Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.
Учебные задачи:
-Отработка навыков анализа текста.
-Учить через слово текста находить главную проблему, основную мысль.
-Учить аргументировать свой ответ, используя цитаты из текста.
Развивающие задачи:
-Развитие речи учащихся, творческого, критического мышления.
Задачи воспитательные:
-Выработка коммуникативных умений и навыков, умения дискуссировать.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.urok_razvitiya_rechi._6_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение.

Елизаровская средняя общеобразовательная школа

Урок развития речи.

6 класс.

Тема: Анализ текста художественного стиля.

А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

                                                                      Учитель русского языка

и литературы

Нестерова Татьяна Борисовна

Высшая квалификационная

категория.

                                                    2009 год

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.

Учебные задачи:

-Отработка навыков анализа текста.

-Учить через слово текста находить главную проблему, основную мысль.

-Учить аргументировать свой ответ, используя цитаты из текста.

Развивающие задачи:

-Развитие речи учащихся, творческого, критического мышления.

Задачи воспитательные:

-Выработка коммуникативных умений и навыков, умения дискуссировать.

1.    Вступительное слово учителя.

(Подготовка к восприятию текста. Создание    

эмоционального настроя)

  У. Ребята сегодня мы будем учиться анализировать текст по-новому. Работать будем в группах. На этом уроке вы узнайте много необычного, интересного.

        -Учитель читает на фоне музыке наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…»

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно увидеть у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника острый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленья на

Рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всё ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Всё текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звёзды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Всё лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

                                                                                       

У. О чём это стихотворение?

Д. О природе, о красоте обычных растений, об отношении человека к природе.

   2. 1 стадия анализа текста – вызов.

       Цель:- пробуждение интереса к теме;

                 -структурирование последующего процесса                                                                                  изучаемой темы.    

У. Мы с вами живём среди бескрайних полей, среди шумных дубрав, среди много интересного, необычного и незабываемого. Представьте себе. Лето. Июль. Ласково светит солнышко. Тепло. Мы с вами идем по лесной тропинке. Вокруг множество цветов, разных растений. Легкий ветерок колышет их, слышно пение птиц да стрекот кузнечиков.

У. Какие чувства испытываете?

Д. Радость, счастье. На душе легко, весело.

У. На доске написаны слова, словосочетания:

Июльское утро

Зеленый кузнечик

Что-то спугнуло

Длинное чешуйчатое тело

В ужасе

Не мог удержаться

У. Не изменяя последовательности, составьте небольшие рассказы историй, которые могли бы с вами произойти. Напишите их на листочках (работа в группах).

  • Это мозговая атака. Здесь было дано задание по словосочетаниям и словам, взятым из текста, неизвестного детям, не изменяя последовательности, составить рассказ.
  • Создается поле восприятия: через маленький текст идем к большому.
  • Чтение сочиненных рассказов. Прослушивание каждой истории, придуманной группами.

3. II стадия анализа текста – стадия осмысления.

Цель: получение новой информации и соотношение с собственными знаниями.

У.Ребята, а теперь давайте познакомимся с рассказом А.Дорохова «Встреча со змеей». (текст на столах у каждой группы.)

-Выразительное чтение текста учителем.

У.Ребята, возьмите, пожалуйста, текст, прочитайте еще раз и разделите его на микротемы.

Ваша работа с текстом будет заключаться в том, чтобы найти в каждой маленькой части, объединенной одной общей темой, главную фразу,

Записать ее на листочке, а рядом написать ассоциацию или вопрос.

У нас должен получиться двойной дневник:

-На доске и у каждой группы есть заготовка.

-После обсуждения каждого высказывания групп, обоснованная учителем фраза записывается на доске.

Примерная работа.

                                                                   

Фраза (цитата из текста)

Ассоциации, вопрос.

Я пошел в лес по ягоды.

Радость от общения с природой.

Кузнечик сидел на травинке.

Летом всем хорошо!

Вдруг она зло зашипела…

Что будет дальше?

Ужас, страх.

Я бросился в сторону и попал в огромный муравейник.

Опять неприятность?

Извиваясь от укусов она неистово шипела.

Не желай беды другому – сам в беде окажешься.

Ай да муравейник!

Счастье от спасения.

                                               

4. III стадия – стадия размышления.

-Целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса, изучение материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация  (новый вызов), т.е.переход к теме текста, к его основной мысли.

-Возвращение к ключевым терминам и вновь мозговая атака.

-Идет дискуссия между группами. Учитель выслушивает каждого, не навязывая своего мнения.

У. Посмотрите внимательно еще раз этот текст, обратите внимание на те слова, словосочетания, которые выписали, на свои ассоциации. Скажите, можно ли проследить по нашему двойному дневнику настроение героя?

Д. Да, оно меняется, это видно очень хорошо.

У. Какова тема текста?

Д. Неожиданное спасение оттого, что поначалу показалось бы страшным. Ведь никто не полезет в муравейник, и этот человек не полез бы, но ему пришлось в него забраться, спасаясь от змеи.

У.Основная мысль?

Д. Писатель показывает, какие неожиданные сюрпризы может преподнести природа.

У. Отразилась ли тема в названии?

Д.Мнения разделились. Пришли к выводу, что тема нашла отражение в названии, но можно было бы назвать текст по-другому. «Неожиданное спасение», «Интересный случай», «Ай да муравейнички!»

У. Каков стиль текста? Тип речи?

Д.Стиль художественный, тип речи – повествование.

У. Прочитайте описание змеи. Какой звук присутствует чаще других? Почему? Какой прием использует автор?

Д. Звук Ш, автор использует прием аллитерации, чтобы показать опасность именно от змеи (шипит).

5. Проверка домашнего задания (оно давалось по группам).

У. А вы, ребята, встречались с муравьями? Как вы относитесь к этим насекомым? (Дети рассказали о муравьях как о самых трудолюбивых насекомых, о том что в медицине используют муравьиный спирт).

Итог урока.

У.На этом уроке мы хорошо поработали. Мы научились анализировать текст, учились правильно говорить, рассуждать, мыслить, работать в группе, уважая мнение своего товарища. Каждая группа по-своему подходила к решению той или иной проблемы. Спасибо всем! Молодцы! А домашнее задание будет таким: написать свой рассказ, который начинался бы словами: «Однажды со мной…» И озаглавьте его.

Встреча со змеей.

Ранним июльским утром я пошел в лес по ягоды. В тенистом бору стоял густой полумрак. Я вышел на поляну и лег в душистую траву.

Мое мнение привлек зеленый кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал. Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то спугнуло его. У большого пня лежала змея. Вдруг она зло зашипела и стала быстро-быстро разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.

Я попятился. Змея заскользила по траве. В ужасе я бросился в сторону и попал в огромный муравейник. Извиваясь от укусов, она неистово шипела.

Я не мог удержаться от смеха: «Ай да муравейнички! Здорово заступились за меня!»

(А.Дорохов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"

Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...

Урок развития речи по теме «Анализ сжатого изложения в 9 классе»

ТЕМА: «Анализ сжатого изложения  Ян Амос Коменский»...

Особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы

Статья посвящена теме: особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы. В статье представлен образец анализа лирического произведения "Отговорила роща золотая" поэта-имажиниста ...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".

обучение составлению описания человека в художественном стиле...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...