Главные вкладки

    Типы речи урок развития речи 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Урок развития речи 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл типы речи33.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Типы речи

    (урок развития речи )

                   Цель:

     Познакомить пятиклассников с отличительными признаками 3 типов        русской речи и формировать умение определять  тип речи в тексте.

             Задачи:

    •  Дидактические - обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, сопутствующее повторение терминов «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;
    • Воспитательные - обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей  (любовь и внимание по отношению к собаке, гуманность по отношению к рыбке, « с ранних лет нужно стремиться быть, добрым, честным и смелым»);
    • развития - развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – примение полученные знания при написании сочинений)

     Общеучебные умения, формируемые на уроке:

           -слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

    Оборудование:

    • Мультимедийная презентация
    • Раздаточный материал для учащихся

    Тип урока : Урок освоения новых знаний.

    Вид урока: Урок развития речи.

     Методы:

    • Словесные
    •  Наглядные
    • Объяснительно-иллюстративные
    • Практические
    • Репродуктивный

    Основные приемы:

    • Чтение
    • Беседа
    • Интегрирование с литературой
    • Наблюдение и анализ

    Используются принципы:

    •  проблемности
    • наглядности
    • активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)
    • доступности
    • систематичности и последовательности
    • воспитательного воздействия урока
    • используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная
    • Развивается творческое мышление и речь.

                                                Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Слово учителя:

          Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной  урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитаем стихотворение:

    По-разному можно текст создавать:

    Можно красиво все описать,

    Можно проблему поднять, рассуждать,

    Можно и случай какой рассказать.

    Каждый получим с особым лицом.

    В каждом особую прелесть найдем.

    Ну, а поможет речи нам тип,

    Ведь на урок наш он темой проник.

    2. Установка на восприятие нового материала.

    Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

    Тема нашего урока:

       Типы речи. Запишите в тетрадь.

    А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

    1. Познакомиться с...            
    2. Учиться различать …___  ___ …

    Итак, у нас урок - развития речи, и мы будем определять типы речи.

    3. Повторение.

    Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:

    •     Что такое текст?
    • Как связываются предложения в тексте?
    • Что такое тема текста?
    • Что такое основная мысль текста?
    • А как связываются предложения в тексте?

    Вы у меня просто молодцы!

    1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

    А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

         Крепко любил старик Байкал свою единственную дочь, берег пуще своего сердца.

        Однажды, когда он заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Ударил он по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед любимой дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась, задыхаясь Ангара, и стала просить прощения и капельку воды у отца. Но Байкал дал только свои слезы.

    ( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

    • Тема текста –  Побег Ангары.
    •             Основная мысль – Любовь Байкала к Ангаре    .
    •                           Связь предложений в тексте –  цепная.)

    О чём рассказал, повествовал нам автор ?

    (О случае, который произошел с Ангарой и Байкалом).

    Узнали ли мы ,

    •         как выглядит Ангара?
    •         почему она побежала к Енисею?

    Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

    • Что произошло?

    Представим, что мы очевидцы этой истории.

                 Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста? Что на них будет изображено?

    • 1. Ангара бежит к Енисею.

    • 2.Байкал спит.
    • 3. Байкал отламывает скалу.
    • 4. Байкал бросает скалу.

    Обобщим наши суждения.

    • Какой вопрос мы подобрали к тексту?
    • Что произошло?
    • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
    • На нескольких.

    Какая связь предложений в тексте?

    -цепная.

           - Значит перед нами какой  тип речи - повествование.

    2) Анализ текста типа описание.

    У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

    Дочь Байкала Ангара – белолицая, капризная и своенравная красавица, с синими глазами. Вьющимися длинными волосами. В красивом голубом платье. В ушах -  серьги. На шее бусы. Красивее Ангары не было на земле.

                  Тема текста –  Ангара.

    •             Основная мысль – Красивая у Байкала дочь .
    •                           Связь предложений в тексте -  параллельная.

       Что мы узнали об Ангаре в данном тексте?

    (о ее внешних признаках)

    • Какой вопрос мы подберём к тексту?
    • Какая Ангара ?
    • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
    • На одной .
    • Перед нами какой тип речи?  описание.

    3) Анализ текста типа рассуждение.

    Прочитаем и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

     

       Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем, потому что здесь  молились и проводили важные обряды. Он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, подозревавших во лжи или измене. Поэтому камень назвали Шаман-камнем.

    • Тема текста –   почему камень назвали шаманским?
    •             Основная мысль –   Шаман-камень – особое место.
    •                           Связь предложений в тексте –      цепная.

    • О чём мы узнали  в данном тексте?
    • О том, почему камень назвали Шаманским.
    •  Какой вопрос мы подберём к тексту?
    • Почему назвали люди Шаман-камень?
    •  Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии?
    • Нет.
    • Перед нами какой тип речи?  (рассуждение).

    4.Обобщение. Выстраивание определения.

        О чем эти тексты? ( Легенда Байкала)

       А в чём различие текстов?   В содержании.

                    Они рассказывают:

    • 1.О том, что произошло с Ангарой.
    • 2.О том, как выглядит Ангара.
    • 3.О том, почему люди назвали камень Шаманским?

         

      5. Работа в парах с таблицей «Типы речи».

    А теперь попробуйте, советуясь с соседом, зафиксировать все сказанное на листочках. Отличительные признаки типов речи: описания, повествования, рассуждения. Составление кластера.

       5. Физкультминутка. 

    Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

    Физкультминутка!

    Типы речи изучали

    И немного мы устали.

    Встанем, руки разведём,

    Ножки тоже потрясём.

    Корпус дружно повернём,

    Сядем, рассуждать начнём!

     6. Закрепление изученного материала.

    Устная работа. Дано начало текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них?      Докажите.

    1. У меня есть младший брат. Зовут его Баир. У него густые черные волосы,  карие глаза, курносый нос, румяные щёки…
    2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
    3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…

    7. Работа с учебником литературы.

    - В художественной литературе мы можем встретить любой тип речи. Давайте это докажем на примере БГЭ «Гэсэр». Найдите отрывки, соответствующие изученным типам речи.

     8. Письменное задание по вариантам. Составьте 3 предложения, основываясь на БНП «Сагаалган», соответствующие типам речи: 1 вариант – описание, 2 вариант – рассуждение, 3 вариант – повествование.

    9. Резерв (упр. 174) П.И. Чайковский «Времена года»

       

    10. Домашнее задание.

    Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:

    Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?

    Чему научились?

    Как вы себя оцениваете?

    Д.З.  1.Подготовить сообщение о любимой книге (5-6 предложений) с использованием  разных типов речи.

             2. Упр. 172.

                         Успехов вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

    Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    Презентация к уроку русского языка по теме "Типы речи. Оценка действительности" 5 класс

    В данном материале представлена презентация к  открытому уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности" от 11.02.2015 г,...

    "Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

    Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

    Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»

    Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...

    КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

    Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...