Русский язык, урок развития речи, 5 класс. Портрет в музыке
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Виноградова Анна Михайловна

Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,  умение логично, последовательно излагать свои мысли.

Урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-Ягу с точки зрения музыки П.И.Чайковского и М.П.Мусоргского.

На уроке применяются разнообразные  методы, приемы и средства обучения. ИКТ является неотъемлемой частью педагогического процесса, поэтому для  лучшего усвоения материала на уроке используются аудиозаписи и видеоряд. Презентация помогает оптимизировать подачу материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.67 МБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ БАБА-ЯГА М.П.МУСОРГСКИЙ П.И.ЧАЙКОВСКИЙ Урок развития речи 5 класс Учитель русского языка и литературы 534 школы Виноградова Анна Михайловна

Слайд 2

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели - это музыка, и капели - это музыка, Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей . И. Исаковой

Слайд 3

Модест Петрович Мусоргский 09.03.1839 - 16.03.1881 В музыке Мусоргского оживает каждая картина, иногда даже приобретая новое содержание . Неподвижные картины оживают в звуках. Музыка настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем художественный образ. Характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий

Слайд 5

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ 25.04.1840 - 25.10.1893 Характер Бабы-Яги П.И Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). Образ Бабы-яги в музыке П. И.Чайковского дополняется игровым , юмористическим его прочтением. В результате образ не столь свиреп. Как у М.П.Мусоргского.

Слайд 7

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ М.П.МУСОРГСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ

Слайд 8

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ КОГДА Я СЛУШАЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ПЬЕСУ «БАБА-ЯГА», ТО ПРЕДСТАВЛАЮ ТАКУЮ КАРТИНУ…

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НАРИСУЙТЕ ИЛЛЮСТРАЦИЮ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЬЕСЕ «БАБА-ЯГА»

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНТЕ!!!!!!!!!!!



Предварительный просмотр:

Виноградова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №534 им. Тимура Сиразетдинова, методический материал, 2014

Конспект урока

Предмет: русский язык (развитие речи)

Тема: Портрет в музыке

Тип урока:  комбинированный

Класс: 5 класс;

Цель урока: дать представление   о многогранных связях музыки и живописи; обучить  умению чувствовать музыкальность, поэтичность и живописность художественных образов;

Форма:  урок-практикум с использованием ИКТ;

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение

Продолжительность: 1 урок (45 мин)

Место урока в системе: в разделе «Развитие речи»  это урок изучения и закрепления материала

Оборудование: компьютер с проектором, экран, оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки)

Музыкальный материал: музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Баба-Яга» в различном исполнении, мультфильм на музыку П.И.Чаковского;  музыкальная пьеса «Баба-Яга» М.П.Мусоргского, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М.П.Мусоргского.

Краткое описание:

Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,  умение логично, последовательно излагать свои мысли, что поможет в дальнейшем учащимся при подготовке к ЕГЭ.

Урок знакомит с творчеством М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского;  позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-Ягу с точки зрения музыки П.И.Чайковского и М.П.Мусоргского, позволяет сопоставлять  произведения музыки и живописи; развивает интерес к классическому искусству через сказку; формирует  эстетические критерие, прививает хороший вкус; развивает коммуникативность; развивает креативные способности школьников.

На уроке применяются разнообразные  методы, приемы и средства обучения. ИКТ является неотъемлемой частью педагогического процесса, поэтому для  лучшего усвоения материала на уроке используются аудиозаписи и видеоряд. Презентация помогает оптимизировать подачу материала.

ИКТ используется на всех этапах урока. Так, вводные слова учителя сопровождаются слайдом 2 , в котором содержится задание, направленное на повышение интереса учащихся к данной теме.

Обучение   словесному   созданию  портрета на основе  услышанной  музыки  подкреплено слайдами 3, 4  и музыкальной пьесой М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Слайды 5, 6 и музыкальная пьеса  П.И.Чайковского «Баба-Яга»  помогают  в обучении сопоставлению, сравнению и логическому выводу.

Обучение сопоставлять  произведения музыки и живописи сопровождается слайдом 7.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией. На экране изображение Бабы Яги. Название «Портрет в музыке» и две фамилии  М.П.Мусоргский и П.И.Чайковский

Слайд  1.

I.Введение в урок. Вступительное слово учителя (создается проблемная ситуация, ставится познавательная задача).

Можно увидеть музыку? Нарисовать красками? (ответы детей)

Слайд 2.  Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Какая картина  представляется?

П.И.Чайковсий любил гулять в березовой роще, находящейся вблизи дома в Клину, слушать голоса птиц, слушать шелест ветра. В его голове рождалась музыка…  Петр Ильич спешил домой, садился за рояль и извлекал чарующие звуки, завораживающие всех обитателей дома.

II. Обучение словесному созданию портрета на основе услышанной музыки.

Слайд 3. Звучит музыкальная пьеса М.П.Мусоргского «Картинки с выставки. Избушка на курьих ножках»

Какой образ Бабы-Яги вы услышали? Нарисуйте ее словесный портрет (ответы учеников).

Какие краски вы подберете, если будете рисовать?  (Ответы учеников)

В наше время можно не только услышать  музыку, нарисовать ее, но и воссоздать в движении. Давайте посмотрим,  как это сделали мультипликаторы.  

Слайд 4. На экране мультфильм, созданный по музыкальной пьесе М.П.Мусоргского.

Как вы считаете, раскрыли ли  создатели мультфильма  образ Бабы-Яги, которую изобрази Модест Петрович? (ответы учеников)

III. Обучение умению сопоставлять, сравнивать, делать логические выводы.

Слайд  5. Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского.

Какой образ Бабы-Яги вы услышали? Нарисуйте ее словесный портрет (ответы учеников).

Какие краски вы подберете, если будете рисовать?  (Ответы учеников)

Отличается ли образ Бабы-Яги П.И. Чайковского от образа Бабы-Яги М.П.Мусоргского? Ответ обоснуйте. (Ответы учеников)

Давайте посмотрим, как изобразили мультипликаторы эту сказочную героиню.

Слайд 6. На экране мультфильм, созданный по музыкальной пьесе П.И.Чайковского.

Как вы считаете, раскрыли ли  создатели мультфильма  образ Бабы-Яги, которую изобразил Петр Ильич? (ответы учеников)

IV. Обучение умению сопоставлять  произведения музыки и живописи.

Слайд  7. 

Какой образ Бабы-Яги  возникает при прослушивании музыки П.И.Чайковского, а какой при прослушивании  М.П.Мусоргского?  (ответы  учеников)

Распределите несколько изображений этого сказочного персонажа в две колонки: те, которые можно соотнести с музыкой П.И.Чайковского, и те, которые можно соотнести с музыкой М.П.Мусоргского.

V.  Итог урока.

 Можно ли создать художественный портрет в музыкальном произведении? Ответ обоснуйте. (Ответы учеников)

VI. Закрепление материала

Напишите сочинение-миниатюру (задание на слайде) «Когда я слушаю музыкальную пьесу «Баба-Яга», то представляю такую картину…» (ученик может выбрать: раскрывать образ Бабы-Яги  Чайковского или Мусоргского)

Слайд 8

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к музыкальной пьесе «Баба-Яга» (задание на слайде)

Слайд 9

Результативность:

26 учащихся написали интересные  творческие работы.

52 учащихся сделали иллюстрации.

Отмечен  интерес к классической музыке. (ученики просили провести еще такие же уроки развития речи)

На заседании методического объединения кафедры учителя русского языка обсудили урок и внесли его в методическую копилку МО.

Творческая работа Фролова Артема 5а класса 534 школы

Слушая музыкальную пьесу  «Баба-Яга», я представляю…

Когда я слушаю музыкальную пьесу М.П.Мусоргского «Баба-Яга», я представляю картину, в которой чувствуется страх и загадочность.

Сначала, кажется, что Баба-Яга варит смертоносное зелье, но не может найти нужных ингредиентов.  Это чувство возникает, потому что в музыке я четко слышу низкие ноты, которые очень пугают. Представляются  очень темные и смутные цвета: черный, темно-зеленый и синий.

После того, как Баба-Яга закончила варить свое смертельное зелье, она на с тупее с метлой вылетает с клубами дыма из трубы…

Баба-Яга очень одинока и зла на судьбу. Она затевает что-то очень плохое. В этот момент я представляю лишь один цвет: черный.

Баба-Яга  преодолевает долгий путь, чтобы добраться от своей одинокой избы до царского дворца… Когда Баба-Яга влетает в ворота дворца, она видит спящего, богато одетого человека. Она на цыпочках подходит к нему и готовится влить ему в рот зелье… но вельможа просыпается и зовет стражу. Баба-Яга пугается и улетает, но за ней гонится стража, гонится осень долго и догоняет…

И добро снова побеждает зло!

Творческая работа Бей Святослава 5а класса 534 школы

Баба-Яга

Когда я слушаю музыкальную пьесу «Баба-Яга» П.И.Чайковского, то представляю такую картину.

Баба –Яга в разноцветном платье, немного порванном, и оранжевом платке в горошек летит над волшебном лесом в ступе из дуба, словно веслом, метлой отталкивается от воздуха. Она боится, ведь за ней летит погоня. Кто же за ней летит? Иван-царевич на ковре самолете. Он летит злой от того, что Баба-Яга направила его по ложному следу, кода Иван-царевич спросил, где живет Кощей-Бессмертный.

И вот он  в ярости, что потерял так много времени на поиски, гонится за Бабой-Ягой. Она в испуге мечется над лесом и ищет свою избушку на курьих ножках, чтобы спрятаться в ней.

Когда Иван-царевич уже почти догнал ее, Баба-Яга увидела свою избушку, спустилась на землю, вбежала в избушку и приказала ей бежать в лес. Баба-Яга скрылась в лесу, а Иван-царевич не солоно хлебавши  полетел на ковре самолете домой.

Вот такую картину я представляю, когда слушаю музыкальную пьесу «Баба-Яга» П.И.Чайковского.

Творческая работа Русановой Полины 5б класса 534 школы

Когда я слушаю музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Баба-Яга»…

Когда я слушаю музыкальную пьесу Чайковского «Баба-Яга», то представляю такую картину.

На заднем плане дремучий лес, над которым висит луна, круглая, как головка сыра. Вокруг нее вьются летучие мыши. На переднем плане мне представляется Баба-Яга в ступе с метлой. Она  летает и с очень грустным видом метет метлой. Мимо пробегает зайчик, но Баба-Яга его не заметила. Такое впечатление, что она вообще ничего вокруг не замечает. Она стоит и медленно метет своей метлой.

Баба-Яга очень отличается от Бабы-Яги  Мусоргского. У него она страшна, злая.

Творческая работа Потапова Павла 5б класса 534 школы

Когда я слушаю музыкальную пьесу «Баба-Яга» М.П.Мусоргского, то представляю такую картину…

Вначале чувствуется напряжение, как будто Баба-Яга что-то варит, или колдует над чем-то. Причем все это она делает со злостью, а варево шипит, бурлит.

 Приблизительно в середине пьесы композитор делает отступление. Я представляю себе картину какой-то опушки. Везде летают птицы, по опушке бегают зайчики, по веткам рыгают белочки. Но всю эту гармонию нарушает Баба-Яга на своей метле. Вначале ее никто не боится. Но Баба-Яга начинает ловить зайцев, и все звери прячутся от нее. Все-таки Бабе-Яге удалось поймать несколько зайцев. Она полетела домой, в избу.

Прилетев и усыпив зайчат, Баба-Яга бросила их в свое варево. Немного помешав его, она радуется, что наконец-то  варево готово. На этой ноте пьеса кончается.

Творческая работа Теряева Артема 5б класса 534 школы

Когда я слушаю музыкальную пьесу «Баба-Яга» М.П.Мусоргского, то представляю такую картину: Баба-Яга идет, бредет по лесу. Это дремучий лес, бурелом. Вокруг страшные деревья, и ни одной души. Все прячутся от Бабы-Яги, она всех пугает. Вот играют зайчики, но, заслышав приближение страшной Бабы-Яги, убегают подальше. Баба-Яга – это олицетворение зла. Ее еще называют «Старой каргой». Весь лес дрожит перед ней – страшной, старой. Она передвигается в ступе, и это очень страшное зрелище: Баба-Яга страшная в страшной ступе среди страшных-страшных деревьев. Такой мне представляется картина Баба-Яга в музыке М.П.Мусоргского.

Совершенно другой мне представляется Баба-Яга в произведении Чайковского. Там Баба-Яга добрая и мне представляется, как она идет, кружится в молодом березняке. Вокруг нее прыгают зайчата.

Литература

Русский язык. Русская речь. 5кл.: учебник  для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина  М.: Дрофа, 2009

Уроки развития речи языка в 5 классе: Кн. для учителя/. Е.И.Никитина  М.: Просвещение, 2009

http://ucheba.pro

http://window.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"

Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....

6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель"

6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель"...

Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Русский язык. Урок развития речи "Портретный очерк" 8 класс

Конспекта урока «Портретный очерк»Учитель Бабашева Т.А.Предмет Русский язык ( развитие речи)Класс 8Цель :   создание  условия для личной самореализации каждого обучающегося в проц...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...

урок развития речи "Психологический портрет"

урок развития речи "Психологический портрет" интересен как пример интегрированного урока...