Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Жеглова Ольга Викторовна

Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи» является  разделом рабочей программы по русскому языку, обеспечивающим повторение вопросов стилистики перед повторением морфологии , орфографии, синаксиса, реализующий цель создания базы для эффективного изучения языковых средств в стилистическом аспекте. Учащиеся должны освежить и углубить представления о стилистике, ее задачах , об особенностях функциональных стилей и употреблении в них средств языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1_dlya_publikatsii.odt31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока.

Тема урока:Официально-деловой и публицистический

 стили речи, сфера их использования, основные жанры.

 Цели: углубить знание учащимися стилевых черт, области применения, функций публицистического и официально-делового стилей; развивать навык работы с публицистическими текстами; теоретически и практически дать возможность учащимся усвоить особенности языковых средств

официально-делового стиля; развивать навык их использования в работе над различными видами деловых бумаг; воспитывать ответственность и точность в составлении официальных документов.

         Воспитывать гражданственность и уважение к социальной сфере жизни, стремление идти в ногу со временем.

 Оборудование: (РМ) тексты и задания для самостоятельной работы;

карточки для работы в парах; статья «Мещерская драма» (на каждую парту); слова для творческой работы (на доске).

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний.

Что общего у слов: публика, публичный, публикация, публи-

цистический, популярный?

У ч и т е л ь. Слово «публика» заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху. Однако корни этого слова уходят глубже: в польский язык оно попало через французский из латинского — «популярный», то есть «народный». Итак, публика — это простой народ, популярный — народный, публикация — доведение до всеобщего сведения.

3. Постановка целей и задач урока

У ч и т е л ь. Основная цель работы сегодня — углубить и расширить знания о публицистическом стиле, отследить связь социальных и политических вопросов с эпохой. Учиться работать с публицистическими текстами.

4. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Узнав о значении слов «публика», «публикация», мы можем сказать, что публицистика отражает текущую историю народа и обращена к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым), поэтому ее часто называют летописьw        wwю современности. (Записать в тетради определение.)

Докажите эти позиции, используя отрывки из газетных статей:

2. Работа в парах по карточкам

Задание. Найдите приметы времени. Ответьте на вопросы.

 Какие проблемы волновали и волнуют общество? Изменились ли они?

Меняется ли отношение к ним? Почему?

Карточка № 1

С архитектурной утонченностью нынешних построек, при новых понятиях о домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики, почти все серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились.

(М. Бутурлина, «Записки». 1820–1850-ые гг.)

Большинство зданий, представленных в рамках конкурса, находятся в отличном состоянии, но есть и такие, которые нуждаются в ремонте. Например, кинотеатр им. Шевченко — бывший синематограф «Баян», построенный в 1911 году.

(Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)

Карточка № 2

Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «Человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. <…> Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обремененного семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими еще меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких

средств.

(Из газеты «Голос». — 1866)

Тяжело сегодня живется старикам. Мизерная пенсия, высокие цены не позволяют им приобрести и самые необходимые, жизненно важные продукты питания, одежду, обувь, пользоваться бытовыми услугами. Какая-то надежда у них была на трудовые сбережения, которые они откладывали буквально по рублю из своей заработной платы, сдавали на хранение в учреждения Сбербанка. Но и она рухнула: их вклады инфляция свела на нет.

(Из газеты « Известия». — 1993. — № 86)

…катастрофически растет задолженность по зарплатам в бюджетной сфере: общая кредиторская задолженность уже перешагнула 33 миллиона против 27 в начале года (то есть за 9 месяцев выросла на 20 %).

(Из газеты « Время». — 2009. — № 112)

Карточка № 3

Мы посвящаем особенное внимание тем скромным предложениям, которые с некоторого времени начали появляться в изобилии на страницах «Полицейских ведомостей» и относятся к отдаче денег под ручные залоги. Изобретательность этих предложений изумительна. Например: предлагают деньги под залог вещей, начиная от 2 до 3000 руб., с выдачею квитанций за умеренные проценты, под залог пенсионных листов; есть даже такие благодетели, которые предлагают деньги совершенно без процентов. Все эти объявления показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, с другой — накопление небольших сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производственное предприятие.

(Из газеты «Голос». — 1865)

         

Пошел я по банкам, как говорится, со шляпой в руке. Обнаружилось, что объем необходимых документов и справок увеличился вдвое. Но это в конце концов техническая проблема. Что дело не в технике, я понял, когда девочка из кредитного отдела банка за коробку вкусных конфет допустила меня к шкафу, где у них хранятся заявки от желающих получить кредит. Папки с кредитными делами (так это называется на языке банкиров) в шкаф явно не вмещались. В то же время предложений о кредитах вроде много. «Кредиты без залогов, справок и поручителей»,— кричат объявления.

Хотелось бы предупредить: среди объявлений на столбах встречаются абсолютно криминальные варианты. Например, ростовщик может назначить клиенту встречу поздно вечером — и выдать деньги. Но не успеет клиент отойти на два квартала от его конторы, как ему «случайно» дадут по голове и ограбят на всю сумму подписанного обязательства.

(Из газеты «Московский комсомолец». — 2009. — № 45)

5. Лекция учителя

(Учащиеся делают записи.)

— Сфера использования публицистического стиля — средства массовой информации, митинги, собрания, т. е. вся общественно-политическая сфера деятельности человека. Функция — информативно-воздействующая; стилевая доминанта — простота и доступность.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте пуб-лицистики, достаточно открыть любой номер газеты и посмотреть ее заголовки. Вы получите впечатление о содержании газеты. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ. Публицист чаще всего анализирует общие темы, интересные широкому кругу читателей, опираясь при этом на конкретные факты, примеры. Исходя из функции публицистического стиля — информационно-воздействующей — автор может смело агитировать, призывать, убеждать, пропагандировать какие-либо идеи.

Публицистический стиль более свойственен письменной форме литературного языка, хотя отдельные его жанровые разновидности (лекции, выступления на митингах, собраниях, доклады, беседы) проявляются и в устной форме. Основу этого стиля составляет общественно-политическая литература, периодическая печать (газеты, журналы).

Публицистика в ее лучших образцах сочетает систему развернутых доказательств, убеждающих слушателей и читателей строгой логичностью, и художественную яркость и эмоциональность изложения, которые заражают их горячим сочувствием или негодованием. Публицистический стиль может совмещать иногда особенности научного и художественного, иметь вкрапления раз-говорного стиля.

6. Закрепление

1. Работа с текстом

Задание. Прочитайте начало статьи. Предложения, относящиеся к публицистическому стилю, подчеркните одной чертой, к художественному стилю — двумя.

«МЕЩЕРСКАЯ ДРАМА»

В мещерских лесах у лесничества Курша увидели мы братскую могилу. Война в эти места не дошла. Отчего погибло так много лю-дей? Стали расспрашивать и узнали трагедию, о которой следует рассказать.

В мещерском болотистом крае на возвышеньях стоят сухие боры. Безлюдны и молчаливы эти леса. Деревья тут умирают стоя.

Кора отпадает, и старые сосны стоят нагими. От этого лес несколько мрачен. Кажется, что человек тут никогда не ходил. Только синицы, кукушки, голуби клинтухи и черные дятлы владеют лесом. Под соснами — мох, в сырую погоду мягкий, как губка, и ломкий, сухой, как порох, в не дождливое время. В сухую пору упадет одна искра, и лес этот вспыхнет, как факел.

Это случилось летом 1936 г. В стоящем на краю леса селе Колтуки я разыскал стариков, видевших знаменитый пожар. И вот что записал со слов колхозника Клемёнова Г. Е.

«Лето было сухое. Пожаров ждали. Отчего случился пожар, никто не знает. Я с бабами в тот день косил траву в лесу. День был ветреный. Мы присели перекусить, и вдруг вместе с запахом дыма услышали гул, как будто пролетало несколько самолетов. Такого огня я не видел даже на войне. Он несся по лесу со страшным рёвом. И скорость его была такая, что убежать из леса в тот день мало кому удалось. Все живое погибло. Нашу деревню пожар миновал. И тут мы опомнились: а Курша? Кинулись… Курши нет!

Как будто и не было сотни домов. Людей тоже не было… Через день схоронили тех, кого разыскали…».

Анна Архиповна Большова рассказывает:

«Поезд уходил, когда Курша вспыхнула, как спичечный коробок. С платформы я видела сзади ревущий огонь. Поезд тоже далеко не ушел. Огонь успел перерезать дорогу. Все горело: лес по сторонам от пути, шпалы, деревянные мостики. Загорелись дрова на платформах, и люди оказались на бегущем по рельсам костре. Паровоз зарылся носом на сгоревшем мосту. Муж подбежал, подхватил меня под руки, заставил бежать вместе с ним. Кинулись сквозь огонь. У меня обгорели ноги. Потеряла сознание, глядя, как от поезда остается только железный остов. Там в числе многих была моя мать, братья, две сестры и сноха».

Ответьте на вопросы:

На какую тему написан предложенный текст?

Какую цель ставил перед собой автор статьи?

 Как вы думаете, каким выводом закончил свою статью автор?

 Прочитайте окончание статьи. Совпадает ли то, что вы прочли, с вашим предположением?

Лесные пожары — бедствие страшное. Особенно в сосняках и особенно в августе.

Пожароопасных мест на Земле много. У нас едва ли не каждый

год горят леса у Читы, Мещера горела не раз, французские сосняки вблизи Средиземного моря часто горят. Страшные пожары случаются в Калифорнии. На тушение огня бросают все силы. Тушить лесные пожары трудно и дорого. Пожары нужно предупреждать. И для этого часто от нас требуется совсем немного,— быть осторожными в лесу с огнем, особенно в апреле и в августе. Человеческие драмы и фантастические убытки принести может незатоптанный окурок, не к месту разведенный костер. Курша взывает

помнить об этом всегда.

(По В. Пескову. — Комсомольская правда. —

2008. — 15 августа)

Какие приемы автор использовал для воздействия на чувства читателей?

 

7.У ч и т е л ь. На сегодняшнем уроке вам необходимо усвоить языковые особенности и официально-делового стиля. Этот стиль очень строго регламентирует свои стилевые черты. Поэтому, чтобы работать с документами, надо хорошо усвоить общие и частные правила их оформления. Особое внимание следует уделить языковым средствам официально-делового стиля.

Лекция учителя ( запись учащимися основных положений лекции)

Какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения…, с одной стороны… ,с другой же стороны …— и все это без всякой надобности.

«Тем не менее» и «По мере того» чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А. П. Чехов

—  Как вы относитесь к словам Антона Павловича?

Я расскажу вам, как возник этот сухой, но точный официаль-но-деловой, документальный язык, который вызвал негодование великого писателя. Это было требование жизни.

Документы — свидетели протекания жизни. Древний правитель договорился с жителями города о размере дани; дань уплачена, а он шлет снова солдат, хочет больше. Человек взял в долг у другого шесть баранов, а возвращает двух, уверяя, что таков был договор. Нет записи, нет документа — и спор решается силой. поэтому одними из первых возникают документы делового характера. Так, еще во времена инков узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции. С помощью письма ацтеки записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели календарь. В городе Фест на Крите был найден диск, содержание которого толкуется как документ о спортивных состязаниях. Со времени возникновения деловых видов бумаг появляется и официально-деловой стиль, оттачивающийся веками. В итоге характерные черты выделяют его из книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью и стандартизованностью.

Для всех форм делового письма обязательно строгое соответствие литературной норме: недопустимо использование лексико-фразеологических средств разговорного, просторечного характера, диалектных, профессионально-жаргонных слов; нелитературных вариантов; разговорных синтаксических конструкций. Официально-деловой стиль не терпит экспрессивных элементов: оценочной лексики, высоких или сниженных слов (шутливых, иронических), образных выражений. Важнейшее требование к языку документа — объективность и «бесстрастность» изложе-ния фактов. Для лексики официальной речи характерно употребление слов в прямом (а не в переносном) значении; широкое использование специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, военных, бухгалтерских, спортивных и т. д.). Часто используются сложносокращенные наименования государственных органов, учреждений, организаций и т. п. (ВДВ, МЧС, НИИ, ЧП, СНГ, IІ        Минздрав). Деловые тексты отличаются употреблением слов и выражений, не принятых в иных стилях (вышеуказанный, нижеследующий). К ним носятся устойчивые словосочетания (занимать площадь, зачислить на работу).

На морфологическом уровне наблюдается преобладание имен при незначительном использовании глаголов. Недопустимы в официально-деловой речи междометия, ряд частиц, прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Существительные, обозначающие должности, употребляются, как правило, в форме мужского рода (директор, почтальон, контролер и др.). Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных (больной, отдыхающий, ниже-подписавшиеся). В деловой речи не употребляются личные местоимения я, ты, он, она, они. Вместо указательных местоимений (этот, тот, такой и т. п.) используются слова данный, настоящий, соответствующий, известный, указанный, вышеуказанный, нижеследующий и др.

Cинтаксис официально-делового стиля отражает безличный характер речи. Синтаксические конструкции в официальной речи насыщены оборотами-клише с предлогами: в целях, в связи с… .

Характерной особенностью деловой речи является преобладание сложных предложений. В официально-деловых документах чаще встречаются сочинительные союзы. Для предложений характерен строгий и определенный порядок слов, преимущественное использование косвенной речи.

8. Закрепление

1.Выборочный диктант

Задание. Записать слова и словосочетания, которые могут употребляться в текстах официально-делового стиля, обозначив орфограммы.

Производственная практика, обескуражить человека, зловещие пещеры, квалификация, рекомендация, образование, извилистая речушка, органы самоуправления, мятый приказчик, объединение граждан, профессиональные союзы, национальная безопасность, недобросовестная конкуренция.

2. Коррекция текста (рм)

Задание. Прочитайте расписку. Выявите иностилевые элементы, замените их словами официально-делового стиля. Замените некорректные данные четкими. Зачитайте откорректированный текст. (В классе с недостаточно высоким уровнем учебных достижений — записать на доске.) Запишите образец расписки в тетрадь.

РАСПИСКА

 Я, Петренко Руслан. Меня вчера выбрали старостой 6 класса, и поэтому я получил от библиотекаря ОШ № 7 Светланы Николаевны Ленской несколько книг. Верну, наверное, через неделю, когда наш класс закончит готовиться к литературному вечеру.

21.04.2010 г. Староста 6 класса

(подпись)

9. Итог урока

Продолжите фразу.

«Слово «публицистика» означает…»

«Для публицистического стиля характерны…»

«Жанры публицистического стиля…»

«Официально-деловой стиль служит…»

VII. Домашнее задание

1. Найдите в художественных текстах или других источниках и выпишите образцы различных документов, указав источник и автора.

2. Выпишите отрывок из любой газетной статьи (около 30–

50 слов), докажите, что он написан публицистическим стилем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Разговорная речь, сферы ее использования, назначение"

laquo;Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспор...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...