Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мунасипова Гульсум Мубаряковна

Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в форме телевизионной передачи А.Малахова "Пусть говорят". Дети сами доходят до сути нравственных проблем путем общения, ответов и вопросов, споров и учатся защищать свое мнение относительно героев повести. Передача узнаваема, любима многими, поэтому дети охотно участвуют в таких уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Цели урока:

1.Выявить нравственные проблемы повести.

2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек в      литературе.

3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения, развитие умения высказывать свою мысль образно, ярко и кратко; учить рассказывать логично и последовательно.

4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку, а также любознательность, умение работать в коллективе, выслушивать оппонентов, быть терпимым к иной точке зрения.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель». И тема нашего урока: «Нравственные проблемы в повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Запишите в тетради.

Мы с вами попробуем выявить нравственные проблемы повести;

Осмыслить понятие «нравственность»;

Познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе.

-Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть.

Проведём игру-викторину, которая поможет нам убедиться в этом.

3. Игра-викторина.

- Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести И.П.Белкина»? Перечислите их.

- Кто назовет эпиграф повести?

- На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

- По табелю рангов 18 века должность станционного смотрителя относилась к какому рангу?

- Кто воспользовался услугами станционного смотрителя и при этом не сказал «спасибо»?

- Сколько лет было Вырину?

- Сколько медалей было у Вырина?

- В каком году происходили события? В каком месяце?

- Что такое подорожная?

- Как звали дочь Вырина? Как ее будут звать в Петербурге? Т.е. как это имя звучит у взрослой женщины?

- Какой цветок выращивала Дуня?

- Какого цвета были глаза у Дуни?

- Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?

- Из какого города ехал Минский в Петербург?

- Сколько лет было Дуне, когда мы впервые встречаемся с ней на страницах повести?

- Дуня обвязала голову Минского, притворившегося больным тряпкой, замоченной в чем?

- На какое время взял отпуск Вырин для поиска своей дочери?

- Кто поселился в доме Вырина после смерти хозяина?

- Кем по профессии был новый хозяин дома?

- Чему научил Вырин детей пивовара?

- Сколько детей стало у Авдотьи Самсоновны?

-Молодцы, ребята!

Оценки за викторину.

4. Работа с текстом.

С. 78 Со слов «Это случилось осенью…» читаем по ролям (определяем характер образа, голос, интонацию)

Автор (должен читать с грустью, т.к. он узнает о последних днях жизни станционного смотрителя»

Жена пивовара (голос бойкий, зычный, грустный):

Сын пивовара (мальчик любознательный, живой, расспрашивает и рассказывает с интересом)

5. Характеристика героев. Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

(Пишу на доске имена главных героев, ученики дают х-ку, я записываю)

           Вырин                            Дуня                                  Минский

                                        Бедный                         Красивая                          Беспечный                                                    

            Несчастный                 Прелестная                       Легкомысленный

                                        Добрый                         Приветливая                   Удалой

                                        Любящий                      Хозяйственная               Счастливый

                                        Забитый                          Печальная                         Богатый

                                  «Маленький человек»         С камнем на сердце       Жестокий

ФИЗМИНУТКА

6. Часть урока в форме передачи А.Малахова «Пусть говорят»

Попробуем прожить жизнь героев Пушкина. 

Представьте, что мы в студии передачи «Пусть говорят» Андрея Малахова. Здесь собрались неравнодушные чужому горю зрители. Мы рассказываем невыдуманные истории. Сегодня у нас в студии потрясающая история одной российской семьи.

Не переключайтесь! Итак, мы пригласили в гости Самсона Вырина, он поделится с нами своим горем, и мы вместе попытаемся решить вечную проблему отцов и детей, ответить на злободневные вопросы.

Выбираем из класса Вырина. Классу дается право осуждать Вырина или же защищать его.  
Вопросы Вырину (примерные):

- Расскажите, пожалуйста, что же у вас произошло в семье?
- (примерный рассказ) Долгие годы мы с дочерью Дуней жили на почтовой станции бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, но ни на что не жаловались и были довольны своей судьбой. Но вот однажды в нашу жизнь пришла беда: молодой гусар Минский тайно увёз Дуню с собой. Я остался совершенно один. Жизнь потеряла всякий смысл...
- Скажите, а вы пытались как-то поговорить с дочерью?

Вопрос залу

- Почему вам жалко Вырина?

- Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?

- Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

А пока у нас в студии - рекламная пауза!

РЕКЛАМА (социальная, про нравственность)

Нравственность-

1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2. Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

         В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

РЕКЛАМА (социальная, про «маленького человека»)

«Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в  чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

Во время рекламной паузы к нам присоединилась сама Дуня – дочь Вырина. Давайте ее пригласим и зададим вопросы. Дуня – (Выбираем кого-нибудь из класса).

(примерные вопросы)

- Почему Вы, Дуня, смогли уехать из родного дома с малознакомым человеком, покинуть отца в неведении, к тому же, молчать и не найти способа оповестить о себе?

Вопрос Вырину:

- Извините, но Вы сами отпустили Дуню, сами посадили в карету.

Ответ: Но я отпустил ее только до церкви.

-Пробовали ли Вы, Вырин, вернуть Дуню?

-Почему твои попытки не увенчались успехом?

-Почему не обратились в высший суд?

- У Вас трое детей. Вы не думали, что когда-нибудь и с Вами поступят также как и Вы с отцом?

И т.д.

К нам пришел еще один герой – Минский.

(примерные вопросы)

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

- Вы, Минский, как представляете счастье?

- Смогли Вы сделать Дуню счастливой?

- Ваше отношение к Дуне? И т.д.

Вывод урока-передачи:

- Какой урок для себя вы извлекли из нашей импровизированной передачи? Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать  только то, что им интересно?  Например, хирург отказался бы  делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

      Значит, существуют слова «хочу» и «надо».  «Надо»- это наше представление о долге.

      Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

Спасибо всем за участие!

5. Итоги урока. Рефлексия.

- Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери?

- О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

- Что вы извлекли полезного для себя?

- Понравился вам урок?

6. Оценки.

7. Слово учителя. Домашнее задание. Следующий урок  мы посвятим М.Ю. Лермонтову. Подготовить сообщения (факты из жизни, творчества и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."

Разработка открытого урока по литературе  в  7  классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Урок в 8 классе "Нравственная проблематика в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Проблема нравсвенного выбора героев повести "Станционный смотритель" А.С.Пушкина...