Типы речи урок развития речи 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл типы речи33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Типы речи

(урок развития речи )

               Цель:

 Познакомить пятиклассников с отличительными признаками 3 типов        русской речи и формировать умение определять  тип речи в тексте.

         Задачи:

  •  Дидактические - обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, сопутствующее повторение терминов «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;
  • Воспитательные - обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей  (любовь и внимание по отношению к собаке, гуманность по отношению к рыбке, « с ранних лет нужно стремиться быть, добрым, честным и смелым»);
  • развития - развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – примение полученные знания при написании сочинений)

 Общеучебные умения, формируемые на уроке:

       -слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация
  • Раздаточный материал для учащихся

Тип урока : Урок освоения новых знаний.

Вид урока: Урок развития речи.

 Методы:

  • Словесные
  •  Наглядные
  • Объяснительно-иллюстративные
  • Практические
  • Репродуктивный

Основные приемы:

  • Чтение
  • Беседа
  • Интегрирование с литературой
  • Наблюдение и анализ

Используются принципы:

  •  проблемности
  • наглядности
  • активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)
  • доступности
  • систематичности и последовательности
  • воспитательного воздействия урока
  • используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная
  • Развивается творческое мышление и речь.

                                            Ход урока.

1.Организационный момент.

Слово учителя:

      Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной  урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитаем стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

2. Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

   Типы речи. Запишите в тетрадь.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

  1. Познакомиться с...            
  2. Учиться различать …___  ___ …

Итак, у нас урок - развития речи, и мы будем определять типы речи.

3. Повторение.

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:

  •     Что такое текст?
  • Как связываются предложения в тексте?
  • Что такое тема текста?
  • Что такое основная мысль текста?
  • А как связываются предложения в тексте?

Вы у меня просто молодцы!

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

     Крепко любил старик Байкал свою единственную дочь, берег пуще своего сердца.

    Однажды, когда он заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Ударил он по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед любимой дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась, задыхаясь Ангара, и стала просить прощения и капельку воды у отца. Но Байкал дал только свои слезы.

( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

  • Тема текста –  Побег Ангары.
  •             Основная мысль – Любовь Байкала к Ангаре    .
  •                           Связь предложений в тексте –  цепная.)

О чём рассказал, повествовал нам автор ?

(О случае, который произошел с Ангарой и Байкалом).

Узнали ли мы ,

  •         как выглядит Ангара?
  •         почему она побежала к Енисею?

Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

  • Что произошло?

Представим, что мы очевидцы этой истории.

             Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста? Что на них будет изображено?

  • 1. Ангара бежит к Енисею.

  • 2.Байкал спит.
  • 3. Байкал отламывает скалу.
  • 4. Байкал бросает скалу.

Обобщим наши суждения.

  • Какой вопрос мы подобрали к тексту?
  • Что произошло?
  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
  • На нескольких.

Какая связь предложений в тексте?

-цепная.

       - Значит перед нами какой  тип речи - повествование.

2) Анализ текста типа описание.

У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

Дочь Байкала Ангара – белолицая, капризная и своенравная красавица, с синими глазами. Вьющимися длинными волосами. В красивом голубом платье. В ушах -  серьги. На шее бусы. Красивее Ангары не было на земле.

              Тема текста –  Ангара.

  •             Основная мысль – Красивая у Байкала дочь .
  •                           Связь предложений в тексте -  параллельная.

   Что мы узнали об Ангаре в данном тексте?

(о ее внешних признаках)

  • Какой вопрос мы подберём к тексту?
  • Какая Ангара ?
  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
  • На одной .
  • Перед нами какой тип речи?  описание.

3) Анализ текста типа рассуждение.

Прочитаем и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

 

   Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем, потому что здесь  молились и проводили важные обряды. Он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, подозревавших во лжи или измене. Поэтому камень назвали Шаман-камнем.

  • Тема текста –   почему камень назвали шаманским?
  •             Основная мысль –   Шаман-камень – особое место.
  •                           Связь предложений в тексте –      цепная.

  • О чём мы узнали  в данном тексте?
  • О том, почему камень назвали Шаманским.
  •  Какой вопрос мы подберём к тексту?
  • Почему назвали люди Шаман-камень?
  •  Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии?
  • Нет.
  • Перед нами какой тип речи?  (рассуждение).

4.Обобщение. Выстраивание определения.

    О чем эти тексты? ( Легенда Байкала)

   А в чём различие текстов?   В содержании.

                Они рассказывают:

  • 1.О том, что произошло с Ангарой.
  • 2.О том, как выглядит Ангара.
  • 3.О том, почему люди назвали камень Шаманским?

     

  5. Работа в парах с таблицей «Типы речи».

А теперь попробуйте, советуясь с соседом, зафиксировать все сказанное на листочках. Отличительные признаки типов речи: описания, повествования, рассуждения. Составление кластера.

   5. Физкультминутка. 

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, руки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

 6. Закрепление изученного материала.

Устная работа. Дано начало текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них?      Докажите.

  1. У меня есть младший брат. Зовут его Баир. У него густые черные волосы,  карие глаза, курносый нос, румяные щёки…
  2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
  3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…

7. Работа с учебником литературы.

- В художественной литературе мы можем встретить любой тип речи. Давайте это докажем на примере БГЭ «Гэсэр». Найдите отрывки, соответствующие изученным типам речи.

 8. Письменное задание по вариантам. Составьте 3 предложения, основываясь на БНП «Сагаалган», соответствующие типам речи: 1 вариант – описание, 2 вариант – рассуждение, 3 вариант – повествование.

9. Резерв (упр. 174) П.И. Чайковский «Времена года»

   

10. Домашнее задание.

Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:

Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?

Чему научились?

Как вы себя оцениваете?

Д.З.  1.Подготовить сообщение о любимой книге (5-6 предложений) с использованием  разных типов речи.

         2. Упр. 172.

                     Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»

Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...