Урок развития речи. Связь предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белоглазова Раиса Ивановна
Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое описание: повторение отличительных особенностей текста; - ознакомление с видами связи предложений в тексте; - формирование умений определять характер связи между предложениями в тексте, - анализ текст с позиции речеведения; - воспитание интереса к изучению русского языка. Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков. Оборудование: карточки, проектор, ноутбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_rus_yaz.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка.

Тема урока: « Развитие речи. Связь предложений в тексте»

                 5 «А» класс.

Учитель русского языка и литературы Белоглазова Раиса Ивановна.

Цели урока:

- повторение отличительных особенностей текста;

- ознакомление с видами связи предложений в тексте;

- формирование умений определять характер связи между предложениями в тексте,

анализировать текст с позиции речеведения;

- развитие речевой культуры и словарного запаса  обучающихся;

- воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: карточки, ИКТ.

                                                       ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети и гости!

Ребята, на сегодняшнем уроке присутствуют гости из других школ, и я надеюсь, что мы с вами оставим у них приятное впечатление от нашего урока.

Откройте тетради и запишите: «25 ноября. Классная работа. Тема урока:»Развитие речи. Связь предложений в тексте».

      В начале урока мы повторим отличительные признаки текста, поупражняемся в построении текстов, определении их темы, основной мысли, средств выразительности; познакомимся с грамматической связью предложений в тексте, поучимся  определять характер связи между предложениями и анализировать текст.

2. Орфографическая  разминка.

Задание: Вставить пропущенные буквы в словах (на слайде):

3.Проверка домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ: Домашним заданием у вас было повторение изученного о тексте. Обратим внимание на экран.

Задание: Аня, прочитай первый отрывок.

             Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние цветы.

            - Максим, прочитай второй отрывок.

           Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

          -  Какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.

( Текстом можно назвать второй отрывок, так как в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

          - Какой темой связаны предложения?

 (Тема – осенний лес).

          - Почему первый отрывок не является текстом?

( Речь идет о разных предметах: осень, лес, земля, цветы, снег).

          - Вспомним определение текста. Что означает слово «текст»?

( Текст – от лат. Textum, что означает ткань, связь, соединение).

          - Что же такое текст как произведение литературы?

( Это группа предложений, объединенных в целое одной темой, то есть по смыслу).

          - С какой целью создается текст?

( Текст создается для выражения мыслей).

  1. Изучение новой темы.

  - Сегодня мы будем говорить о том, как  предложения в тексте связаны грамматически. Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

    Сосны все время  тихонько шумели.

 - Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?

( Повторением слов лес, в лесах).

- Как связаны второе и третье предложения?

(  Повтором слова сосны).

- Какой частью речи выражены сцепляющие слова?

( Они выражены именами существительными).

- Сцепляются ли предложения друг с другом?

( Да, первое со вторым, втрое с третьим).

- Это цепная связь предложений в тексте.  В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.

ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи ( ученик читает).

      Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. Могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…

- Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)

- Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Цепная связь предложений»

  Зарисуйте зелёной пастой схему цепной связи предложений ( слайд)

- Ребята, на экране ( слайд) и у вас на карточках по четыре предложения под буквами АБВГ. Таня, прочитай их.

А.Да это белка.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В, Как она очутилась в городе?

      Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

    - Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (дети записывают в тетрадях буквы)

   - Зачитайте ответ. (ГБАВ- на экране правильный ответ)

   - Поднимите руку, у кого такой же ответ. Молодцы! Укажите сцепляющие слова в предложениях. ( бревна- на одном бревне, рыжий зверек – белка, белка-она)

   - Что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

   - Есть ли среди сцепляющих слов синонимы? (рыжий зверек – белка).

   - Следующее задание выполним по вариантам. На экране 2 стихотворения.

     Оля, прочитай стихотворение первого варианта.

               За окошком зимний сад,

               Там листочки в почках спят.

                И листочки те во сне

                Размечтались о весне.

     Гриша, прочитай стихотворение 2 варианта,

                Висит за окошком

                Кулек ледяной.

                Он полон капели

                И пахнет весной.

ЗАДАНИЕ: Записать тексты, подчеркнуть сцепляющие слова ( дети пишут)

- Назовите сцепляющие слова. ( 1 вариант- сад-там, листочки- листочки те;

                                                    2 вариант- кулек-он)

- Какой вид связи предложений в тексте? (цепная связь)

- Какое средство выразительности языка рисует образную картину зимнего сада? ( олицетворение. Листочки спят, мечтают о весне).

- Какой вид связи предложений в тексте 2 варианта? (Цепная связь)

- Какие слова из этого текста употреблены в переносном значении? (кулек ледяной).

- Что это такое? (Сосулька, похожая на кулек).

- Перенос значения по сходству. Как называется этот троп? (Это метафора)

- Встаньте, дети. Физкультминутку «Качели» проведет Андрей.

             Полетели, полетели,

             Как на крыльях, на качелях.

             Все деревья стали ниже.

             Солнце дальше.

             Клумбы ближе.

             Мы полета не боимся,

             Словно космонавты. Мчимся.

             ТО к земле зеленой вниз,

             То навстречу солнцу ввысь.

              В небеса, как птицы, рвемся,

              Близко купол голубой.

              И нам кажется, что солнце

              Рядом – вот, подать рукой.

- Сядьте, пожалуйста, правильно. Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту. Аня, прочитай его.

               Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

  ( основная мысль заключена в первом предложении).

- Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)

- А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)

- Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. Это параллельная связь предложений в тексте.

- Откройте словарь «Трудных слов» и запишите: параллельная связь, цепная связь

- Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).

- Зарисуйте схему предложения в тетради с экрана. (дети выполняют работу).

- Ребята, послушайте внимательно предложения, определите, какое из них должно быть первым?  

            1) Лё..кий в..терок шев..лил ярко-зелёные лист..я д..рев..ев.

            2) Белые обл..чка бр..дили в голубом небе.

            3) Утро было свежее, чистое.

            4) А ласковое со..нце д..рило т..плоту и вселяло надежду на будущее.

-   Какое же предложение будет первым? (Утро было свежее, чистое)      

- Запишите, какое предложение будет вторым, третьим, четвертым.  ( дети записывают предложения с объяснениемпропущенных орфограмм).

- Назовите тип связи предложений в тексте. Свой ответ обоснуйте.  ( предложения не сцепляются друг с другом. Связь параллельная).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО,

- Откройте учебники на стр. 93. Прочитайте первое четверостишие из упр. №221 ( ученик читает).

              Заунывный ветер гонит

             Стаю туч на край небес.

             Ель надломленная стонет.

             Глухо шепчет темный лес.

- Сцепляются ли предложения? Назовите ключевые слова (ветер, ель, лес)

- Какой вид связи предложений? ( параллельная связь).

- Откройте учебник на стр. 146. Прочитайте текст упр. 355 ( ученик читает)

     На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала, и казалось, созерцала что-то. Все лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников,  которые лениво глазели у ворот.

- Какой вид связи предложений? Обоснуйте ответ.

- Проанализируем следующий текст. Прочитайте его.

     Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут

 Видны под ними красноватые шляпки поздних грибов- подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

- Докажите, что это текст. ( это текст, потому что предложения объединены одной темой: лес осенью).

- В каком предложении заключена основная мысль текста? (в первом)

- Какой вид связи предложений в тексте? ( параллельная)

- Обоснуйте свой ответ ( предложения не сцепляются друг с другом).

- Укажите ключевые слова, образующие текст. (Лес-листва- листья, грибы- подосиновики, цветы.

- Назовите однокоренные слова из данного текста ( цвет-цветным- цветут- цветы;

листва- листья; пурпурно-красный- красноватый; поздние-запоздалые;  осиновые – подосиновиков; лес-лесные).

- Какое средство выразительности языка использует автор в предложении:

   Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. ( метафора).

6. Подведение итогов урока.

- О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?

- По опорным схемам определите вид связи предложений в тексте ( схемы на экране, ответы детей).

  7. Оценки за работу на уроке с комментариями.

    Запись в дневники домашнего задания.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"

На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Урок развития речи Работа с художественным текстом. 5 класс.

Урок построен в соответствии с ФГОС. Организована работа в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам....

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Урок развития речи. Обучение приема сжатия текста.

Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках....