Открытый урок по теме "Сжатое изложение"
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме

Вейкум Галина Васильевна

Урок-практикум "Подготовка к написанию сжатого изложения" предназначен для работы в классах с средними и низкими учебными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_9_klasse.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon kak_pisat_szhatoe_izlozhenie.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon lihachyov.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

                                         Урок – практикум  «Подготовка к сжатому изложению»

Цели урока:  

- Образовательные:

- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации;

-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.

-Развивающие:

-Формировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

- Развивать мышление и речь учащихся.

-Воспитательные:

-Формировать  коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: план – конспект урока, раздаточный материал,  презентация теории урока.

   

        План  - конспект урока.

                                                                                      Речевая культура –это умение правильно точно и выра -                                                                                                                                                                          

                                                                                      передавать свои мысли средствами языка.

                                                                                                                                               С.И.    Ожегов.

Этап урока

Время

                       Учитель

                  Учащиеся

Примечание

Организационный

1 мин

Доброе утро! Ребята, у нас сегодня урок – практикум по теме» Работа над сжатым изложением» Подумайте, исходя из темы урока, какими могут быть задачи нашего урока

Ребята ставят задачи урока и объясняют почему такие задачи ставятся

Разминка

4мин

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова( чтение эпиграфа)

_ Вы согласны с утверждением Ожегова?

- О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку? 

-Это один из критериев, по которым оценивается изложение(ИК3).

- Речевая культура  - культура речи

( что общего и чем различаются эти словосочетания?

-Использование различных синтаксических конструкций придаёт вашей речи гибкость и выразительность.

Речевая  культура –это выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволят обеспечить  зффект в достижении задач общения Здесь нужно говорить о о таких качествах речи, как  логичность, ясность, точность , правильность и выразительность.

 2.Это синонимичные словосочетания

( построены по разному- согласование и управление, а значение одно, и поэтому взаимозаменяемы).

Погружение в тему

2 мин

Ребята !О требовании к речи как устной, так и письменной мы должны помнить всегда! Сегодня мы говорим о сжатом изложении.

_В чём особенность сжатого изложения?

-Что значит сжать текст?

Необходимо кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сократить его, но при этом сохранить  основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т.е убрать всё лишнее и оставить главное.

Работа   с  теоретическим материалом.

3 мин

Ребята! Давайте проверим знание теории компрессии. Напишите на  листах приёмы сжатия текста.

Ребята кратко теорию записывают на листах.

Самопроверка

1 мин

минуты.

Проверьте себя и выставите себе оценку  за знание теоретического материала.

Ребята сравнивают  свои записи  и таблицу 1, а затем выставляют свои оценки в листы самооценки.

На экране таблица1 и лист самооценки.

Практическая работа

5 мин

А сейчас мы поработаем над  языковыми приёмами сжатия текста практически Поработаем  по вариантам. Необходимо сжать текст определённым способом компрессии

Учащиеся пробуют сжимать текст

Тексты для работы у каждого  на столе и на экране.

2 мин

Проверим выполненную работу Поставьте себе оценку за этот вид работы.

Ребята выслушивают ответы товарищей, проверяя свою работу, и  выставляют себе оценки в листы самооценки.

Работа над текстом

20 мин

Прочитайте текст. Он есть на каждой парте .Это отрывок из статьи Дмитрия Сергеевича Лихачёва, известного филолога, академика Российской академии наук.

1._ После знакомства с текстом какой вопрос вы должны себе задать?

. Определите его тему

- На какой вопрос вы должны ответить? Что может вам помочь?

2. Как определить основную мысль текста? Какой вопрос здесь может помочь? На что нужно обратить внимание?

3.Тип речи?

4. Стиль речи?

5.Сколько в тексте микротем? Чем характеризуется микротема?

6.А сейчас поработаем над сжатием текста. Работаем по парам. Необходимо сжать текст, объяснив свою позицию и назвать тип сжатия

1.О чём текст? Могут помочь:

- начало текста;

-ключевые слова;

-ключевые эпизоды;

-заголовок текста;

- поступки и размышления героев.

Тема – «самая большая ценность народа – язык» ( ключевые слова).

2.Зачем автор написал текст? Какую мысль хотел выразить?  Обратить внимание на общую тональность текста, его настроение, на отношение автора к событиям, на наличие в тексте тезиса, формулирующего позицию автора. Основная мысль – «язык  нужно беречь, т.к. это показатель культуры и нравственных качеств народа».

3. Рассуждение

4.Публицистический (Эмоциональность, убедительность, авторская позиция, общественно – политическая   лексика, распространенные предложения)

5.Определенной мыслью

1.Самая большая ценность народа – его язык.. Все наши мысли формулируются языком И национальный характер русского народа отражается в нём..(Исключение предложения и части предложения).

2.Язык народа – показатель его культуры, а язык человека- показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.(Исключение).

3.Язык народа – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.( слияние, исключение)

Текст Д.С. Лихачёва у каждого  на столе и на экране.

Обсуждение результатов работы

5 мин

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Соединим все микротемы. Вспомните эпиграф .Можем ли мы говорить о точной, правильной , логичной передачи текста Лихачёва? В чём проявляется грамматическая связь в тексте?

Что является средством связи между предложениями в тексте?

Проверим, передана ли основная мысль текста Лихачёва?

Поставьте себе оценку за работу с текстом.

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст  микротемы, остальные  вносят дополнения, исправления. Затем  конструируют текст, пользуясь таблицей 2

Лексический повтор, местоимение и др.

Ребята оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку за весь урок в листы самооценки.

Таблица 2

 у каждого на столе и на экране.

Рефлексия

1,5 мин

Что мы делали на уроке?

Чувствуете ли вы, что готовы к написанию сжатого изложения?

Что на уроке вы отработали?

Над чем предстоит ещё работать?

Сдайте листы самооценки, а настоящую оценку вы получите на экзамене. У вас есть время отработать умения писать изложение. Я думаю, что у вас всё получится.

.

Домашнее задание

0,5 мин

Дома, ребята, вы оформите текст в тетради



Предварительный просмотр:

Приложение.

1.При сжатии любого текста

опускаются

сохраняются

диалоги,

ключевые слова и обороты речи,

пространные описания природы,

наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

описания чувств, настроений

Основные содержательные приемы компрессии:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
  1. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

Основные языковые приемы компрессии:

  1. Замены:
  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  3. Замена предложения или его части указательным местоимением;
  4. Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  5. Замена сложноподчиненного предложения простым.
  1. Исключения:
  1. Исключение повторов;
  1. Исключение фрагмента предложения;
  1. Исключение одного или нескольких из синонимов.

3.   Слияния:

  1. Слияние нескольких предложений в одно.

Задание № 1

1. Прочитайте текст.

Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. Например, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет: «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

2. Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию,  содержащуюся в тексте.

3. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2)Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлено речевой ситуацией.

3)Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4)Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

1. Задание № 2

Прочитайте текст.

Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. Поэтому современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.

2. Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию,  содержащуюся в тексте.

3. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.

2)Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.

3)Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.

4)По мнению современных ученых, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.

Задание 3

Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию..

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...»

Задание 4.

Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию

    Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово..

(Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого)

Задание 5.

Замените ряд однородных членов обобщающим словом.

О важности языка в жизни человека знают  дети и взрослые, крестьяне и рабочие, интеллигенция и чиновники.

Задание 6.

Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию.

Язык играет важную роль в жизни человека.  Мы знаем, что язык – средство связи между людьми.

Язык – средство сообщения информации

2.Основные средства связи между предложениями в тексте.

Название средства

Пример

1

Слова-заместители

местоимения

девушка - она

наречия

в лесу - там

синонимы

быстро, стремительно

различные оценочные обозначения

храбрец - богатырь

родовидовые слова

деревья - березы

имя собственное - имя нарицательное

офицер - Соболевский

2

Лексические повторы

Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом - завести золотую полку. (Ю. Олеша)

3

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир - он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

4

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

5

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6

Параллелизм

...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

8

Вопросительные предложения.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9

Союзы

1 .Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы - все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему - то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

10

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых                               голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим  крылом крыло соседа... (И.С. Тургенев)                            

11

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13

Вводные слова, организу-ющие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.

Лист самооценки уч – ся 9 класса ------------------------------

Вид работы

Оценка

1

Теория вопроса

2

Тренировочные задания по компрессии

3

Работа с текстом

4

Итоговая оценка



Предварительный просмотр:

      Самая большая ценность народа — это язык,  на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Именно в языке сказались  « внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер ( это,безусловно,верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно разнообразен и противоречив. И это всё должно было отразиться в языке.

    Язык народа - показатель его культуры, а язык человека – показатель его личных качеств. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как и что  он говорит.

     Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью, устной и письменной, надо следить.

                                           Отрывок из статьи «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 8б классе «Развитие умения читать с целью полного понимания содержания и изложения своего мнения»

Цели урока:обучающая: учить учащихся аудировать  и читать текст с целью полного понимания содержания;развивающая: развитие внимания и слуховой памяти; навыков чтения и устной речи на основе прочи...

Открытый урок на тему "Учимся писать сжатое изложение"

Урок проводила в 9 классе, готовя учащихся к ГИА...

Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе....

Открытый урок "Обучающее изложение"

Открытый урок "Обучающее изложение" в 6 классе....

Конспект открытого урока в 5 классе "Изложение по сказке В.Катаева "Старый пень"

Урок разработан для дете, обучающихся 5 класса  коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

Открытый урок "Работа над различными видами фортепианного изложения"

Цель урока: формирование (закрепление) умений и навыков исполнения музыкальных произведений ( И.С.Бах «Менуэт», В.Коровицин «Два клоуна»)....