Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Носкова Елена Александровна

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания сочинения, где ребята учатся друг у друга, расширяют свои представления о данной форме работы, учатся слушать и слышать  и обогащать свой словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского  языка  5 класс

Тема:  Закрепление знаний о стилях  и типах речи  ( научный, публицистический, художественный – описание, повествование, рассуждение)

Цели:

Обучающая:

  • закрепить понятия «стили речи» «типы речи»;
  • научить работать с текстами разных стилей речи.;
  • научить учащихся создавать собственный текст.

Развивающая:

  • развитие речи учащихся;
  • наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для создания текстов различных стилей.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: технология группового взаимодействия (урок развития речи).

Оборудование:

  • учебник “Русский язык 5 класс” (автор: Разумовская);
  • распечатки текстов;
  • распечатка цветных фотографий;
  • памятка «Как работать над сочинением»;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация к уроку.

План урока

Этап урока

Предполагаемое время

1.

Организационный момент.

1 минута

2.

Определение основных признаков стилей речи и типов речи на примере текста

7 минут

3.

Работа  с фотографиями

10 минут

4.

Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением”.

2 минуты

5.

Запись примерного плана сочинения или работа с кластером.

2 минут

6.

Написание текста.

 10 минут

7.

Прочтение и разбор текстов

11 минут

8

Работа с таблицей

1 минута

9

Домашнее задание.

1 минута

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение основных признаков стилей речи и типов речи на примере текста

У каждого из вас есть лист, на котором 3 текста:

  1. Определите стиль каждого текста.
  2. Определите тип речи.

  • Крюк – устройство из 2 частей: деревянного древка и металлической скобы в виде дуги, используется в различных областях строительства.
  • Как грустно, что современные нанотехнологии вытесняют старые добрые инструменты. Их делали мастера с душой, теплотой. Помню, зайдешь в дедушкин сарай и чего там только нет! Вот висит крюк, с помощью которого мы с дедом…
  • Уставший Крюк пришел с работы и стал жаловаться жене Отвертке на свое житье-бытье. Она слушала, слушала да и говорит: « И чем ты недоволен, работаешь в тепле, с друзьями Молотком и Рубанком…»

- По каким признакам вы определили стиль текста и тип речи.

- Сегодня на уроке мы и будем применять эти знания при составлении собственного текста.

III. Работа с фотографиями

- Ребята, рассмотрите фотографии ( слайд1), на парте лежит раздаточный материал – цветной ксерокс данных фотографий:

- Придумайте название каждой фотографии http://img.funtema.ru/2011/01/03012011/8/2.jpghttp://slavyanskaya-kultura.ru/images/photos/3b2d8a9c7dcd8279c46299f7985e7b4e.jpg

  1. Спасение лошади                                                        2. Русские просторы                      http://glazov-news.ru/images/photos/10-2015/musornye.jpghttp://slavyanskaya-kultura.ru/images/10(14).jpg

  3. Защитим город от мусора                                         4. Иван-царевич

Учитель: Каждая группа  выбирает свою фотографию, о которой она хочет написать.

( Как правило , ребята выбирают 1,3,4 – вторая остается незадействованной, не надо бояться , ее можно использовать для коллективной работы , для домашнего задания).

- Группы, назовите свой выбор фотографии.

- Ваше задание составить по ней текст.

- О чем будет писать 1группа? (Иван –царевич) Какой стиль вы выберите?( художественный) Почему? ( создаем образ героя) Какой тип речи будет главным?(повествование)

- 2 и 3  группа выбрала первую фотографию? О чем вы будете писать? ( одни ребята могут сказать – о спасении лошади, другие – о неравнодушии людей к беде).

- У вас более сложная тема, почему? (текст может быть публицистическим и художественным)

- Какой тип речи будет в вашем тексте ( повествование и рассуждение)

- У 4 группы третья фотография. Как вы думаете, какой текст получится у вас? ( публицистический – рассуждаем об окружающей природе, экологии).

IV. Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением”.

Учитель:

- Давайте прочитаем памятку «Как писать сочинение», повторим композицию сочинения ( работа с учебником)

V. Запись примерного плана сочинения или работа с кластером.

- У вас на столах лежит кластер, заполните его так, чтобы он вам помог в написании вашего текста.

                                                            СуждениС

Ребята уже работали на обучающих уроках с кластерами, поэтому они знают , что можно добавлять фигуры. В квадраты они вписывают все варианты, которые предлагаются для доказательства своего суждения. Суждение они формулируют совместно. Возможна и работа индивидуальная в этой части текста, тем интереснее потом ребятам слушать.

Можно предложить ребятам и работу по плану ( план они составляют самостоятельно и обязательно сложный).

VI. Самостоятельная работа в группах (10-12 мин).

Учитель : Давайте послушаем  ваши сочинения. Перед чтением вы должны назвать стиль текста и типы речи, которыми вы воспользовались.

VII. Работы ребят:

1 фотография.

Это произошло весной. Лед еще не растаял, но у берега он был тонкий.

    И вот лошадь, бегущая по берегу, заскользила и скатилась в ледяную воду реки. Она проломила лед и течение ее стало уносить под лед. Но тут на помощь пришли люди. Они пожалели лошадь и бросились ее спасать. Шесть человек тянули ее из воды. И вытащили.

     Так лошадь была спасена, а люди - молодцы! 

(тип речи – повествование, ребята определили верно, а вот стиль речи вызвал затруднение, некоторые назвали художественный, другие публицистический. Заодно еще раз проговорили признаки этих стилей, выделили особенности данного текста.)

3 фотография

    Надо беречь наш город. Приятно гулять по чистым улицам, дышать свежим воздухом. И в классе у нас висит правило: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»

     А что мы видим на фотографии . Люди выносят мусор в положенное место, но его не убирают. Так город может весь утонуть в мусоре!

      Надо задуматься всем, куда девать мусор, чтобы он не портил наш город.

(тип речи – рассуждение, стиль – публицистический, сразу отрабатываем понятие проблемы текста, на данном примере обращаем внимание на логическую последовательность изложения материала и на речевые ошибки)

4 фотография

  В некотором царстве-государстве жил Иван-царевич. Захотел он испытать свою силу и удаль. И отправился в дальние края.

   Едет по полям и лесам, но везде тихо и спокойно. И обратился он к ясному солнышку за помощью. И солнце молвило: «В тридесятом государстве появился Змей-Горыныч, иди и избавь людей от него». И отправился Иван туда. И сразился он со Змеем, трудно ему было , но царевич выиграл.

  Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!.

   ( тип речи – повествование, стиль – художественный, в этом тексте обращаем внимание на грамматические ошибки, и просим ребят найти элементы устного народного творчества и как они связаны  с русским языком)

 VIII. Итог урока.

Учитель:

- Мы с вами сегодня  творчески поработали, написали интересные тексты и теперь по результатам работы на уроке давайте заполним таблицу:

Могу быстро определить стиль текста

Затрудняюсь с определением стиля

Легко различаю типы речи

Затрудняюсь с определением типа речи

Знаю характерные признаки стилей и типа речи

Затрудняюсь в определении характерных признаков стиле и типа речи

Чему научился на уроке

Что  надо еще повторить

IX. Домашнее задание: выберите любую фотографию о природе, напишите текст в научно-популярном стиле, составьте свой кластер или план . Обратитесь к справочному материалу.