Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе I вида 

Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.izlozhenie_s_elementami_sochineniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Изложение с элементами сочинения 
                                                                                           «В скором поезде».
 

ЦЕЛИ:  уметь работать с текстом, с толковым словарём; 
производить лексический разбор слов; подбирать к словам текста синонимы; 
уметь делать выводы из прочитанного текста и самостоятельно излагать на бумаге; 
уметь рассказывать текст, опираясь на опорные слова; 
закреплять умение подробного изложения текста; 
работать над обогащением словарного запаса и правильным произношением слов. 

ОБОРУДОВАНИЕ: толковые словари, раздаточный материал (тексты). 
                                                           

                                              Ход урока. 


I.Организационный момент
. 
Фонетическая зарядка. 
а) прочитать, хорошо произносить в слогах и словах звуки З -
— С: 
са- за                                        сушка- заяц 
                                                  золото 
коса 
со- зу                                        капуста 
коза 
си- зо 
су- зи 
б) Прочитай 
следя за дыханием. 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
II. 
Сообщение темы и цели урока. 
Сегодня на уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения, которое называется 
Что значит с элементами сочинения? 
(лексический разбор сл/соч. «в скором поезде»,). 
Работа над текстом.

1) текст читает учитель. 
- Что вы поняли из прочитанного? 
- О ком и о чём говорится в тексте 
2) чтение текста учащимися по абзацам и лексический разбор слов. Подбор синонимов 
Словарь: 
Инженер — 
профессия 
Нуждался- нужна помощь 
Обратился- сказал 
Пассажир- человек, который едет в поезде, в автобусе 
Оказалось- было 
Профессор 
Становилось всё хуже и хуже- было очень плохо 
Подготовили- достали ( нашли) 
Телефонограмма – телеграмма по телефону
доставить- привезти 
Жизнь спасена- жизнь вне опасности 
3)
Работа по вопросам. 
- Что случилось с пожилым инженером? 
- В чём он нуждался? 
- Кто пришёл помочь? 
- Как помогали люди инженеру? 
- Что ему нужно было? 
- С какой просьбой обратились по телефону на станцию? 
-Как врач доставала лекарство? 
- кто отвёз врача на станцию? 
- Жизнь больного была спасена? 
-Кому, что не понятно? 
4)
Составление плана. 
- для того, чтобы ваше изложение было полным, вы ничего не пропустили, 
необходимо составить план. 
- Как вы думаете, где будет 1 часть? 
Внимательно прочитайте её. 
- Что самое главное в этой части? 
- придумайте название этой части. (т. о. работаем над каждой частью )

План. 
1. Пожилому инженеру стало плохо. 
2. Просьба о помощи. 
З. Всем хотелось прийти на помощь. 
4. дежурный врач приняла телефонограмму. 
5. Жизнь больного спасена. 
6. Что стало бы с больным, если бы ему не оказали помощь? 

-Ребята, вы помните, что пишете изложение с элементами сочинения, и на б пункт плана должны написать свои мысли по теме. 
Начинать писать нужно со слов: 
- Я думаю, что ….
или 
- Мне кажется, что…. 
5)Пересказ текста  по частям с вариантами и в целом. 
III. 
Самостоятельное написание изложения. 
IV. Итог урока.

                                                В СКОРОМ ПОЕЗДЕ .


Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград, у него было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон и оказать больному медицинскую помощь» 
Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская сестра. Хотя
 была полночь, все они немедленно явились к больному. 
Первой пришла пассажирка из соседнего вагона — молодой врач. Она только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу. Вслед за ней явился седой профессор — знаменитый хирург. 
Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и хуже. Ему нужно было редкое лекарство.
Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку. 
Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее нужного лекарства не оказалось. до прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8 километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а прямо через поля и овраги. 
Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут. Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за полчаса? 
Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл и попросил его отвезти врача на станцию. 
Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению

на уроке предполагается работа с маршрутным листом...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...