Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Павлюченко Виктория Юрьевна

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Павлюченко В.Ю.

Урок развития речи.

Тема: Обучение приемам сжатия текста  (Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-ом классе).

Дата: 10.02.2012 г.

Класс: 8 в.

Цели: 

- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;

- научить учащихся пользоваться двумя основными приемами сжатия текста: обобщением и исключением.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторная работа.

Урок №1.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята.

В 9-ом классе вам предстоит сдавать обязательный экзамен по русскому языку. Одним из основных заданий ГИА является написание сжатого изложения. Сегодня мы с вами подготовимся к написанию сжатого изложения, изучим основные приемы сжатия текста.

II. Актуализация знаний.

- Какие виды изложений вы знаете? (подробное и сжатое изложение).

- Что представляет собой сжатое изложение? (это текст, объем которого сжимается путем исключения или обобщения информации, но при этом сохраняется главная мысль текста и его микротемы).

- Каковы принципы сжатия текста? (обобщение и исключение информации).

III. Лекция учителя. (материал о сжатии текста).

Основных приемов сжатия информации – два:

  1. обобщение частной информации;
  2. исключение второстепенной. (Эта информация  написана на доске).

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу  - словом, словосочетанием, предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Карточка №1 (см. приложение).

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной линии (кто – когда – где – как – что сделал); в рассуждении – к основной проблеме. Карточка №2 (см. приложение).

Разумеется, на экзамене вы должны продемонстрировать не теоретические знания о проблеме сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регулярными упражнениями: сначала простыми, потом все более сложными.

Сейчас на уроке мы этим и займемся.

IV. Практическая деятельность учащихся.

Раздаются карточки «Грустная коллекция» С.Львов.

2 урок.

1.Давайте еще раз повторим приемы сжатия текста.

2. Самостоятельная работа.

2 Сжатое изложение (карточка «Легенда о Геракле»):

1) Чтение текста и выявление главной мысли.

- Основная мысль текста? (чтобы стать героем нужно учиться с детства преодолевать трудности).

- Зачем мы выделили главную мысль текста? (для того чтобы не потерять главную мысль и микротемы, чтобы правильно сжать текст).

2) Чтение текста по абзацам  и сокращение текста по подсказкам.

3) Чтение готового текста.

Приложение

Карточка № 1.

Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий.  Слети ко мне, красавчик».

→ Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Карточка №2.

Архитекторы Древней Греции  шли на хитрость – делали колонны  своих построек построек разной толщины. Примером тому служит знаменитый Парфенон – главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э. его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что  для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных – темный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими. Благодаря этой «поправке» издалека все колонны кажутся совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше.

        Создатели знаменитого Парфенона шли на хитрость – делали колонны  своих построек построек разной толщины. Благодаря этому издалека все колонны казались совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Работа с художественным текстом. 5 класс.

Урок построен в соответствии с ФГОС. Организована работа в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам....

Урок развития речи. Связь предложений в тексте

Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое опи...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....

Урок развития речи. Обучение приема сжатия текста.

Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках....