Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Куулар Индра Монгун-ооловна

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке

В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)

5 класс

Тип урока: урок развития речи

Цель:

Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки,  выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурак

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке

В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)

5 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак

Куулар Индра Монгун-ооловна

2019г

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке

В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)

5 класс

Тип урока: урок развития речи

Цель:

Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки,  выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.

Формируемые УУД:

Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук, толковые словари С.И.Ожегова, словарь синонимов, задания для групповой работы, тексты изложения, учебник.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

У безногой табуретки                                                                                                                                                  

Раньше были ствол и ветки    (Пень) Слайд 1

Правильно. Это пень. Сказку про этот самый пень написал замечательный советский писатель и поэт В.Катаев. (портрет на Слайде 2).

Сказка В.Катаева «Старый пень» в учебниках на странице 69 упражнение 144.

-Что же мы будем делать с текстом этой сказки? Что в задании в упражнении? Выделенные слова прочитайте. -Написать сжатое изложение.

 3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения                     по тексту В.П. Катаева «Старый пень», упражнение 144.  Слайд 3

Запишите число и тему урока.

- Что значит сжато пересказать текст?

-Сокращать те фрагменты, которые несут не главную, а второстепенную информацию.

Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

Ребята, что называется текстом? (текст – это группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью)

Что такое тема? Основная мысль текста?

4. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень». Работа с текстом.

-Послушайте аудиозапись сказки.

5. Осмысление текста.

- О чем этот текст, т.е. какова тема этого текста? (о старом пне)

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (осуждение гордого пня)

-Ребята, вам не напоминает эта сказка притчу или басню?  Да. Напоминает басню или притчу, в которой осуждается не столько старый пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

-А значит эта сказка так же, как и басня или притча носит …какой характер? (прочитанная сказка носит поучительный характер так же как басня и притча). То есть эта сказка поучает, чему же учит эта сказка?  Какой урок можно извлечь из этой сказки?  (не быть гордым, высокомерным, ставить себя высоко)

Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья - гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Гордый пень, Высокомерный пень, глупый пень).

- Какое название отражает в большей степени основную мысль? (осуждение гордого пня)

Словарно-лексическая работа. Слайд 4

- А какое слово в этом тексте является важным? (гордость)

Слово гордость имеет положительное и отрицательное значение. В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился оттого, что все ему кланялись.

-Как вы понимаете значение этого слова?

Давайте обратимся к толковому словарю.

• Работа с толковым словарём. (прочитать только 4 пункт)

Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

-Подберите синонимы к слову гордость.  Гордость, зазнайство, высокомерие.

Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом  в 7-8 предложений. Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника. Прочитайте памятку.

Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста. Но, а теперь отдохнем немножко, проведем физминутку, встали.

Физминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот-

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок,

Раз, два, три, четыре-

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз-

И на корточки садись.

Мы сейчас познакомимся с приемами сжатия текста.

Приёмы сжатия: Слайд 6

обобщение

исключение

упрощение

Три основных способа сжатия текста

Исключение

Обобщение

Упрощение

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение фрагмента предложения;

-замена однородных членов обобщающим словом;

-Объединить факты на основе общего;

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена сложного предложения простым;

-Замена прямой речи косвенной

Пример исключения:

У каждого человека на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека на лице появлялась приветливая улыбка.

Пример обобщения:

Здесь неожиданно началась эпидемия опасного и заразного заболевания –дифтерита.

Здесь неожиданно началась эпидемия тяжелого заболевания – дифтерита.

Пример упрощения:

«У меня надежные собаки» - сказал охотник.

Охотник сказал, что у него надежные собаки.

Выделение микротем и составление плана

-В тексте определяются микротемы. Слайд 7

Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

- А теперь нужно разделить текст на части, озаглавить их.

На сколько частей можно разделить текст? ( на три)

Проведем работу в группах по рядам: 1 ряд читает и озаглавливает 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.

 (Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).

Коллективное обсуждение составленных планов.

План

1. Грибники вокруг старого пня.

2.Возгордился старый пень.

3.Обыкновенный старый пень.        

I часть.  Грибники вокруг старого пня.

-Какой пень стоял в лесу? Большой старый пень.

-Какие люди приходили в лес?

Вам, 1 ряд, теперь нужно поработать с 1 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

II часть.         Старый пень возгордился.

-Что значит «возгордиться»?

• Работа с толковым словарём.

Возгордиться - стать гордым, хвастаться.

-Что сказал пень деревьям? Кланяйтесь мне, я ваш царь.

-Почему деревья должны ему кланяться? Потому что пень считал, что даже люди ему кланяются и он теперь в лесу самый главный.

-Вся ли информация важна для раскрытия темы? Нет. Можно убрать повторяющуюся информацию. 

Вам, 2 ряд, нужно поработать со 2 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

III часть. Обыкновенный старый пень.

Какая мысль содержится в 3 части? Главная.

-Кто прилетел на молодую берёзу? Маленькая быстрая синичка.

Вам, 3 ряд, нужно поработать с 3 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

-Давайте послушаем сжатый пересказ рядов. 1 ряд?

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

-Что мы сделали? Какой прием сжатия здесь использовали?

Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение.

2 ряд?

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. 

-Какой прием сжатия?  Исключение.

-Почему разозлился старый пень? Деревья ему не кланялись.

-Какой прием сжатия здесь можно использовать?

Упрощение. Замена прямой речи косвенной.

3 ряд?

Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут  опенки, да и тех не находят.

- Какой прием сжатия мы использовали? Упрощение (замена прямой речи косвенной)

Закрепление.

-А теперь давайте повторим. Назовите основные приемы сжатия.

Итог урока. Подведем итоги урока:

-Чему мы научились на уроке? На уроке мы научились приемам сжатия текста, и тем самым готовились к написанию сжатого изложения В. Катаева «Старый пень».

Рефлексия.  Ребята выполняют рефлексию.

Учитель.  Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кому всё было понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и  прошёл с пользой?

- Закончите предложения.

 Закончи предложения:

        Сегодня я узнал…

        Было интересно…

        Было трудно…

Домашнее задание: написать сжатое изложение

Сжатое изложение.

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. 

Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут  опенки, да и тех не находят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

Открытый урок по теме "Сжатое изложение"

Урок-практикум "Подготовка к написанию сжатого изложения" предназначен для работы в классах с средними и низкими учебными возможностями....

Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».

Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....