Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Карачёва Елена Валентиновна

     Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного стиля. Обучающиеся развивают умение находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._urok_khudozhestv._stil_rechi.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе «Художественный стиль речи».

Цель: - обобщить знания о художественном стиле речи, полученные ранее

              на уроках русского языка и литературы;

           - сконцентрировать внимание обучающихся на эстетической функции

             художественного стиля речи;

           - развивать умение находить изобразительно-выразительные средства

             языка и определять их функции;

           - пробудить у учащихся интерес к родному краю, воспитывать чувство

             гордости за свой край, за малую родину, чувство красоты.

Ход урока.

I. Слово учителя.

     Летом 1907 года в лесах Кольского полуострова появился никому не ведомый в этих местах человек. Из Кандалакши путешественник направился на север, в глубины Русской Лапландии. Осторожной походкой опытного охотника двигался он через ягельные боры, преодолевал зыбкие пространства болот, на лодке переправлялся через озёра и тихие речные плёсы, а светлые полярные ночи проводил у костров, в тихой беседе с проводниками-лопарями. И вот что записал путешественник в своей походной тетради: «Путешествие, которое описывается в этой книге, не было задумано вперёд. Я просто хотел провести три летних месяца как лесной бродяга, с ружьём, чайником и котелком. Конечно, за это время я много узнал о жизни на Севере… Плана путешествия у меня не было, но когда я стал о нём раздумывать, то мне представилось, будто кто-то мной руководит…

     И мне стало казаться, что я, как в сказке, шёл по Северу, за волшебным колобком…»

     Свои записки путешественник соединил с другими, которые составили лирический путевой дневник его странствий по Русскому Северу. Книга эта называется «За волшебным колобком», а написал её Михаил Михайлович Пришвин, человек, который не родился на Севере, но искренно полюбил этот край.

- Кто догадался, почему именно сегодня мне захотелось вспомнить о Пришвине, о его путешествии на Север (В 2007 году было 100 лет его путешествию; родился 5 февраля 1873 г – в этом году – 135 лет)

II. Чтение отрывка из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком». Текст на партах и на слайде.

- Прочитаем отрывок из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком».

     1) Реки нет, птиц нет, леса нет, зато перед глазами такой покой, такой отдых! 2) Я забываю о птицах, я понимаю, что это совсем не то. 3) Я не говорю себе: «Это Имандра, горное озеро». 4) Нет, я пью это вечное спокойствие.

     5) Имандра – это мать, молодая, спокойная. 6) Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного спокойного озера, окружённого чуть видными чёрными горами с белыми пятнами. 7) Я знаю, что это озеро высоко над землёй, что тут теперь солнце не сходит с неба, что всё здесь прозрачно и чисто. 8) И всё это потому, что очень высоко над землёй, почти на небе.

     9) Такой прозрачной воды я никогда не видел. 10) Кажется, что она должна быть совсем лёгкой, невесомой. 11) Не могу удержаться, чтобы не попробовать: холодная, как лёд. 12) Всего две недели, говорят мне, как Имандра освободилась ото льда. 13) Холодная вода и потому, что с гор – налево горы Чуна-тундра, направо чуть видны Хибинские. 14) Непрерывно всё лето стекает тающий снег.

     15) Хорошая погода, но какая-то странная. 16) Вероятно, такой день был после потопа, когда только начала сбывать вода. 17) Вся эта грешная земля, там, внизу, залита водой; остались только эти чёрные верхушки гор с белыми пятнами. 18) Всё успокоилось, потому что всё умерло. 19) И смертную тишину насквозь пронизали лучи вечного солнца. 20) Вода, небо, кончики гор.

     21) Достаю мелкую монету и пускаю в воду. 22) Она превращается в зелёный светящийся листик и начинает там порхать из стороны в сторону. 23) Потом дальше, в глубине, она светится изумрудным светом и не исчезает. 24) Её зелёный глазок смотрит оттуда, из затопленных садов и лесов, сюда, наверх, в страну незаходящего солнца.

III. Анализ текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

- Как вы могли бы озаглавить этот отрывок?

1. Работа с 1 – 4 абзацами.

- С какого предложения начинается этот текст? (с восклицательного, восхищение, восторг)

- Какое изобразительно-выразительное средство вы увидели в этом предложении? (градация – нет, нет, покой, отдых)

- Найдите изобразительно-выразительные средства языка во всём первом абзаце.

- Как объяснить выбор используемых средств. С какой целью автор употребляет их? (восхищение, восторг, первозданность, неповторимость)

- Чем восхищён автор? Выпишите из 1 – 4 абзацев текста однокоренные слова, словосочетания и синонимичные слова.

1) покой                                                                      2) прозрачно

    отдых                                                                          чисто

    вечное спокойствие                                                   прозрачная вода

    спокойная мать                                                          лёгкая вода

    спокойное озеро                                                         невесомая вода

    успокоилось всё                                                         как лёд

    умерло всё                                                                  ото льда

    смертная тишина                                                       тающий снег

    тишина, покой                                                            после потопа

                                                                                         вода

                                                                                         залита водой

                                                                                         затопленных

                                                                                         гора с белыми пятнами

- Какими ещё изобразительно-выразительными средствами подтверждает автор чистоту, первозданность, неповторимость, тишину? (гипербола – всё успокоилось, всё умерло, смертная тишина…)

- На ваш взгляд, в каком предложении выражена основная мысль текста? (5)

- Имандра – это мать, молодая, спокойная. Какое изобразительное средство применяет автор? (метафора)

- Как вы понимаете это выражение? (живое, родное, Имандра освободилась)

2. Работа с 5-ым абзацем.

- Выпишите однокоренные и синонимичные словосочетания из 5-ого абзаца.

                                         зелёный глазок

                                         зелёный листик

                                         светящийся листик

                                         светится изумрудным светом

- Какие средства выразительности использует автор, употребляя эти словосочетания?

- Почему преобладает зелёный цвет?

- Какие особенности на уровне фонетики вы заметили в 5-ом абзаце? (ассонанс, звук  с)

- Какой приём использует автор в последнем предложении? (перифраза – в страну незаходящего солнца)

- Какая картина предстаёт перед вами при сравнении 1 – 4 и 5 абзацев? Какой рисунок вы бы нарисовали, изображая эту картину? Какое средство выразительности использует автор в тексте? (антитеза – противопоставление)

IV. Вывод учителя.

     Итак, Имандра – мать наша, молодая, спокойная. Охраняйте её. Берегите её первозданную тишину и красоту.

V. Обобщение знаний о художественном стиле.

     Мы разобрали текст художественного стиля. Давайте обобщим знания об этом стиле речи.

На слайде таблица. Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы.

Сфера применения.

 Где используется?

В художественных произведениях

Задачи речи.

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать читателю чувства, эмоции, которые испытывает автор; создать поэтический  образ.

Стилевые черты. Каким бывает высказывание?

Высказывание отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического воздействия.

Функция

Эстетическая

VI. Слово учителя.

     Художественный стиль речи рассматривается часто как язык художественной литературы и занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух материей, без которой не может быть создано произведение.

     «Мёртвых слов нет – все они оживают в сочетаниях», - писал А.Н. Толстой. И задача писателя в том и состоит, чтобы «оживить слово». Если не найдено нужное слово, то и не родился образ.

     Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать чувства. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

VII. Тестовая работа по тексту. (Тест раздаётся каждому ученику)

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании НАЧАЛА СБЫВАТЬ.

2. Из предложений 18 – 21 выпишите словосочетание со связью примыкание.

3. Из предложений 15 – 18 найдите страдательное причастие.

4. Из предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленными одиночными прилагательными.

5. Из предложений 6 – 9 найдите предложение с распространённым обособленным определением.

6. Из предложений 4 – 12 найдите предложение с однородными придаточными.

7. Из предложений 7 – 12 найдите предложение с уточняющим членом предложения.

8. Из предложений 13 – 16 найдите предложение с вводным словом.

9. Из предложений 10 – 15 найдите предложение с вставной конструкцией.

10. Из предложений 16 – 20 найдите назывное предложение.

11. Из предложений 16 – 22 найдите простое определённо-личное предложение с однородными членами предложения.

12. из предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением.

Д/З       написать сочинение-рассуждение по данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...