«Каждый выбирает для себя…» (Урок литературы в 10 классе по рассказу А. Вампилова «Конец романа»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Айвазова  Валентина Васильевна

Урок в предверии изучения творчества А.Вампилова, где используются технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая творческая работа. Рассказ "Конец" романа разбит на смысловые отрезки, над которыми работают ребята. Основная цель урока: 

привлечь учащихся к осмысленному чтению произведения, развить навыки вдумчивой работы по анализу художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_vybiraet_dlya_sebya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Каждый выбирает для себя…»

(Урок литературы в 10 классе по рассказу А.Вампилова   «Конец романа»)

Цель урока: привлечь учащихся к осмысленному чтению произведения, развить навыки вдумчивой работы по анализу художественного текста.

Развивающая цель урока: осмысление художественного произведения путем применения разных методов работы с текстом; развитие внимания, воображения, творческого мышления; развитие речи учащихся

Воспитательная цель урока: создать ситуацию внутреннего переживания, соучастия, сочувствия героям рассказ; ориентировать учащихся на создание правильных морально-этических оценок происходящему; продолжить формирование у учащихся человеческих ценностей: доброты, любви, гуманизма, отзывчивости, милосердия; привить интерес к произведениям А.Вампилова.

Приемы и технологии, используемые на уроке: технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая творческая работа

Оформление, технические средства: мультимедиа, презентация с рассказом, разделенным на части

ХОД УРОКА.

  1. Стадия вызова. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас в гости к замечательному писателю, нашему земляку Александру Вампилову.                                                
  2.   *А что вы знаете о писателе?                                                                                                                                                   Его творчество многогранно и разнообразно, я же приглашаю вас поразмышлять над его совсем небольшим рассказом, с которым мы с вами сейчас и познакомимся. Мне интересно послушать ваши суждения и услышать вашу точку зрения. А читать рассказ мы будем по частям.

*Но прежде скажите, что такое ожидание?                                                                                          *Подумайте и скажите, если ожидание – это цвет, то какой он?                                                                  *А если это музыка, то какая?  *А герой?    *А чувство?                                                                                        *Что вы ожидаете от урока?

  1. Давайте начнем с названия: «Конец романа». О чем, по-вашему, пойдет речь?

*Что такое роман? * Где могут происходить события. *Кто является героем произведения?

Итак, подведем итоги прогнозирования.

II. Стадия осмысления. А теперь обратимся к тексту и поэтапно проследим за героями рассказа.

     СЛАЙД 1.

Вокзала никакого нет, потому что  нет  еще  города.  Есть  обыкновенная станция - маленькая, деревянная, выкрашенная в желтый цвет. В зале  ожидания всего три скамейки. На  одной  из  них  устроились  две  бойкие  старушки  с корзинами,  на  другой  спит,  свесив  ноги  и  одной  рукой  касаясь  пола, здоровенный дядя в телогрейке.

     На третьей  скамейке  сидит  девушка  в  синем  плаще,  хорошенькая,  с большими серьезными глазами. В этих глазах - беспокойство и даже  страдание. Ничего удивительного, если она вот-вот заплачет. Рядом сидит, развалившись и закинув ногу на ногу, широкоплечий парень.  Надвинутое  на  лоб  серое  кепи бросает тень на его глаза. Хорошо видно  только  большой  правильный  нос  и крупные расслабленные губы. Тяжелые руки брошены  на  скамейку.  Такая  поза существует специально для выражения усталости, небрежности и  равнодушия.  У его ног стоит громоздкий черный чемодан.

3. Беседа на осмысление содержания

*Какие герои привлекают внимание? Почему?                                                                                                              *О чем говорят позы героев?                                                                                                                *Обратите внимание на глаза героев. Почему глаза девушки описаны, а глаза парня нет?                                 *Как вы думаете, молодые люди собираются уезжать или только что приехали?                                                 *Каким мы видим вокзал? Почему он такой?                                                                                                

Все правильно. Давайте спрогнозируем развитие сюжета далее. Пока писатель ввел нас в экспозицию рассказа, завязки еще нет.                                                                                                                                                    *Что же произойдет дальше? Ваши предположения?

4.Читаем дальше.

СЛАЙД 2.

  - Николай, ты не уедешь сегодня. Слышишь, не уедешь, - шепчет  девушка, боязливо касаясь его руки.

     - Почему я должен ехать завтра?

     - Ни завтра, ни послезавтра ты не должен уезжать.

     В ее голосе и просьба, и требование, и надежда. Он поднимает  воротник, встает, берет чемодан.

     - Выйдем отсюда.

     Под ногами похрустывает лист  облетевших  тополей,  с  рельсов  брызжут холодные лунные искры,  дальше,  за  платформами  и  кустарником,  чернеется зубчатый горизонт лесистой сопки. И вся тихая  голубая  осенняя  ночь  полна ожидания и беспокойства.

     - Может быть, ты все-таки поедешь со мной? .

     - Нет, не могу. И ты не должен уезжать... Я перестану  тебя  любить.  Я люблю тебя здесь... умного, сильного. А ты... Если ты  уедешь,  я  не  смогу тебя любить...

     Он усмехается.

5. Беседа.                                                                                                                                                 *Героиня просит Николая остаться. *Любит ли она его? Как она ведет себя? Почему?                                                           *Как ведет себя Николай?                                                                                                                                              *Какое время года и время суток  описывается в рассказе? Что оно символизирует?                                                                                                    *Как вы считаете, останется ли он с ней?

6. Замечательно! Обратимся к тексту.

СЛАЙД 3.

    - Какая ты еще девочка... Ну что ж, оставайся.  Конечно,  оставайся.  И  вот что... Поговорим откровенно. Я хочу, чтобы  ты  поняла,  что  ничего  не теряешь. Для тебя даже хорошо, что я сматываюсь... Мы с  тобой  разные,  как сосна и береза. Ты вся какая-то  голубая,  розовая  и...  глупая.  Поговорим откровенно. Я с тобой никогда  не  говорил  откровенно.  Я  обманывал  тебя.

Виноват, конечно... впрочем, все мы друг перед другом виноваты... Сейчас, на прощанье, я хочу признаться тебе в том, что я люблю себя. Люблю самого  себя - и это самая искренняя моя привязанность. Мне нравится заботиться  о  себе, окружать себя вниманием, удобствами. Здесь мне мешают этим заниматься. И мне надоело. Меня не устраивает это ваше дурацкое "будет". Квартира  будет, театр будет, город будет! Когда, я спрашиваю? Я сейчас молод, понимаешь, мне это все сейчас надо.

     А она твердит:

     - Ты говоришь неправду... Ты так не думаешь. Ведь ты приехал сюда...

     - Сюда я приехал  заработать,  ну  и...  из  любопытства.  Денег  здесь приличных нет, любопытство мое удовлетворено. Магнитная гора меня больше  не притягивает. Счастливо вам оставаться, фанатики, романтики! Мошку,  грязь  и  морозы оставляю в ваше распоряжение. С собой я увожу только нежную память  о них.

     Мимо тащатся две старушки с корзинами. Громко зевая,  проходит  дядя  в телогрейке. Пришел поезд.

     - Ну вот, карета подана. Прощай, и если навсегда, то  навсегда  прощай, как сказал один хромой старик. Он писал упаднические стихи, много ездил,  но нигде не прописывался.

7. Беседа.                                                                                                                                                *Совпали ли ваши ожидания с текстом?                                                                                                                        *Каким вы увидели Николая?  * Можно ли Николая назвать эгоистом?  *О чем он мечтает?                                                                                                  *Любит ли он героиню?                                                                                                                                        *Как вы думаете, поедет ли девушка за избранником?                                                                                 *А как вы бы поступили на её месте?                                                                                                    

8.Проверим ваши предположения. Читаем следующий отрывок

СЛАЙД 4.

    Он делает к ней  шаг  и  замолкает.  Луна  не  в  состоянии  скрыть  ее бледности, дрожат губы, влажные глаза блестят...  Все  вместе  это  -  боль, горе, смятение. Он берет ее за плечи и быстро, ласково, настойчиво говорит:

     - Ты поедешь со мной! Сейчас же! Будь умницей... Если ты любишь меня  - ты поедешь. И не надо больше глупостей про воздушный замок у Магнитной горы. Подумай, чтобы быть счастливым,  необязательно  строить  новый  город.  Есть много готовых городов. Ну?..

     Поезд вздрагивает и медленно ползет вдоль перрона.

     - Нет... я не могу, - шепчет она.

9. Беседа.                                                                                                                                                                                * Совпали ли ваши ожидания с текстом?                                                                                                           *Можно ли утверждать, что чувства ещё есть?                                                                                              *Что героям мешает быть вместе?                                                                                                                     *Что будет дальше?

10. Читаем заключительный отрывок.                                                                              

СЛАЙД 5.

  Его лицо становится жестким и надменным.

     - Тогда прощай, - говорит он и вскакивает  в  тамбур.  Раскрытую  дверь тамбура тотчас же заслоняет толстая фигура женщины-проводницы.

     - Укатил соколик, - взвизгивает проводница, - ищи, девка, другого.

     Быстро прогорел красный огонек последнего вагона, и  вот  уже  замирает стук колес. И сразу делается невыносимо тихо. Слышно, как бьется сердце.

     К луне крадется тяжелая черная туча. Становится темно. Девушка идет  от станции в гору, туда, где светятся окна поселка. Шаги  сиротливо  шуршат  по сухой траве. В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и  заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города.

 11. Беседа.

*Какое чувство возникает после прочтения последней строки?                                                                                         *Будут ли герои счастливы в дальнейшей жизни?      

*Как бы вы объяснили финальную фразу: « В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и  заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города.»    

*Можно ли предположить, что мечты девушки сбудутся?                                                                                                                                                                                                        *Совпали ли ваши ожидания с тем, что вы прочитали.

III. Рефлексия.

*О чем рассказ?  *Чему он учит?  *Согласны ли вы с выбором героев?

*Нужно ли отчаиваться, если ваши ожидания не оправдались?

*Какие уроки можно извлечь из прочитанного рассказа?

Свое отношение к данному произведению я предлагаю выразить вам в синквейне (по группам): ожидание, Николай, героиня, мечты, а ещё одна группа перепишет конец произведения

IV. Итог урока. Урок хочется закончить стихотворением  Юрия Левитанского  «Каждый выбирает для себя…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...