Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_khudozhestvennyy_stil_rechi.pptx2.56 МБ
Файл konspekt_uroka.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественный стиль текста урок русского языка 5 класс

Слайд 2

Эпитет – образное определение предмета, например (разухабистое дерево). Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства (бурлящий водопад листвы). Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека (ели задумчивы и серьезны, звезды уснули). Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания (листья ольхи, словно детские ладони).

Слайд 3

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром . С.А.Есенин

Слайд 4

Сравнения Принакрылась снегом, точно серебром Распустились кисти белой бахромой (творительный сравнения) – кисти похожи на бахрому

Слайд 5

Эпитеты Сонная тишина Пушистые ветки Золотой огонь

Слайд 6

Олицетворения Береза принакрылась Заря, лениво обходя кругом…

Слайд 7

М етафоры Горят снежинки Кисти распустились Обсыпает ветки новым серебром

Слайд 8

Подберите эпитеты к словам: Ствол – Ветки – Листья – Тонкий, гибкий, стройный, белоснежный с черными полосочками Нежные, хрупкие, хрустальные, Изумрудные, клейкие, трепещущие

Слайд 9

Какие сравнения можно использовать при описании березки? Березка, Ствол, Ветки, Сережки, Листики, как девушка, стройная и гибкая как свеча как руки как девичье украшение как кудри

Слайд 10

Задание Написать сочинение – миниатюру, используя художественные средства языка: «Удивительное дерево – береза» или «Зимняя березка» (на выбор)

Слайд 11

Домашнее задание на выбор 1. Нарисовать березку такой, какой она будет в ваше любимое время года. Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину 2. Составить вопросы викторины по художественным средствам языка (с примерами) 3. Выполнить упр. (списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропов).



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Художественный стиль речи» (творческая мастерская)

Цели урока.

     Предметные: создание условия для формирования представления о художественном стиле речи и его особенностях, умения создавать тексты художественного стиля с использованием разного вида художественных средств; закрепление знаний о тропах.

     Метапердметные: личностные – формирование эстетического вкуса; регулятивные – формирование умения организовать взаимодействие со сверстниками для продуктивной работы в группе, самостоятельную творческую работу, оценивать собственную и чужую работу на этапе обсуждения сочинений; коммуникативные – овладение письменной и устной речью, умение оценивать письменные высказывания с точки зрения её языкового содержания; познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели, выполнение логических операций (сравнения, классификации).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие - путешествие в творческую лабораторию  одного писателя. Мы попытаемся приоткрыть секреты мастерства Сергея Александровича Есенина и попробуем свои творческие силы. Работать мы будем  в группах.

  1. Актуализация знаний.

-Нашим проездным билетом будут правильные ответы на вопросы. О чем мы говорили на прошлом уроке? (о стилях речи) Какие стили речи мы знаем?

- Определите стили речи в данных отрывках (прослушать отрывок, нарисовать схему речевой ситуации)

1) – Смотри, малыш, какое красивое дерево.

    - А как оно называется?

    - Береза. Это единственное дерево с такой корой.

    - Она гладкая и теплая, правда, мам?

2) Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых, произрастающих в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. В России насчитывается около 50 видов. (Дети зарисовывают схемы, проверяем)

- Какой стиль речи не встретился? (художественный). Молодцы, все справились с заданием. В путь!

  1. Тема нашего урока «Художественный стиль речи» (слайд 1). Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (дети высказывают предположения, учитель подводит итог)
  2. Работа с текстом. Текст у каждой группы распечатан. Подготовленный ученик читает его выразительно.

- Можно ли считать, что это стихотворение относится к художественному стилю? Докажите свою точку зрения. (Главный признак – это употребление слов в переносном значении – тропов). Действительно, Сергей Александрович Есенин – великий мастер слова. Многому можно поучиться, заглянув в его лабораторию. Давайте начнем с повторения понятий, которые нам могут понадобиться.

- Какие художественные средства вы знаете? (слайд 3)

6.    Задание для групп:

- Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры (записать словосочетания в таблицу).

7.  Обсуждение получившихся результатов, сверяем с доской (слайд 4-7).

-Сделайте вывод об особенностях художественного стиля.

      7.   Береза – уникальное дерево. «Страной березового ситца» называл Сергей Есенин Россию, потому что это единственное дерево с белой корой растет только у нас. Писатели и поэты воспевали березу в своих произведениях.

   Мы с вами не художники слова, а только учимся, поэтому давайте попробуем подобрать тропы, помогающие описать березку.   (Групповая работа). Дети записывают в тетрадях, подобранные тропы (работа 5 минут). Обсуждаем получившееся, отмечаем наиболее удачные. Можно дописать в тетрадь те словосочетания, которые понравились. Подобранные сравнения и эпитеты помогут написать небольшую творческую работу.

  1. Мы увидели с вами, что найти нужные слова, передающие отношение автора к описываемому предмету не так легко. А теперь давайте попробуем составить текст. Задание: написать сочинение-миниатюру, опираясь на записанные словосочетания. Работа на 5-7  минут под тихую музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Январь»
  2. Чтение и обсуждение 3-4 работ.
  3. Подведение итогов. Что вы узнали на уроке?  Выполнили ли поставленные цели? Чему научились? Над чем ещё нужно поработать?
  4. Домашнее задание на выбор учеников (разноуровневое):
  1. Нарисовать березку такой, какой  она будет в ваше любимое время года.

Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину.                                  

  1. Составить вопросы викторины  по художественным   средствам языка (с примерами)
  2. Упр.      Списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык

Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...