Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Котлярова Ирина Сергеевна

обучение составлению описания человека в художественном стиле

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности. В чём же дело? Как получается, что мы знаем литературных героев в лицо ?» - Прочитайте текст про себя. К какому стилю речи вы его отнесёте ? (К научному стилю. Во-первых, содержит сведения о портрете литературного героя; во-вторых, содержит научные термины; в-третьих, данный текст-отрывок из научно-популярной статьи о портрете.)

Слайд 2

Тема урока: Составление портрета человека в художественном стиле .

Слайд 7

«Как же так получается, что мы знаем литературных героев в лицо?» В произведении описывается портрет персонажа. Что же такое портрет? «Портрет в литературе-это изображение внешности героя(черт, мимики, фигуры, лица, одежды)как одно из средств его характеристики; разновидность описания». -Каково значение портрета? Его роль в описании? -Разновидностью какого типа речи является портрет литературного героя? -Как вы понимаете выражение психологический портрет? -Что ещё, кроме описания внешности литературного героя, он может включать в себя?

Слайд 9

Докажите , что перед вами психологический портрет. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце… Вся она-тёмная, но светилась изнутри-через глаза-неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка,-она ми мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Бабушка Акулина Ивановна, героиня повести М.Горького «Детство».

Слайд 10

Ответьте на вопросы: -Какие черты характера бабушки раскрываются в портрете? Доброта, ласковое и внимательное отношение к людям, мягкость. -Можно ли по портрету определить отношение рассказчика к героине? Отношение мальчика к бабушке восторженное, он постоянно любуется ею, тянется к ней, чтобы отогреться теплом её души. Ярко, с с любовью описывает рассказчик портрет бабушки: её глаза, улыбку, движения. Он находит для этого удачные эпитеты и сравнения.

Слайд 11

Выводы: Портрет литературного героя-это не только внешняя оболочка, выражающая его внутреннюю суть, но и способ выражения отношения автора к герою. Авторская симпатия или антипатия может выражаться открыто, в авторских комментариях, или скрыто, в подборе деталей портрета литературного героя. -Каковы же, по-вашему, задачи создания психологического портрета ? 1.Раскрыть внутренний мир и характер персонажа; 2.Передать авторское отношение к нему.

Слайд 12

Прочитайте портрет господина Тенардье,персонажа романа В.Гюго «Отверженные». Определите авторское отношение к персонажу и способ его выражения. Лафатер (учёный), увидев такое лицо, определил бы его как помесь грифа с сутягой; пернатый хищник и человек-крючкотвор, дополняя друг друга, усиливали своё уродство, ибо черты крючкотвора придавали хищнику нечто подлое, а черты хищника крючкотвору-нечто страшное». - Лексическое значение каких слов вы не поняли в контексте? -Каково авторское отношение к персонажу? (негативное. Выражается в подборе деталей портрета, в сравнении господина с хищной птицей, неприятной на вид.)

Слайд 13

Таким образом: Портрет никогда не воспринимается отдельно, но всегда вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. -Психологический портрет-это внутренняя суть литературного героя. Герои по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, бескорыстными и негодяями. И об особенностях характера героев следует судить не только по их поступкам, но и по их психологическому портрету.

Слайд 14

Хитрость со знаком «плюс» и со знаком «минус»… Как вы это понимаете? Из предложенных эпитетов выберите сначала те, которые характеризуют хитрость «плюс», а потом «минус». Весёлая,дьявольская,звериная,коварная,лукавая,невинная,лицемерная,обдуманная, пошлая, тонкая, дипломатическая. -Какие эпитеты вызвали ваше сомнение? Тонкая, дипломатическая. Их можно употреблять как при описании хитрого добряка, так и при описании хитрого негодяя.

Слайд 15

Прочитайте портрет Оливье, героя произведения В.Скотта «Квентин Дорвард ». Докажите, что это портрет хитрого негодяя. «...Оливье был маленький,худой человек с бледным лицом, в самом простом шёлковом камзоле и таких же панталонах и чулках-костюме, который едва ли мог выставить в выгодном свете его заурядную фигуру. Серебряный таз, который он держал в руке, и перекинутое через плечо полотенце указывали на скромную должность.Лицо отличалось живостью и проницательностью, однако он старался скрыть это выраженье и ходил, скромно опустив глаза, или, вернее, скользил неслышно, как кошка, словно стараясь прокрасться незамеченным. Но если скромность может скрыть добродетель, под этой личиной не укроется тот, кто осыпан королевскими милостями.Да и мог ли пройти через приёмны зал человек, который,как всем было известно, имел такое влияние на короля,какого добился его знаменитый цирюльник и камердинер Оливье де Лэн , или иначе – ОливьеНегодяй , или ещё-Оливье Дьявол! Эти прозвища были даны ему за ту чисто дьявольскую хитрость, с которой он помогал королю проводить в исполнение его вероломные замыслы».

Слайд 16

Ответьте на вопрос: Какие художественные средства выразительности языка помогают автору показать внутреннюю суть героя? Сравнения, эпитеты,прозвища ; противопоставления манеры поведения, одежды, т.е. внешних признаков, внутренней сути героя. Авторская антипатия выражена открыто.

Слайд 17

Составить психологический портрет Задание на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"

Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....

Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....

Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"

Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного с...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля.  Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...

Конспект урока в 11 классе Анализируем текст художественного стиля

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ...