Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по поставленной проблеме. Создание условий для овладения учащимися фоновыми знаниями, имеющими важное значение для общекультурного развития.

Оборудование: учебник (упражнение 41), схема, памятка, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложение абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста; выражают своё мнение по исходной проблеме и аргументируют свою позицию, приводя примеры из прочитанного текста.

Использованная литература:

1.     Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2.     Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx660.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).

Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по поставленной проблеме. Создание условий для овладения учащимися фоновыми знаниями, имеющими важное значение для общекультурного развития.

Оборудование: учебник (упражнение 41), схема, памятка, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложение абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста; выражают своё мнение по исходной проблеме и аргументируют свою позицию, приводя примеры из прочитанного текста.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

Интерактивное упражнение "Мозговой штурм"

Задание. Составьте лингвистическое сообщение "Текст как целостное законченное высказывание", опираясь на ранее полученные знания и схему (запись на доске).

Текст (целостное законченное высказывание)

Наличие темы и идеи

Наличие или возможность заголовка

Смысловая связь между предложениями

текст

Определённая последовательность предложений

Использование языковых средств связи между предложениями

Завершённость, смысловая законченность

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

 - Изложение - один из видов учебной деятельности, направленной на формирование навыков развития письменной речи; один из способов пересказа исходного текста. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства общения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста. Сжимая прослушанный текст, вы создаёте на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Итак, за работу!

IV. Работа над формированием культуры и развитием речи учащихся.

1. Объяснение учителя. (Учащиеся составляют таблицу)

 - Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2. свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относят:

1. исключение (учащиеся дополняют рассуждение учителя о том, что может быть исключено);

2. обобщение (проводится аналогичная работа);

3. упрощение (приводятся рассуждения).

Приёмы сжатия (компрессии ) текста

ИСКЛЮЧЕНИЕ

второстепенной информации

(подробностей, деталей, уточнений, пояснений.). Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным.

 УПРОЩЕНИЕ

синтаксических конструкций.

Исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми.

ОБОБЩЕНИЕ

единичных явлений и фактов, перевод  частного в общее.

Переформулировать мысль своими словами.

                            Я З Ы К О В Ы Е      П Р И Ё М Ы

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОВТОРОВ.

2. ИСКЛЮЧЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.

Человек воздействует на экологическую систему Земли.

3. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКО СИНОНИМОВ

4.ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ,СЛОВОСОЧЕТАНИЙ,

ФРАГМЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ПОЯСНЯЮ-ЩИХ КОНСТРУКЦИЙ,СИНОНИМОВ В РЯДУ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ,ЦЕЛЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты.

– У каждого человека свои задатки (способ сжатия – исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения).

1.СЛИЯНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО.

 Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60%  из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Сегодня освоены  около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения  плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.

2.ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.


3.ЗАМЕНА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМ.

4. ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНОНИМИЧНЫМ  ВЫРАЖЕНИЕМ Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.

Загрязняя природу, человек ставит самого   себя в тупик.

1. ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ НАИМЕНОВАНИЕМ.

2. ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ С ОБОБЩАЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ

3. Замена прямой речи косвенной.

2. Ознакомление с памяткой "Алгоритм написания сжатого изложения"

ПАМЯТКА

1. Прочитайте абзац и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию.

2. Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.

3. Опустите в предложении те слова, которые не изменяют его смысла.

4. Опустите предложения, которые вы находите избыточными.

5. Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций.

Помните:

1) из текста можно изъять только несущественную информацию, отсутствие которой не разрушит смысловую целостность текста;

2) вначале нужно осмыслить содержание, определить основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста.

3. Практическая работа с языковым материалом.

 - Стр. 30 упр.41 (1 и 2 задание выполняется коллективно)

Домашняя работа.

- Стр. 30 упр.41 (задание 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".

Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....

Презентация "Анализ и информационная переработка текста"

Презентация "Анализ и ннформационная переработка текста" межет быть использована на уроках русского языка или факультативах при подготовке к ЕГЭ. На слайдах представлены такие понятия, как тема, идея,...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся  жизнь»  (Сжатое изложение)"...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...