Главные вкладки

    Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Денисова Юлия Валерьевна

    Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_kl._publ._stil.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока по развитию речи в 7  классе

    Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера               употребления

    Тип урока: комбинированный

    Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

    Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.

    Ход урока: I  Речевая разминка.

    - Прочитайте текст про себя.

       Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

       Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

       В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

                                                                                     (Из «Поучения Владимира Мономаха»)

    - Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?

    - Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

    - Как лексика влияет на тон текста?

    -Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)

    II Работа по теме.

       1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

                                             разговорный

    Стили речи                                                          художественный

                                             книжный                      научный

                                          официально-деловой

       2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

       - Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

       - Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

       - Какой общий корень имеют слова?

       - Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

       - Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

       Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных  стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

       3. - Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

    Учитесь говорить и писать

       Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

       Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

       И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

       Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

       Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

       Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

       - Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

       - Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

       - К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

       - Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

       - Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

       - Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.  

    Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

       - Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

       - Найдите в тексте:

    побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

    риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

    повторы;

    однородные члены;

    параллелизмы (сходное построение предложений текста).

       - Как вы думаете, к кому обращается автор?

       - Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

       - Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).

       - Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

       - В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

      -  Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

       белая смерть - сахар,

       битва за урожай - уборка урожая,

       черное золото - нефть,

       зеленый щит земли - лес,

       королева спорта - легкая атлетика,

       голубые дороги - водные пути.

       - Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

       - Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

       - Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

       В результате работы с текстом должна получиться таблица:

    Цель высказывания

    Стилевые черты

      Языковые средства

    Сфера употребления

       Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.

    Эмоциональность, страстность. Призывность.

    Актуальность.

    Доходчивость.

    Лексические:

    - общественно-политическая лексика;

    - совмещение торжественной лексики и разговорных

    средств;

    -антонимы.

    Синтаксические:

    -побудительные и восклицательные предложения;

    риторические вопросы;

    -повторы;

    -параллелизм;

    -ОЧ; обращения;

    -использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

    В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;

    в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

       4. - Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

       - Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

       5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

       - Запишем их и дадим толкование:

       Заметка - краткое сообщение в печати.  

       Статья  - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

       Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

       Репортаж - Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

       Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

       Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

       Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

       Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

       В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

       - Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

    (Отзыв, рецензия).

       - Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

    (У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

       - А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»?  (Статья)

       6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

    -Посмотрим, как строится интервью     (записывают в тетрадь)

       1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

       2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

       3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

       7. Подведение итогов.

    III. Задание на дом.   1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь

                  таблицей.

                                         2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем

                                         или героем прочитанного литературного произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

    Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

    Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

    1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...

    Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

    Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

    Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

    Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...

    Урок в 7 классе "Публицистический стиль"

    Урок разработан с требованиями ФГОС....

    Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "

    Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...