Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Галандина Галина Мефодьевна

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnaya_tekhnologicheskaya_karta.docx83.32 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальная технологическая карта урока

Предмет

литература

Класс

7

Тема урока

Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Педагогические цели урока

Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Задачи урока

Обучающие:

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.

2. Ответить на проблемный вопрос: « Для кого и почему написан рассказ?»

3. Показать произведение в единстве формы и содержания.

4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.

Развивающие:

1.  Совершенствовать навыки связной монологической речи.

2.  Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

3. Развивать внимание и умение мыслить самостоятельно

Воспитательные:

1. Научить детей уважать личность гражданина.

2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

3.Учить терпимости, честности, умению прощать.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Результат планируемый -  анализируя текст рассказа через портретную, речевую характеристики, сравнительный анализ  объективно оценить поступки, поведение главных героев произведения, сделать соответствующие выводы.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

- анализировать текст рассказа через портретную, речевую характеристики;

- осуществлять сравнительный анализ;

- объективно оценивать поступки главных героев произведения;

- делать соответствующие выводы.

- Получит возможность:

- анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников;

- познакомиться с понятием « психологический портрет»;

- извлекать необходимую информацию из учебника, текста (рассказа);

- развивать монологическую речь.

Регулятивные:

- принимать, формулировать и сохранять учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции.

Познавательные:

- освоить способы анализа эпического произведения малой формы;

- определить цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- составить алгоритм, определяя последовательность действий;

-ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач ;

-осуществлять рефлексию деятельности;

- осуществлять контроль (само-, взаимоконтроль) деятельности

Коммуникативные:

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и понимать речь других;

-ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия;

-формулировать собственное мнение

- осознание возможностей литературы для самовыражения и развития творческих способностей обучающихся;

- принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли;

- сформировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1. Учебник «Литература 7 класс» под редакцией

 В.Я. Коровиной.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова.

Компьютер, проектор, экран карточки.

Основные понятия

Рассказ, герой эпического произведения, психологический портрет, характеристика образа героя (речь, портрет, характер, взаимоотношения героев), композиция, толерантность.

Форма проведения урока

Урок — беседа

Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности (3 минуты)

Цель: смотивировать учащихся на работу с темой

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Слово учителя.

Чтение стихов И.Бунина о природе.

Учитель предлагает учащимся вспомнить ранее изученные произведения Бунина

(лирика и эпос)

Вопрос к учащимся. Каковы темы рассказов Бунина, изученных нами в младших классах?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Предметные

- получат возможность вспомнить ранее изученные произведения

УУД

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Актуализация знаний (8 минут)

Цель: повторить изученное и определить уровень знаний.

Учитель: недавно мы с вами изучали повесть Л.Толстого «Детство», сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства.

Задание классу. Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Толстой?

Ученики знакомятся с биографией И. Бунина

( презентация ученика)

 Выступление ученика с презентацией, остальные кратко конспектируют основные положения работы.  

Учащиеся формулируют цель урока по предложенной теме.

Ученик научится:

- самостоятельно формулировать цель урока;

- отрабатывать навыки конспектирования;

- выбирать основное в предложенном материале.

коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение;

познавательные УУД: 

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; анализировать предложенный материал;

регулятивные:

формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы; самоанализ

Локализация затруднений и их коррекция (5 минут)

Цель: определить характер затруднений и провести их коррекцию

Учитель предлагает задание повышенной сложности (работа с репродукциями В.Серова).

Учитель проводит локализацию и коррекцию затруднений.

 Проблемный вопрос «Для кого и почему написан рассказ?»

Опишите мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа?

Осмысление проблемного вопроса.

Работа в парах. Монологические ответы учеников.

Фронтальная беседа.

Получат возможность  -научиться  описывать произведения живописи,

 -сопоставлять образы художественных текстов и произведений живописи,           познакомиться с творчеством русских живописцев.

регулятивные:

формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы;

познавательные: 

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

–устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 коммуникативные УУД: 

–формулировать собственное мнение и  аргументировать позицию.

Реализация построенного проекта (темы урока) (15 минут)

Цель: развивать навыки анализа художественного произведения, совершенствовать монологическую речь

Учитель: обратимся к рассказу

Вопросы классу:

От чьего имени ведётся рассказ? Какова тема рассказа? Ваши чувства после прочтения.

Учитель обращает внимание на особенности композиции.

Учитель: давайте рассмотрим поведение героев во время ссоры.

Задание для учащихся.

Ответить на поставленные вопросы, определить  тему произведения, вспомнить понятия идеи и композиции.

 Учащиеся вспоминают элементы композиции.

Работа со слайдом.

Учащиеся заслушивают ответы товарищей,  анализируют их, определяют тему произведения, ведут запись в тетради.

  Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради.

 

Анализируют речь, манеру, отношение к себе главных героев. Знакомятся с понятием

 «психологический портрет», записи в тетради.

Получат возможность развивать монологическую речь.

 Углубят знания по теории литературы,

усовершенствуют приёмы анализа образа героя художественного произведения.

Коммуникативные: формирование

умения слушать и анализировать  услышанное.

регулятивные УУД: формирование умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определять

последовательность производимых действий.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных вопросов

Учитель: поразмышляем над вопросами (слайд)

Подумать над предложенными вопросами

Фронтальная беседа, первичное подведение итогов.

Получат возможность объективно оценивать образы главных героев

Коммуникативные: строить речевые высказывания;

Регулятивные: корректировка и построение первичных выводов

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты)

Цель: проконтролировать умение находить правильный ответ, анализировать.

Учитель: Легко ли быть ребёнком и почему?

Какие уроки на взрослое будущее вы извлекли?

Класс разбивается на группы для ответа на вопрос.

Учащиеся должны письменно ответить на вопрос, готовятся к выступлению.

Дискуссия  по заданному вопросу.

Учащиеся записывают в тетрадь результаты своих рассуждений

Ученица проводит тест.

Научатся формулировать и доказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, анализировать свои поступки.

Регулятивные: соотнесение полученного результата с действительностью

Коммуникативные: умение доказывать, обосновывать своё мнение.

Включение в систему знаний, решение заданий творческого уровня (4 минут)

Цель: формировать умение использовать изученный материал при решении творческих задач

Учитель предлагает прочитать самостоятельно написанные стихи

Задание творческого характера.

 Ученики выполняли дома творческое задание (писали стихи о детстве).

Читают свои стихи.

Научатся воплощать  ответы  в лирической интерпретации; выражать внутреннее мироощущение, соотносить его с реальностью.

коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание

- регулятивные :

активизируют мыслительную деятельность; устанавливают логические связи.

Рефлексия деятельности (8 минут)

Цель: проверить и оценить уровень достижения поставленных целей

Учитель: ответим на проблемный вопрос «Для кого и почему написан рассказ?»

Тест, итог, оценки, домашнее задание

Какова идея данного произведения?

Домашнее задание (слайд)

Размышляют над вопросом

Учащимся

предлагается тест с целью определения толерантности по отношению к окружающим

Фронтальная беседа, монологические ответы

Ученица проводит тест. Учащиеся выполняют задания тестового характера и проверяют его.

Отвечают на вопрос

Научатся формулировать и доказывать свои мысли

Проверят личностные качества, получат возможность формировать ценностные ориентиры; решать моральные задачи.

Получат возможность  подводить итог,

проконтролируют свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний

- регулятивные: 

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей.

личностные:

умение проявлять интерес,  стремление к самообразованию и самооценке

Результат полученный: большая часть учащихся неплохо анализирует текст. Дети с пониманием оценивают характер героя через его речь, его поступки, делают выводы. Более объективная оценка уровня знаний появится после проверки сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева

Урок построен по технологии педагогические мастерские....

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова

https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...

Технологическая карта у уроку литературы в 6 классе «Страна высоких вдохновений» (по творчеству русских поэтов XIX и XX веков).

Урок - проект, целью которого является приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формирование  познавательной культуры личности и развитие интеллектуальных способностей 6-кл...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Учимся сочинять сказки"

Разработка содержит материалы, которые можно использовать при обобщении изученного о волшебных сказках, а также для подготовки написания своей сказки....

Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"

ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...