Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._publ._stil.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи в 7 классе
Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления
Тип урока: комбинированный
Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.
Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход урока: I Речевая разминка.
- Прочитайте текст про себя.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...
(Из «Поучения Владимира Мономаха»)
- Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?
- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?
- Как лексика влияет на тон текста?
-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)
II Работа по теме.
1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.
разговорный
Стили речи художественный
книжный научный
официально-деловой
2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.
- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.
- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют слова?
- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
3. - Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
- Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)
- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.
- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)
- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.
- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Найдите в тексте:
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
повторы;
однородные члены;
параллелизмы (сходное построение предложений текста).
- Как вы думаете, к кому обращается автор?
- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)
- Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).
- Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)
- В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.
- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:
белая смерть - сахар,
битва за урожай - уборка урожая,
черное золото - нефть,
зеленый щит земли - лес,
королева спорта - легкая атлетика,
голубые дороги - водные пути.
- Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)
- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
В результате работы с текстом должна получиться таблица:
Цель высказывания | Стилевые черты | Языковые средства | Сфера употребления |
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. | Эмоциональность, страстность. Призывность. Актуальность. Доходчивость. | Лексические: - общественно-политическая лексика; - совмещение торжественной лексики и разговорных средств; -антонимы. Синтаксические: -побудительные и восклицательные предложения; риторические вопросы; -повторы; -параллелизм; -ОЧ; обращения; -использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. | В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ; в письменной речи: статьи в газетах, журналах. |
4. - Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.
- Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.
5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Запишем их и дадим толкование:
Заметка - краткое сообщение в печати.
Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж - Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).
Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.
В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.
- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.
(Отзыв, рецензия).
- Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.
(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)
- А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)
6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
-Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)
1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
7. Подведение итогов.
III. Задание на дом. 1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь
таблицей.
2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем
или героем прочитанного литературного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...
Конспект урока в 7 классе "Публицистический стиль"
конспект урока с приложением...
Урок в 7 классе "Публицистический стиль"
Урок разработан с требованиями ФГОС....
Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "
Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...