"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Бычкова Светлана Александровна

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучению языку. При таком подходе  поэтический текст является средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствует развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «« Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи»

Жанр урока: урок-исследование

Цели урока:

  • формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа
  • побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества
  • повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности
  • воспитывать ценностное отношение к русскому языку

Основные методы:

  • эвристическая беседа
  • коммуникативный
  • частично- поисковый

Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина,

А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А.А. Фета

                                                            Ход урока

I. Организационный момент

                                                          ...человек чрез слово всемогущ;

                                                                           Язык всем знаниям и всей природе ключ;

                                                                               Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина.

Г. Р.Державин

Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Разминка

Работа по группам: I группа - теоретики,  II группа – практики (исследователи).

Учитель: Что такое слово?

Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Слово – наиболее конкретная единица языка.

Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и

чувства, дар говорить.

Практики:                                                                                                  Анализ стихотворений И.А. Бунина « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»,

« Родник»  (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

1) Работа с текстом стихотворения « В  лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».

а)  Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:

голубец  – могильный памятник,  срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.

Учитель: Как называются  эти слова?

Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

б) Составление синквейна («смыслового треугольника»).

Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.                сущ.

                прил. прил.                          

                глаг. глаг. глаг.

     .                 предложение                                                                                                                                                    

Практики:        родник

        живой  звонкий

        не люблю люблю любуюсь        

                Родник – символ святой и вечной Руси

 2)   Работа с текстом стихотворения « Родник».

Составление «ассоциативного дерева» (кл`астер ) слова родник .

Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник,

а от них все приобретаемые в контекстах « приращения» смысла и символические значения.

        

Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором  «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.

III. Вступительная беседа

Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины « язык» и «речь» выступают как синонимы?

Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.

Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.

Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.

        Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.

Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.

Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.

        Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся  к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина « Слово», 1915

Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?

Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина « Слово».

Учитель: Почему Бунин назвал речь « даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении « Слово».

( Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?

Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.

Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.    

Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

  1. Работа с текстом стихотворения А. А. Ах                            V. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество», 1942

                                                                                                                                                  Учитель:  Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык,

звучит в стихотворении  А. А. Ахматовой « Мужество», написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжёлую войну с фашистскими захватчиками.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»).

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.

Учитель: Какова интонация стихотворения?

Практики: Интонация стихотворения торжественная.

Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?

Практики: Автор в стихотворении создаёт торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности – лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/  Не горько остаться без крова ..., полисиндетон: И внукам дадим,

и от плена спасём … и др. При помощи этих средств экспрессии передаётся оценка.

Родной язык будет сохранён и передан внукам.

Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?

Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.

Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?

Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.

Учитель: Какой приём в художественной речи мы называем метонимией?

Теоретики: Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой  перенос возможен, потому что все эти люди – жители  города.

Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот приём. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.

Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

  1. Работа с текстом стихотворения А. А. VI  т 
  2. Учитель: Мы с вами отметили, что языкой.                               VI. Работа с текстом стихотворения А. А. Фета « Я пришёл к тебе с приветом…»                                    
  3. тебе с приветом…»). Фета « Я пришёл к

Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно - исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.

      В стихотворении « Я пришёл к тебе с приветом…» лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной.

  (Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом …» ).

Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)?

Практики: Нет, нам понятно, что говорящий повествует не о внешнем мире, а  о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.

Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?

Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.

Учитель:  Что такое экспрессивность?

Теоретики: Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.

Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?

Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /;  использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние ( страсть, счастье, веселье, песня ).

   

VII. Работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой « Диалог Гамлета с совестью»

Учитель: В стихотворении М. И. Цветаевой передаётся не совсем обычная беседа.

 ( Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой « Диалог Гамлета с совестью»).

Учитель: Что такое параллелизм?

Теоретики: Параллелизм (от греческого – рядом идущий) – одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи.

Учитель: Что такое анафора?

Теоретики: Анафора (греч. anaphora – «вынесение вверх») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда: здесь повторение одних и  тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение  одних и тех же сочетаний  звуков), бывает морфемная  (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова

                                            Черноглазую девицу,

          Черногривого коня.

Учитель: В чём необычность этого разговора?

Практики: Необычность разговора заключается в том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть – это одно из проявлений  внутреннего мира человека.

Учитель: Стихотворение М. И. Цветаевой представлено в форме диалога. Как вы думаете,

почему?

Практики: Форма диалога передаёт внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии – обвиняет в том, что недостаточно  любил. Реплики «самого» Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя – тем, что

всё-таки любил. Напряжённость спора акцентируется союзами противопоставления (но, всё ж ), повторами ( повторяется начало реплик ).      

Учитель: Какие реплики говорят о смятении чувств Гамлета?

Практики: О смятении чувств Гамлета говорят реплики, которые настойчиво повторяются (Но я её любил), но становятся всё короче, а также двойной вопросительный знак в конце выражает недоумение Гамлета, любил ли он Офелию по-настоящему.

Учитель: Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей ( рефл`ексия ) есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности .

Таким образом, речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется функция языка и речи, реализуемая в этом тексте?

Практики: Функция языка и речи, реализуемая в стихотворении М. И. Цветаевой  

« Диалог Гамлета с совестью», называется рефлексивной.

VIII. Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку.

IX.Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функций.

                                                                  Функции языка и речи        

Коммуникативная функция

           

Язык – средство связи между

людьми

Информативная функция

Язык – средство сообщения

информации

Культурно-историческая функция

Язык – хранитель исторической

памяти народа

Этническая функция

Язык для этноса (народа) –    

объединяющий фактор, знак

национально-культурной

идентичности

Экспрессивная функция

Язык служит для передачи

чувств и эмоций

Рефлексивная функция

Речь для человека – это и

средство разговора с самим

собой, инструмент рефлексии

X. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнала …

Самым интересным для меня было …

Для себя я возьму …

XI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе « Русские поэты о слове».

XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

 

Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот  клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …

     Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Русский язык, урок развития речи, 5 класс. Портрет в музыке

Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,  умение логично, последовательно излагать свои мысли.Урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....

Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.

Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....