет Саломеи» – это торжество черно-белых овалов, тончайшие кружева, стройная фигура, надменное, полное самолюбования выражение лица.

«Павлинье платье» и «Черный капот». В павлиньем черно-белом платье и павлиньем венке Саломея, как огромная черная птица с распластавшимися крыльями и высверком белого плиссированного платья из-под капота, резвится, сидя на пуфике и дирижируя оркестром.

«Глаза Ирода» – надменный, пресытившийся взгляд зверя еще горит желанием власти.

«Иоанн Креститель и Саломея» – встреча антиподов. Высокий, в черном, с гривой черных волос Иоанн Креститель с гневно упрекающим выражением лица. Саломея в роскошных, геометрически расчерченных одеждах, с обнаженной грудью, в рогатом чепце, как кошка, шипит на Иоанна Крестителя.

«Кульминация». Белая фигура Саломеи с дьявольскими чёрными волосами в полупрыжке-полуполете несет отрезанную еще кровоточащую голову Иоанна Крестителя. 

«Награда танцовщице» – Саломея в черном держит одной рукой кровавое блюдо, другой отводит волосы от лица Иоанна Крестителя, зло всматриваясь: так вот ты какой!

          Николай Евреинов: «… Это был…наикрасивейший скандал в мировой истории искусства…»

        В «Саломее» Бёрдслея лежат истоки декаданса, игравшего столь видную роль в жизни общества начала ХХ столетия, в том числе в России.

        Декаде́нтство, также декаданс (фр.décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма..

Выводы:

          Открытие стиля Бёрдслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов.

          Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX—XX вв. Наиболее крупные из них — Константин Сомов и Лев Бакст

            Именно Обри Бердслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бёрдслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"

Данный материал может быть использован учителями истории при подготовке к открытым урокам истории и МХК....

Урок по мировой художественной культуре на тему: "Великий Леонардо да Винчи"

Рассмотрены материалы, рассказывающие о  биографии и творчестве гениального художника эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.Практическая работа- умение анализировать художественные произведения. ...

Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......

Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись

Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...