Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst._szhatie_kak_vid_informatsionnoy_pererabotki_teksta.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Тема. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста.
Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; совершенствовать практические умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; содействовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схема, памятка, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложения абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста.
Ход урока
I.Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Задание. Составьте лингвистическое сообщение «Текст как целостное законченное высказывание», опираясь на ранее полученные знания и схему (запись на доске).
Текст (целостное законченное высказывание)
Наличие темы и идеи
Наличие или возможность заголовка
Признаки текста Смысловая связь между предложениями
Определённая последовательность предложений
Использование языковых средств связи между
предложениями
завершённость, смысловая законченность
III.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
- Изложение – один из видов учебной деятельности, направленной на формирование навыков развития письменной речи; один из способов письменного пересказа исходного текста. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц, обстановка должны быть переданы без искажения. Основным условием выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста. Сжимая прослушанный текст, вы создаёте на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Итак, за работу!
IV. Работа над формированием культуры и развитием речи учащихся
Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
- Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественных моментов, второстепенной информации (исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относят:
а) исключение:
-повторов;
-одного или нескольких из синонимов;
-уточняющих и поясняющих конструкций;
-фрагмента предложения;
-одного или нескольких предложений;
б) обобщение:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
в) упрощение:
-слияние нескольких предложений в одно;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена сложноподчинённого предложения простым;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Помните: сокращая текст, можно использовать слова автора, но чаще авторский текст необходимо перефразировать. Важно при этом не исказить мысль автора. Чтобы сжать текст необходимо:
1)составить план, каждый пункт которого будет сопровождён опорными словами или словосочетаниями;
2) перечитать черновик изложения и проверить сохранение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного и вашего текста;
3) проверить орфографию, начиная с последнего текста и поднимаясь к началу изложения;
4) посчитать количество слов. 90 – 100 слов – норма сжатого изложения.
Ознакомление с памяткой «Алгоритм написания сжатого изложения»
- Прочитайте абзац и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию.
- Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.
- Опустите в предложении те слова, которые не изменяют его смысла.
- Опустите предложения, которые вы находите избыточными.
- Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций.
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
- из текста можно изъять только несущественную, дополнительную информацию, отсутствие которой не разрушит смысловую целостность текста;
- вначале нужно смыслить содержание, определить основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста.
Практическая работа с языковым материалом
Задание №1. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Использую приём свертывания, сократите текст, запишите его.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Подсказка. Приём свёртывания суждений позволяет при анализе этого предложения выделить следующие части: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Ответ. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.
Задание №2. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А.Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже были в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами.
(По Б.К. Зайцеву)
Самостоятельная работа (в парах с раздаточным материалом)
Задание. Напишите сжатое изложение исходного текста, использую различные приёмы сжатия.
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, – такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
По материалам периодической печати
252 слова
Образец сжатого изложения
Ещё недавно ученые считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
Эти качества человек может в себе развить через восприятие искусства. Кино, театр, музыка – всё вызывает эмоции, заставляет переживать, обогащает личность. У людей развивается «эмоциональный интеллект», то есть сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности.
(100 слов)
Работа с материалами учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
- Новая форма итоговой аттестации в 9-м классе включает задания, призванные проверить, понимают ли учащиеся прочитанный текст и могут ли использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента. Сегодня мы с вами ознакомились с разными видами сжатия текста и плодотворно поработали. Надеюсь, что материал, использованный на уроке, поможет вам подготовиться к успешной сдаче экзаменов.
VI. Домашнее задание
1.Выполнить упражнение (по выбору учителя)
2.Творческое задание (по выбору учащихся). Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок (230 – 250 слов), написать сжатое изложение.
Конспект подготовлен с помощью материалов Фефиловой Г.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).
Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по по...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Конспект урока русского языка "Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста"
Подготовка к ОГЭ...
Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».
Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЛОШНЫХ И НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ
В последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире ...