Типы речи урок развития речи 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Типы речи
(урок развития речи )
Цель:
Познакомить пятиклассников с отличительными признаками 3 типов русской речи и формировать умение определять тип речи в тексте.
Задачи:
- Дидактические - обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, сопутствующее повторение терминов «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;
- Воспитательные - обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей (любовь и внимание по отношению к собаке, гуманность по отношению к рыбке, « с ранних лет нужно стремиться быть, добрым, честным и смелым»);
- развития - развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – примение полученные знания при написании сочинений)
Общеучебные умения, формируемые на уроке:
-слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Раздаточный материал для учащихся
Тип урока : Урок освоения новых знаний.
Вид урока: Урок развития речи.
Методы:
- Словесные
- Наглядные
- Объяснительно-иллюстративные
- Практические
- Репродуктивный
Основные приемы:
- Чтение
- Беседа
- Интегрирование с литературой
- Наблюдение и анализ
Используются принципы:
- проблемности
- наглядности
- активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)
- доступности
- систематичности и последовательности
- воспитательного воздействия урока
- используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная
- Развивается творческое мышление и речь.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитаем стихотворение:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи. Запишите в тетрадь.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Познакомиться с...
- Учиться различать …___ ___ …
Итак, у нас урок - развития речи, и мы будем определять типы речи.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:
- Что такое текст?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
- А как связываются предложения в тексте?
Вы у меня просто молодцы!
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Крепко любил старик Байкал свою единственную дочь, берег пуще своего сердца.
Однажды, когда он заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Ударил он по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед любимой дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась, задыхаясь Ангара, и стала просить прощения и капельку воды у отца. Но Байкал дал только свои слезы.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
- Тема текста – Побег Ангары.
- Основная мысль – Любовь Байкала к Ангаре .
- Связь предложений в тексте – цепная.)
О чём рассказал, повествовал нам автор ?
(О случае, который произошел с Ангарой и Байкалом).
Узнали ли мы ,
- как выглядит Ангара?
- почему она побежала к Енисею?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
- Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста? Что на них будет изображено?
- 1. Ангара бежит к Енисею.
- 2.Байкал спит.
- 3. Байкал отламывает скалу.
- 4. Байкал бросает скалу.
Обобщим наши суждения.
- Какой вопрос мы подобрали к тексту?
- Что произошло?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На нескольких.
Какая связь предложений в тексте?
-цепная.
- Значит перед нами какой тип речи - повествование.
2) Анализ текста типа описание.
У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.
Дочь Байкала Ангара – белолицая, капризная и своенравная красавица, с синими глазами. Вьющимися длинными волосами. В красивом голубом платье. В ушах - серьги. На шее бусы. Красивее Ангары не было на земле.
Тема текста – Ангара.
- Основная мысль – Красивая у Байкала дочь .
- Связь предложений в тексте - параллельная.
Что мы узнали об Ангаре в данном тексте?
(о ее внешних признаках)
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Какая Ангара ?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На одной .
- Перед нами какой тип речи? описание.
3) Анализ текста типа рассуждение.
Прочитаем и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем, потому что здесь молились и проводили важные обряды. Он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, подозревавших во лжи или измене. Поэтому камень назвали Шаман-камнем.
- Тема текста – почему камень назвали шаманским?
- Основная мысль – Шаман-камень – особое место.
- Связь предложений в тексте – цепная.
- О чём мы узнали в данном тексте?
- О том, почему камень назвали Шаманским.
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Почему назвали люди Шаман-камень?
- Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии?
- Нет.
- Перед нами какой тип речи? (рассуждение).
4.Обобщение. Выстраивание определения.
О чем эти тексты? ( Легенда Байкала)
А в чём различие текстов? В содержании.
Они рассказывают:
- 1.О том, что произошло с Ангарой.
- 2.О том, как выглядит Ангара.
- 3.О том, почему люди назвали камень Шаманским?
5. Работа в парах с таблицей «Типы речи».
А теперь попробуйте, советуясь с соседом, зафиксировать все сказанное на листочках. Отличительные признаки типов речи: описания, повествования, рассуждения. Составление кластера.
5. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка!
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, руки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
6. Закрепление изученного материала.
Устная работа. Дано начало текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них? Докажите.
- У меня есть младший брат. Зовут его Баир. У него густые черные волосы, карие глаза, курносый нос, румяные щёки…
- Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
- У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…
7. Работа с учебником литературы.
- В художественной литературе мы можем встретить любой тип речи. Давайте это докажем на примере БГЭ «Гэсэр». Найдите отрывки, соответствующие изученным типам речи.
8. Письменное задание по вариантам. Составьте 3 предложения, основываясь на БНП «Сагаалган», соответствующие типам речи: 1 вариант – описание, 2 вариант – рассуждение, 3 вариант – повествование.
9. Резерв (упр. 174) П.И. Чайковский «Времена года»
10. Домашнее задание.
Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:
Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились?
Как вы себя оцениваете?
Д.З. 1.Подготовить сообщение о любимой книге (5-6 предложений) с использованием разных типов речи.
2. Упр. 172.
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...
Разработка урока развития речи "Типы речи"
Уро развития речи...
КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...