Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

 

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классе

на конкурс

«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»

«Описание природы. Зима».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_6_klass.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергеихинская

средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классе

на конкурс

«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»

«Описание природы. Зима».

                                                               

                                                   Вотягова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

                                     Стаж работы -30 лет.

2012 год

Пояснительная записка.

Актуальность.

В 6 классе начинается работа над пейзажными сочинениями. Они требуют особого внимания. Очень важно иметь в виду следующее.

  1. Без специальных наблюдений описать любую картину природы, в том числе и зимнюю, нельзя. Для того чтобы дети хорошо это поняли, необходимо проводить коллективный анализ литературных образцов с использованием приема словесного рисования, а также разбор детских работ, написанных без наблюдений и потому неудачных.
  2. Так как широкие по объему и длительные по времени наблюдения шестиклассникам непосильны, целесообразно ориентировать их на описание не развернутых, пространных, обобщенных картин, а отдельных характерных штрихов, деталей зимнего пейзажа, на создание конкретных по теме, маленьких по объему и совершенных по форме сочинений-миниатюр.
  3. При подготовке к первой пейзажной миниатюре разъясняется (затем повторяется) «закон воздействия писательского слова на читателя», сформулированный К.Паустовским.

Тип урока:     урок развития речи.

Тема урока: Описание природы. Зима.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:

- совершенствование  речевых  умений  и  навыков  создания письменных текстов на основе необходимой информации;

- привитие интереса к литературе через анализ литературных образцов пейзажных сочинений.

Развивающий аспект:

- обогащение лексического  запаса;

- развитие творческой  фантазии  детей;

- учить  анализировать, сравнивать, доказывать;

- развитие  познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект:

- воспитание позитивного отношения к информации, уважительного отношения к мнению одноклассников, дисциплине, аккуратности при выполнении работы;

- воспитание внимательного отношения к  слову и своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:  

- формирование желания выполнять  и  мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять, творчески переделывать;

- поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать  разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

                                                                                                                    Учебники:

- Е.И.Никитина. Русская речь. 6 класс

- Е.И.Никитина. Уроки развития речи. 6 класс

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение стих. Ю. Левитанского.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Краткое вступительное слово учителя о влиянии близости к природе на язык человека.
  5. Выполнение упр. 80. Запись в тетрадях.
  6. Знакомство с поучительной историей из книги В.Солоухина «Владимирские проселки»
  7. Составление собственного текста со слов «Так и я…»
  8. Выполнение упр.81
  9. Коллективный разбор неудавшихся сочинений.
  10. Анализ литературных образцов.
  11. Составление миниатюр.
  12. Проверка.
  13. Домашнее задание.
  14. Подведение итогов.

                                     Ход урока.

1. Чтение стих. Ю. Левитанского уч-ся.

- Что происходит на свете?  

- Просто зима.

- Просто зима, полагаете вы?                                  

- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,                    

  следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?                                

- А будет январь.

- Будет январь, вы считаете?                              

- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую  книгу читаю.

  Этот с картинками вьюги старинный букварь.                                                    

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы и научимся читать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь.  Запишем тему урока.

3. Краткое вступительное слово учителя о влиянии близости к природе на язык человека.

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Человек  должен понять, что он часть природы.  Владимирский писатель Сергей Никитин писал: «Я твердо верю,  что путь к природе – это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах  черемухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом, осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику – тот и в себе неизменно открыл что-то прекрасное». Есть такие дни в году, когда что-то особенное происходит в природе, и ты останавливаешься, словно впервые видишь привычное, знакомое, и это новое открытие озаряет душу.

4. Упр.80. Запись в тетрадях.

- Что необходимо для полного овладения русским языком?

(Для полного овладения  русским языком необходимо общение с природой).

5. А сейчас мы познакомимся с одной «поучительной « историей», рассказанной в книге В.Солоухина «Владимирские проселки».

Чтение учителем. Беседа.

- Чему же учил Захарку старый учитель?

(Наблюдать. Он Захарке новые «глаза вставил», научил красоту видеть)

- Какой же увидел осинку Захарка, после разговора?

(Розовый край неба, который освещал осинку; осинки теплились розовым теплом на фоне сырого   серого неба, которое было похоже на свинец, когда его потом разрежешь)

- Продолжите текст, начав со следующих слов: «Так и я…»

Чтение образца.

Я распахнула дверь и очутилась на заснеженной улице. Студеный, морозный воздух щипал щеки. Какая красота! Вон та самая береза, которую я каждый день  вижу из окна, вся в снегу.  С ветки на ветку скачут резвые синички и красногрудые снегири. (Сочинение)

Сквозь чащобу голого березняка сеяло свои лучи морозное солнце, снег был нежно-розов, а у самого подножья березняка лежала тень, вся в мелких прожилках света, и казалось, что на розовую скатерть бросили густо подсиненное кружево. (С.Никитин.)

6. Упр. 81. Разъяснение «закона воздействия писательского слова на читателя», сформулированного К. Паустовским.

Вывод: Для того чтобы научиться описывать природу, необходимо ее наблюдать.

7. Коллективный разбор неудавшихся сочинений.

Снова наступает снежная суровая зима. Из-за леса доносился вой и шум деревьев. Издалека виднеется черный лес, в котором не было слышно разноголосых птиц. Только хвойный лес зеленеет. И над ним простирается печальное голубое небо.

- Как бы вы оценили это сочинение? Почему?

- В чем, по-вашему, главная причина недостатков его содержания?

- Что позволяет утверждать: автор сочинения не умеет и, видимо, не учится наблюдать окружающую природу?

(Слыханное ли это дело: вой и шум деревьев. И почему голубое небо кажется печальным? Если  оно печальное, то не голубое, если голубое, то не печальное. И как можно слышать или не слышать пения птиц в лесу, который виднеется издалека.)

Как здесь было красиво! Кругом было бело. На высокой сосне раздавался стук дятла, по дереву прыгала проворная резвая белка. Макушки высоких елок были покрыты белоснежной пеленой. Деревья стояли голые.

В воскресенье мы с мамой пошли на прогулку в зимний лес. Мы видели, как резвая белка прыгала с ветки на ветку. Еще мы видели, как заяц бегал в своей белой, нарядной шубке. Когда мы пришли в глубину леса, тогда мы увидели, как дятел достает из под коры личинок. Но вскоре стало темнеть. Все звери разбежались по своим домам. Мне было жаль уходить из леса.

(Такие сочинения можно писать сейчас, здесь, но в них нет ничего интересного – обо всем понемногу, все какое-то надуманное, ненастоящее и, в общем,  всем известное. Для того чтобы написать подобные сочинения, совсем не нужно ходить в лес, учиться наблюдать).

8. Анализ литературных образцов.

 И мы, как Захарка, порой не обращаем внимания на красоту, которая нас окружает. Увидеть ее по-новому, залюбоваться ею, восхититься ее прелестью мы можем, читая миниатюры М. Пришвина или его дневниковые записи.

Наблюдения над некоторыми особенностями языка зимних миниатюр М.Пришвина.

Упр. 83

Беседа по первой миниатюре «Первый мороз».

- Сколько иллюстраций, и каких вы нарисовали бы к миниатюре М.Пришвина «Первый снег»?

Ночь (под большой чистой луной)

Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого кажется все седым).

Солнце и обильная роса, как алмазы.

Королева-сосна.

- Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным? (Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой).

- Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине? (Молодой собакой прыгало в груди моя радость).

- Почему он использует такое сравнение? (Вероятно, потому что был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями: молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

«Зимнее утро»

- Почему утро названо пушистым? (Пушистое потому, что все в инее, как в пуху).

- Что значит – утро радостно светлеет? (светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости).

- Подумайте, почему прилагательное в далеком высоком здании употребляются здесь именно в таком порядке, а не в обратном? (По законам благозвучия).

«Рубиновый глаз»

- Назовите определение к слову лес (неодетый)

- Почему оно здесь  уместно? (Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет).

- Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?

(Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца – с рубиновым глазом)

- Какие синонимы употреблены в описании солнца?

(рубиновый и красный)

Для чего они употреблены?

(Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно. Красный – это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый – концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении. Красный – главное слово синонимического ряда, нейтральное, употребляется во всех стилях речи. Рубиновый здесь имеет не прямое значение, а переносное; употребление его в этом значении характерно для художественного стиля. И в миниатюре М.Пришвина оно не случайно: описывая зимнее солнце, важно показать не столько его цвет (здесь красный), сколько характер этого цвета, то есть его блеск, сверкание. Рубиновый определяет солнце более точно, чем красный).

 Вывод. Мы прочитали несколько описаний природы, созданных великими мастерами слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют.

Составление миниатюр.

- Запишите свои наблюдения о небе. Вы, наверное, скажете, что можно написать об одном небе? А как вы думаете? (Можно написать о цвете неба. Есть ли на нем облака, тучи, солнце. Птицы…) Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко.

-На что похож описываемый вами предмет?

- Что он напоминает?

- С чем можно сравнить его цвет?

Какие мысли и чувства он вызывает?

Зарисовки о снеге.

Проверка.

- Вы убедились,  что вы по-разному   увидели и описали один и тот же предмет.

Подведение итогов урока.

Дома. Сочинение-этюд о зиме. Темы: «Тихо в лесу», «Иней», «Снег на ветвях», «Падающие снежинки», «Морозный ветер», «Сосулька».        

Приложение.

Раздаточный материал.

  1. Снова наступает снежная суровая зима. Из-за леса доносился вой и шум деревьев. Издалека виднеется черный лес, в котором не было слышно разноголосых птиц. Только хвойный лес зеленеет. И над ним простирается печальное голубое небо.

  1. Как здесь было красиво! Кругом было бело. На высокой сосне раздавался стук дятла, по дереву прыгала проворная резвая белка. Макушки высоких елок были покрыты белоснежной пеленой. Деревья стояли голые.

  1. В воскресенье мы с мамой пошли на прогулку в зимний лес. Мы видели, как резвая белка прыгала с ветки на ветку. Еще мы видели, как заяц бегал в своей белой, нарядной шубке. Когда мы пришли в глубину леса, тогда мы увидели, как дятел достает из под коры личинок. Но вскоре стало темнеть. Все звери разбежались по своим домам. Мне было жаль уходить из леса.

  1. Я распахнула дверь и очутилась на заснеженной улице. Студеный, морозный воздух щипал щеки. Какая красота! Вон та самая береза, которую я каждый день  вижу из окна, вся в снегу.  С ветки на ветку скачут резвые синички и красногрудые снегири.                                         Из сочинения.

  1.  Сквозь чащобу голого березняка сеяло свои лучи морозное солнце,      снег был нежно-розов. а у самого подножья березняка лежала тень, вся в мелких прожилках света, и казалось, что на розовую скатерть бросили густо подсиненное кружево.

                                                                                  С.Никитин.

Отрывок из книги В.Солоухина «Владимирские проселки»

Слышал я одну поучительную историю.

В некие времена, в деревушке, находившейся над ручейком, может, в той же Владимирской земле, жил паренек Захарка. Неизвестно, откуда взялась у него страсть к живописи, но только он достал красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.

В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель. Говорили, что знал он некогда лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным, но потом вышла незадача, и полетело все к черту. Такое случается с русским человеком, особенно при наличии какого-нибудь талантишка. Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:

-Ну как, нравится?

Обернулся: стоит сзади учитель.

- Нравится,- ответил Захарка.- Похоже вроде бы.

- Хорошо. Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?

- Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.

- Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.

- Че-рный,- нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.

- Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропика у тебя, смотри-ка желтая. Думаешь, песок обязательно желтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.

С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказал мальцу старик – неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!

Радостно стало Захарке. «Сейчас пойду,- думает он,- на все свои любимые места, посмотрю на них новыми глазами». Выскочил из калитки, да тут и замер. Осинка стояла перед домом, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал. Небо теперь было серое, как свинец, когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.

Так никуда Захарка  в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.

Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"

Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»

Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная презентация  пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень»...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...