Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Сжатое изложение с элементами сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_szhatoe_izlozhenies_elementam.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ «ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ»

Педагогические цели

Способствовать совершенствованию умений воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, формулировать собственные умозаключения

Тип и вид урока

Урок развития речи / изложение

Планируемые

результаты

(предметные)

Проводят многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимают коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике

Личностные

результаты

Осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявляют стремление к речевому самосовершенствованию

Ключевые

компетенции

Коммуникативная: текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Структура текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Языковая и лингвистическая (языковедческая): употребление форм слов различных частей речи и синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Сложноподчиненные предложения. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков. Культуроведческая: отражение в языке культуры и истории народа

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Говорение и письмо: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражают свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному; владеют различными

видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога); осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания; овладевают национально-культурными нормами речевого поведения

Основное

содержание темы

Подробное изложение текста и подробный ответ на вопрос задания. Р/р: изложение (сжатое) с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным»

Характеристика основных видов деятельности

Составляют план, определяют тип и стиль текста, подробно излагают его в установленной логической последовательности; отвечают на вопрос задания (элемент сочинения)

Образовательные ресурсы

Дополнительная информация по подготовке к восприятию текста; текст; вопросы для беседы; план

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма
и методы

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Словарно-семантическая работа

Фронтальная форма. Словесный метод. Методические приемы – объяснение учителя, беседа

Знакомит со значением слов.

Греза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.

Скорбь – крайняя печаль, горе, страдание.

Упование (устар.) – то же, что надежда

Слушают объяснение учителя, знакомятся со значением незнакомых слов

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, желание больше узнать.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Фронтальная. Устный опрос

II. Усвоение новых знаний
и способов действий:

работа с текстом «Прощание с Пушкиным»

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение
учителя

Осуществляет подготовку к восприятию текста :

                   Рассказ учителя

Учитель кратко характеризует творчество А. С. Пушкина, отношение к нему современников. Уточняет, что данный текст составлен на основе повести «Последний год» А. Новикова, известного такими произведениями о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Напоминает, что восприятие речи на слух требует особого внимания, сосредоточенности, умения представить в воображении картины, нарисованные словом.

Прощание с Пушкиным

Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе не знакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».

Было около трех часов дня, когда и врачам, и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

– Кончена жизнь.

Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)

Вопросы:

1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)

2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)

3. Какие детали, слова и словосочетания особенно ярко характеризуют последние часы жизни поэта? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Страдания умирающего передаются в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли»; «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

– Кончена жизнь… в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда»; «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)

4. Как описываются тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…люди разных сословий двинулись на Мойку…»; «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…».)

Обратите внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…».)

План

1. Тревожное ожидание.

2. Робкий луч надежды.

3. Предсмертные грезы поэта.

4. Последние минуты и последние слова.

5. Прощание Жуковского с Пушкиным.

6. Скорбная весть.

Слушают рассказ учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Фронтальная. Наблюдение

Фронтальная форма. Словесный метод. Методические приемы – чтение текста, беседа

Читает текст «Прощание
с Пушкиным», проводит беседу по вопросам.

Слушают текст, отвечают на вопросы по его содержанию

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определяют основную и второстепенную информацию

Фронтальная. Устный опрос

Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – план

Предлагает самостоятельно составить план текста.

Составляют план текста

Познавательные: структурируют учебный материал

Индивидуальная. План

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – чтение текста

Повторно читает текст

Слушают текст

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной
задачи

Фронтальная. Наблюдение

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение
учителя

– Выразите собственные мысли и впечатления от прочитанного текста.

Дает варианты перехода
от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…», или: «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»

Слушают учителя. Знакомятся с вариантами перехода от изложения к сочинению

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Фронтальная. Наблюдение

III. Применение знаний
и способов действий

Индивидуальная форма. Практический, творческий методы. Методический прием – изложение
с элементами сочинения

Создает условия для самостоятельного написания сжатого изложения с элементами сочинения

Самостоятельно пишут сжатое изложение с элементами сочинения

Познавательные: умеют сжато передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста

Индивидуальная. Изложение с элементами сочинения

IV. Рефлексия

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – письменный тест

– Закончите предложения:

•• На уроке я работал…

•• Своей работой на уроке я…

•• Урок показался мне…

•• За урок я…

•• Мое настроение…

•• Домашнее задание мне ка-жется…

Заканчивают предложения

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Индивидуальная. Письменные ответы

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение
учителя

Подготовить сообщение «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина». Прочитать отрывки из воспоминаний о А. С. Пушкине

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее решение

Индивидуальная. Сообщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Сжатое изложение с элементами сочинения

Сжатое изложение текста о герое России Дмитрии Разумовском,погибшем при спасении дете 1.092004г. в Беслане.Описание памятника Д.Разумовскому в Ульяновске....

Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения

Цели:отработать навыки подготовки к экзаменам (определение стиля речи, типа текста, составление плана, выявление основной мысли произведения, выявление смысла заглавия),сформировать активную жизненную...

Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».

Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....

Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения

Урок развития речи в 8 классе - подготовка к написанию сжатого изложения с элементом сочинения "Д.С. Лихачёв о языке". В презентации даётся отрывок из статьи Д.С. Лихачёва "О языке устн...