Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;отрабатывают умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею; развивают устную и письменную речь учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе.
Цели:
- познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений;
- познакомить с видами связи предложений в тексте;
- совершенствовать умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;
- умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока.
I. Лексическая работа.
Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество.
Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?
Какое значение имеет это слово?
Каждый день мы сталкиваемся с этим понятием. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее.
II.Переход к теме урока. Работа с текстом.
Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о токовании этого же слова.
Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?
(Выразительное чтение текста «Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте» учителем)
Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте.
Не следует забывать, что первоначально слово «ТЕКСТ» толковалось как «ТКАНЬ», «СВЯЗЬ». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.
Используя возможность такого толкования слова «текст», говорят о «ПОЛОТНЕ ТЕКСТА» или о «ТЕКСТОВОЙ ТКАНИ». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.
А при создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о СВЯЗНОСТИ и ЦЕЛОСТНОСТИ своего продукта: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное, - удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити на ткани.
(Ответы на вопросы, записанные после текста)
1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между ТЕКСТОМ и ТКАНЬЮ? Что является общим у этих понятий?
2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.
Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предложения в тексте.
III.Тема урока: Как связать предложения в тексте?
1)Работа с текстом №1.
Задание: прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предложения слова, которые связывают (сцепляют) предложения.
Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращенные к собеседнику.
2)Объяснение учителем о цепном виде связи с использованием опорной схемы.
Итак, в нашем тексте предложения связаны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически ее изображают так:
новое2
новое1
данное
3)Работа с текстом №2.
Задание: из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.
И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути. Волны песка называются барханами.
Задание: назовите вид связи, который вы использовали для связи предложений.
А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?
4)Объяснение учителем о цепном виде связи.
Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок - песок, верный – верность), местоимения (книга – она, человеку – ему).
5)Работа с текстом №3.
Задание: прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.
Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.
6)Объяснение учителем о параллельном виде связи.
Предложения могут быть связаны без специальных слов. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически ее изображают так:
данное
НОВОЕ1
НОВОЕ3
НОВОЕ2
IV. Закрепление.
Работа с текстами №4 и 5.
Задание: прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.
Текст №5.
Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись…
Текст №4.
Ждем мы лета.
Лето – это
Океан тепла и …
V. Домашнее задание: § 9 в учебнике развития речи, упр. 76, 77.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
С какими видами связи предложений мы познакомились?
В чем особенность каждого вида?
На ваш взгляд, какая связь будет крепче?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...