Конспект урока в 11 классе Анализируем текст художественного стиля
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Булдашова Лидия Николаевна

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе

Анализируем текст художественного стиля

Цели урока

  • Обобщение знаний о художественном стиле речи, расширение читательского кругозора.
  • Развитие навыков и умений анализа текста при подготовке к ЕГЭ с использованием краеведческого материала.
  • Совершенствование умений и навыков  самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
  • Воспитание любви к родному краю, привитие интереса к литературе Урала.

Эпиграф:

            Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,

         выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                         А.И.Куприн

Оборудование: выставка книг писателя Ю.Либединского,  мультимедийный комплект, презентация урока, презентация  ученика « О Юрии Либединском», раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

 

Ход урока

  1. Постановка целей урока

Прочитаем тему урока и  определим его цели

II. Повторение

- Индивидуальное задание: записать признаки художественного стиля, заполнив таблицу:

Художественный стиль

Приметы

стиля

Цель

Жанры

Характерные языковые средства.

Проверка (ответ на экране):

   

Художественный стиль

Приметы

стиля

1.Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

2. Использование в художественных произведениях.

3. Индивидуализированность.

Цель

Создание художественных образов, эмоциональное воздействие на воображение и душу читателя.

Жанры

Все жанры художественной литературы.

Характерные языковые средства.

Использование тропов, стилистических фигур, всех пластов языка.

 

-  Индивидуальное задание.

    Сравнить публицистический стиль с художественным.

     Распределить рассыпавшиеся карточки в соответствующую колонку

      Ключ:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Публицистика отражает реальную жизнь

Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир

Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому:

  • автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, его слово в публицистике эмоционально воздействует на формирование общественного мнения;

  • автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя;

  • автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения;

  • автор дает прямые оценки явлениям и событиям;

  • автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор исследует жизнь на конкретных, индивидуальных примерах

  • автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки;

  • автор дает возможность ярко представить описываемые события и чувства;

  • автор передает свои эмоции и вызывает ответные переживания;

  • автор не всегда дает прямые оценки описываемому, читатель сам должен сделать выводы;

  • авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.;

  • функция убеждения вторична.

- Индивидуальное задание (на доске): в каком слове больше всего морфем? Докажи.  

      1) разговорный;

      2) публицистический;

      3) художественный;

      4) деловой;

      5) научный.

Каким словосочетанием  можно объединить все эти термины? (стили речи)

Какое название нужно уточнить?

   

   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же  буква:

        1) изобр…зительный,  эм…циональный,  пр…изведение;

        2) гиперб…ла, мет…нимия, ср…внение;

        3) алл…гория, л…тота, ол…цетворение.

   Какой термин тебе не известен?

-  Коллективная работа (таблица на слайде).

Соотнести:

Стиль Толстого

 

Стиль  торжественный

Стиль небрежный  

 1.  Построение речи в соответствии

     с нормами словоупотребления.

2.  Отбор языковых средств по

     принципу экспрессивно-

     стилистической окраски.

 3. Совокупность средств языка,

      характерных для какого-либо

     писателя, произведения

 

  Проверка

Стиль Толстого

 

Стиль  торжественный

Стиль небрежный  

3. Совокупность средств языка,

      характерных для какого-либо

     писателя, произведения.

2.  Отбор языковых средств по

     принципу экспрессивно-

     стилистической окраски.

1.  Построение речи в соответствии

     с нормами словоупотребления

Какому понятию соответствует определение?

Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:

  1. фигура речи;
  2. троп;
  3. рифма.

Проверка задания

Ключ:

Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:

         2) троп.

Поведение итогов опроса.

Все понятия, которые мы повторили, относятся к художественному стилю речи и помогут нам  в процессе анализа текста художественного произведения. Оценки.

  1. Работа с текстом.

Для анализа мы возьмем отрывок из произведения нашего земляка, писателя первой половины 20 века,  Ю. Либединского.

  1. Выступление учащегося с презентацией (в электронном виде) биографической справки о писателе.

  1. Восстановление деформированного текста (раздаточный материал)

(1)____________________________________________________________________

       (2) Я взбежал на вал. (3)Из-за редких сосен, росших на этой образованной из гальки дюне, сразу стало видно все озеро.

  (4) Нет, оно не пряталось, оно раскрывалось все сразу, на все свои сорок -пятьдесят верст.(5) Оно лежало среди высоких гор.(6) Эти горы сами по себе были красивы, но в сочетании с озером, на первый взгляд казавшимся круглым, создавалась такая единственная в своем роде картина, что  эта первая встреча с озером стала для меня откровением. (7)Мне точно сообщили что-то,   чего не можешь постичь,  а тем более выразить,  и в то же время знаешь, что тебе уже сообщено, что до встречи с озером ты не знал чего-то самого главного в жизни… (8)Уральская природа, в которую я был укутан до этого,  как в одеяло,  и от широких складок его не отделял себя,  вдруг предстала предо мной как существующая сама по себе, невыразимо прекрасная и – лучше Пушкина не скажешь! – равнодушная…

(9)Озеро искрилось под солнцем, оно меняло свой цвет.(10) Иногда дальняя половина его вдруг покрывалась белыми гребешками – там дул ветер из ущелья, а у нас было тихо. (11)Потом и до нас доходило волнение.

 (12)Озеро, хотя я видел его ежедневно, каждый раз внезапно удивляло меня. (13)Точное чувство подсказывало мне, что никогда и нигде не увижу я больше такого чуда, откровенного чуда, не только каждый день, но и каждый час нового!

(14)И была такая минута, когда я, выйдя на прибрежный хребет, вновь увидел озеро сквозь рыжие стволы сосен, и восхищение с такой силой охватило меня, что я не выдержал и пустился в пляс…

(15)Однажды ночью меня разбудил крик сестры. (16)Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах.

(17)«А что с озером?» - подумал я.

(18)Издали слышно было, как оно ревет. (19)И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру.

(20)Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. (21)Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившиеся с неба.

(22)Я взбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.

(23)Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. (24) ______________________________________________________________________

Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

  1. Озеро было все молочно-голубое среди темных гор.
  2. Тут, наверное, я впервые почувствовал это равнодушие природы.
  3. Утром мы пошли к озеру, трое детей с няней.

    Впишите его в текст.

Какое предложение  должно быть последним?

  1. За семь верст видна на той стороне полоска прибоя.
  2. Но то, что я тогда увидел, запечатлелось на всю жизнь.
  3. А потом стемнело.

Впишите его в текст.

3. Выразительное чтение отрывка.

4. Работа в группах.

Задание первой  группе.

Заполнить таблицу:

Задача автора

Основная идея текста

Позиция автора

Задание второй группе.

Заполнить таблицу:

Моя точка зрения по поводу темы текста

Аргументы.

Задание третьей группе ⃰.

Заполнить таблицу:

Характерные особенности текста

( тип речи, стиль и его признаки)

Языковые средства,

использованные автором    

(укажите номера предложений)

Можно использовать справочный материал (карточка):

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

Целая гора сладостей.

Литота – преуменьшение.

Мужичок с ноготок.

Метонимия – перенос значения (переименование):

- с человека на его внешние признаки

За мной в очереди вон та рыжая шевелюра;

- с учреждения на его обитателей

Вся школа вышла на стадион;

- имени автора на его творение

Читаем Пушкина.

 Метафора – скрытое сравнение

Горит восток зарею новой.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенос признака с живого предмета на неживой.

Листья шепчутся.

Антитеза – противопоставление.

Стихи и проза, лед и пламень.

Эпитет – поэтическое определение.

День чудесный!

Фразеологизм -  образное устойчивое выражение

В нем искра божия.

Защита ответов. Оценка участия каждого ученика в группе.

Примерные ответы:

Задача автора

Основная идея текста

Показать незабываемые картины уральской  природы, которая всегда удивляет  своей неповторимостью и восхищает.

Позиция автора

Общение с природой становится откровением, постижением  чуда, и эти мгновения остаются в памяти человека на всю жизнь.

Моя точка зрения по поводу темы текста

Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо.

Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой  познаешь неведомое и делаешь открытия.

Аргументы.

Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо.

Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой  познаешь неведомое и делаешь открытия.

Характерные особенности текста

( тип речи, стиль и его признаки)

Эмоциональность, субъективность повествования, выразительность.

Типы речи: повествование с элементами описания.

Стиль – художественный.

Языковые средства,

использованные автором

(укажите номера предложений)

Метафоры (4,8,9,12,13,14,21,22)

Эпитеты (5,6,7,13,14)

Сравнения (7,10)

Олицетворение (6,8, 22)

Гипербола (22)

Градация (13)

Контекстные синонимы и антонимы (8)

Звукопись (9,10,11; 20,21)

     5. Выразительное чтение второго текста. (Раздаточный материал)

   Три года тому назад я уехал из Москвы  и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу в теперешней Москве нельзя? Чтобы снова видеть, как несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, этого я не хочу.

 Но нет дня, чтобы я не тосковал о России, нет часа, когда  бы  я  не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство.  Я  поэт.  Я не связан.  Я полон беспредельной любви к миру моей матери, которая называется Россия.

Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.  Там, в родных моих лесах, слышно ауканье,  которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

                                                                       (По К. Бальмонту)

-  Что объединяет этот текст с первым?

Итоги урока. Рефлексия

Как вы поработали на уроке?

Оцените свою работу, изобразив символ:

 Доволен                 Не доволен         Не знаю, как оценить

Сегодняшняя работа ещё одна ступенька к хорошей оценке на экзамене.

Как прочно вы на ней стоите, покажет ваша домашняя работа.

Выставление оценок.

Домашнее задание

Написать сочинение  на выбор по первому или  второму тексту .

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, прокомментируйте.

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора, своё мнение аргументируйте.

Объем сочинения – не менее 150 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"

Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"

на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс

Урок русского языка по ФГОС.  7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...