Главные вкладки

    Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;отрабатывают умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею; развивают устную и письменную речь учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 5 классе.

    Цели:

    1. познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений;
    2. познакомить с видами связи предложений в тексте;
    3. совершенствовать умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;
    4. умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею;
    5. развивать устную и письменную речь учащихся.

    Ход урока.

            

    I. Лексическая работа.

    Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество.

    Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?

    Какое значение имеет это слово?

    Каждый день мы сталкиваемся с этим понятием. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее.

    II.Переход к теме урока. Работа с текстом.

    Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом,  в котором узнаем нечто новое о токовании этого же слова.

    Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?

    (Выразительное чтение текста «Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте» учителем)

    Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте.

    Не следует забывать, что первоначально слово «ТЕКСТ» толковалось как «ТКАНЬ», «СВЯЗЬ». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.

    Используя возможность такого толкования слова «текст», говорят о «ПОЛОТНЕ ТЕКСТА» или о «ТЕКСТОВОЙ ТКАНИ». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.

    А при создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о СВЯЗНОСТИ и ЦЕЛОСТНОСТИ своего продукта: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное, - удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити на ткани.

    (Ответы на вопросы, записанные после текста)

    1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между ТЕКСТОМ и ТКАНЬЮ? Что является общим у этих понятий?

    2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.

    Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предложения в тексте.

    III.Тема урока: Как связать предложения в тексте?

    1)Работа с текстом №1.

    Задание: прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предложения слова, которые связывают (сцепляют) предложения.

    Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращенные к собеседнику.

    2)Объяснение учителем о цепном виде связи с использованием опорной схемы.        

    Итак, в нашем тексте предложения связаны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически ее изображают так:

    новое2

    новое1

    данное

    3)Работа с текстом №2.

    Задание: из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

    И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути. Волны песка называются барханами.

    Задание: назовите вид связи, который вы использовали для связи предложений.

    А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?

    4)Объяснение учителем о цепном виде связи.

    Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок - песок, верный – верность), местоимения (книга – она, человеку – ему).

    5)Работа с текстом №3.

    Задание: прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.

    Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.

    6)Объяснение учителем о параллельном виде связи.

    Предложения могут быть связаны без специальных слов. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически ее изображают так:

    данное

    НОВОЕ1

    НОВОЕ3

    НОВОЕ2

    IV. Закрепление.

    Работа с текстами №4 и 5.

    Задание: прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.

    Текст №5.

    Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись…

    Текст №4.

    Ждем мы лета.

    Лето – это

    Океан тепла и …

    V. Домашнее задание: § 9 в учебнике развития речи, упр. 76, 77.

    VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    С какими видами связи предложений мы познакомились?

    В чем особенность каждого вида?

    На ваш взгляд, какая связь будет крепче?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

    Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

    "Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

    По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

    Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

    Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    Типы речи урок развития речи 5 класс

    Урок развития речи 5 класс...