Главные вкладки

    Сжатое изложение с элементами сочинения
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Мыгыш Наталья Геннадьевна

    Сжатое изложение текста о герое России Дмитрии Разумовском,погибшем при спасении дете 1.092004г. в Беслане.Описание памятника Д.Разумовскому в Ульяновске.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass_szhatoe_izlozhenie_s_elementami_sochineniya.docx23.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения.

    Цели и задачи урока:

    -Продолжить обучение учащихся сжатию текста  публицистического стиля;

    -Продолжить работу по формированию навыков анализа текста и его сжатия;

    -Способствовать развитию логического мышления, отбора нужной информации;

    -Способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств: патриотизм, гордость за свою Родину и ее героев, желание быть похожим на Д.А.Разумовского.

    1.Оргмомент (приветствие, запись темы урока). 1 слайд.

    2.Целеполагание.

    -Сегодня на уроке мы продолжим работу по сжатию текста. На первом уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения с элементами сочинения, на втором- писать изложение с элементами сочинения.

    -Сейчас прозвучала музыка, которая настроит вас на урок.

    -Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

    (Теме патриотизма, героизма)

    3.Установка на слушание текста.

    -Работать мы будем с отрывком из статьи, которая была опубликована в журнале «Братишка» в январе 2008 года. Это ежемесячный журнал, посвященный деятельности современных силовых и охранных структур России. Основная аудитория журнала- сотрудники этих структур, ветераны спецназа, допризывная молодежь. Статья, с которой мы будем работать, написана Юрием Мухиным, общественным деятелем, публицистом, автором книг на общественные и исторические темы. Ваша задача- послушать текст, определить его тему.

    4.Чтение текста учителем.

    5.Беседа по тексту.

    -О ком текст?(О Д.А.Разумовском)

    -Что вы узнали о Разумовском по тексту? ( Подполковник, командир отделения «Вымпел» 3 сентября 2004 года, спасая жизнь детей в Беслане, получил смертельное ранение. Был удостоен звания Героя Российской Федерации посмертно.)

    -Что вы еще знаете о Д. Разумовском? 2 слайд.

    Увлекался спортом, в 1985 году стал чемпионом СССР по боксу. В сентябре 2004 года возглавлял штурмовую группу одного из отделений  «Вымпел», которая освобождала захваченных боевиками школьников в Беслане. Подполковник ФСБ Разумовский на подступах к зданию школы уничтожил двух террористов, выявил новую огневую точку и , отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого террористы вели огонь по убегающим детям. Его убил снайпер, когда он выносил девочку из горящей школы.)

    Слайд 3. Слова Разумовского.

    Раздается текст.

    6.Работа по сокращению текста.

    -Прочитайте первый абзац.К разряду каких людей относит Разумовского автор?

    Подчеркните эту информацию.

    -Прочитаем второй,третий и четвертый абзацы.

    - Чему посвящены эти абзацы? (Трагедии в Беслане)

    -Какие события происходили в стране в первые дни сентября 2004 года? Слайд 4.

    -Сократите информацию этих абзацев? Какой способ сжатия будем использовать? (Исключение деталей, подробностей).

    -Какая информация важна для сжатого изложения?(Что,где,когда произошло? В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа спасали детей.) Запишите это предложение.

    -От чего спасали? Есть  указание на этов тексте? (Нет)

    -А как вы думаете, почему? ( Автор, скорее всего,  полагает, что читатели помнят о страшных событиях, произошедших в стране в сентябре 2004 года).

    -В изложении надо все-таки указать, от чего спасали спецназовцы детей. Добавьте эту информацию в записанное предложение. В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа спасали детей, оказавшихся в заложниках у террористов.)

    Какую оценку деятельности бойцов дает автор? Какое словосочетание он использует? (Ю. Мухин использует словосочетание «живой щит».)

    -Как вы понимаете это выражение? ( Бойцы собой прикрывали малышей)

    -Добавляем информацию к предложению: В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа, прикрыва собой,  спасали детей, оказавшихся в заложниках у террористов.

    -Какая информация также является важной?( «Альфа» и «Вымпел» потеряли тогда 10 человек. Первым из них погиб подполковник Дмитрий Разумовский, который посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.) Подчеркните эту информацию.

    -Что нового о поведении разумовскогов момент проведения штурма вы узнали из четвертого абзаца?( Всё хотел сначала проверить сам, чтобы уберечь своих товарищей, не думал осмерти, вел себя ровно и спокойно, главной целью была жизнь детей.)

    -Прочитайте последний абзац.

    -Какая информация является главной? (Вечна будет память о герое России Дмитрии Разумовском.) Подчеркните эту информацию.

    -Урок начался с песни о Великой Отечественной войне, а мы говорим о событиях произошедших недавно. И внашей жизни есть место подвигу. Эта тема является вечной.

    7. Описание памятника.

    -1 сентября 2007 года в г. Ульяновске Разумовскому открыт памятник.

    5-6 слайды.

    -Из каких элементов состоит памятник? (4 части: фигура мужчины, девочка, диски, постамент)

    -С чего начнем описание памятника? ( С фигуры Разумовского)

    7 слайд. Сравните работу скульптора и с фотографией Разумовского.

    8 слайд. Опишите фигуру мужчины. Что вы можете сказать о внешнем виде военного? Стройный , подтянутый мужчина высокого роста. В камуфляже, на голове –бандана, на ногах –берцы.)

    -Что такое камуфляж, бандана, берцы?( Бандана-это широкая полоса из ткани или кожи, повязываемая на голову в виде платка, косынки.

    Берцы- ботинки армейского типа со шнуровкой.

    Камуфляж- одежда из маскировочной ткани.)

    -Что вы можете сказать о лице Разумовского? Опишите его.(лицо мужественное, сосредоточенное; взгляд целеустремленный,

    -кого он держит в руках? ( В руках держит девочку)

    -Как держит девочку?

    -Назовите главную особенность изображенной фигуры. Слайд 9.

    -Какой элемент памятника будем описывать далее? (Девочку) Опишите ее.

    10 слайд.

    (Короткие вьющиеся волосы, на ней форменное платье, туфельки, ей 7-8 лет, она полностью доверилась бойцу.)

    -Что будем описывать дальше? (Диски) Внимательно рассмотрите их и опишите. 11 слайд.

    (Один диск гладкий, светлого, золотистого цвета, другой-темного цвет, с неровной поверхностью. На светлом диске – два разрыва, похожие на разрывы от пуль.)

    -Как вы думаете, зачем нужны диски? (Символизируют борьбу добра и зла, добро раненое, но все равно побеждает.)

    В интервью «Российской газете» Вадим Кириллов рассказал, что в памятнике воплотилась задумка солнечного затмения наоборот. Солнечный круг-это добро, оно частично перекрывает темное зло, и оттуда выходит боец с ребенком на руках. Два разрыва символизируют две пули, сразившие Дмитрия.

    -Рассмотрите постамент. Что такое постамент? ( Постамент- основание памятника) Опишите постамент.12 слайд. (из мрамора; центральная часть представляет собой лестницу.)

    -Какие особенности постамента позволяет увидеть следующий слайд?

    13 слайд.

     (Три кленовых листа, награды Разумовского, среди которых- «За мужество», «За храбрость» , на верхней ступени буквами выложено имя героя: Дмитрий Разумовский.)

    -Как вы думаете, почему у памятника такой необычный постамент? (Разумовский-необычный человек: жертвуя собо, он спас ребенка-это поступок, достойный уважения. Он настоящий герой, и мы должны на него рвняться, именно поэтому скульптор изображает мужчину на высоком постаменте, к которому ведет лестница.)

    -К каому типу речи будет относиться текст вашего сочинения? (Описание)

    -Определите стиль вашего сочинения? (Художественный; Художественный с элементами публицистического стиля.)

    -Из каких элементов должно состоять ваше сочинение? 14 слайд

    -О чем вы будете писать во вступлении? (Сжатый пересказ текста)

    -Как можно озаглавить сочинение? (Памятник Разумовскому; Герой Беслана; Вечная память;

    8.Предупреждение ошибок.

    -как можно заменить слово Разумовский , чтобы избежать повтора?

     ( военный, герой России, спецназовец, мужчина, он)

    -С какими глаголами может сочетаться слово памятник? Слайд 15.

    -Прочитайте предложения на слайде. Объясните речевые ошибки, отредактируйте эти предложения. Слайд 16.

    -Сравните пары предложений. Чем они отличаются? слайд 17

    -Проведем работу , направленную на предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. слайд 18.

    9. Подведение итогов подготовительной работы.

    -Поможет ли вам проделанная работа написать сочинение?

    -Слушаем песню.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.

    Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....

    Изложение с элементами сочинения «Золотой рубль»

    Урок первый - подготовка к написанию изложения       с элементами сочиненияЦель  урока            Подгот...

    Презентация по русскому языку на тему "Изложение с элементами сочинения"

    Изложение с элементами сочинения  по отрывку текста «Последний лист орешника» Пескова В.М.Цели и задачи: показать роль описания  деталей предмета в художественном тексте; потренироватьс...

    Урок русского языка в 8 классе (изложение с элементами сочинения)

    Изложение с элементами сочинения ( 8 класс)...

    Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

    Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

    Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

    Презентация содержит материал по региональному компоненту...

    Разработка урока на тему "Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения." (в формате ГИА) 9 класс. 2013 год

    Целью урока является закрепление ранее полученных знаний о формате написания изложения. Задачей - повышение уровня практических умений и навыков при написании различных видов изложений вообще и сжатог...