Характеристика языковых жанров педагогического общения: вступительное слово, объяснительная речь, обобщающая речь (обзор основных жанров и их использование на уроке)
презентация к уроку на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

Методическая работа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика языковых жанров педагогического общения: вступительное слово, объяснительная речь, обобщающая речь (обзор основных жанров и их использование на уроке)

Учитель в своем речевом общении использует типовые модели организации речи: беседа и сообщение, рассказ и объяснение, вопрос и приветствие и т.д., которые называются речевыми жанрами. (Слайд №2) Жанр представляет собой определённую композиционную форму, соотнесённую с целями и условиями общения, определённым функциональным стилем, с содержанием и формой речи (устной или письменной), а также формой речевой деятельности (монологом или диалогом).

 Каждый жанр – сложная модель, включающая несколько компонентов. Выбор жанров основывается на реализации задачи речевого педагогического общения, которую поставил перед собой учитель. Правильный выбор языковых средств, понятных ребенку, владение всеми жанрами педагогической речи говорит о речевой компетентности учителя.

Вступительное слово

( Слайд №3) Цель вступительного слова на уроке русского языка – ориентация учащихся в предстоящей деятельности, обозначение целей урока, подготовка к восприятию учебного материала: создание соответствующего эмоционального настроя, актуализация собственного опыта учащихся и имеющихся у них знаний, обозначение важности и новизны проблемы урока. Эти коммуникативные задачи позволяют назвать вступительное слово жанром, определяющим эмоциональную атмосферу урока, побуждающим к творческой, продуктивной работе. Цитируя М. В. Ломоносова, можно сказать, что вступительная речь должна представлять собой своеобразную «похвалу теме и тем, кто ею занимается». И в то же время это этап, на котором создается «интрига» урока, появляется интерес учащихся к теме.

Начиная объяснять ученикам новый материал, педагог-мастер, как правило, использует разнообразные приёмы привлечения внимания к новой теме. Такие приёмы привлечения внимания, как возбуждение любопытства, изложение целей и задач речи, проблемные вопросы и другие, призваны подготовить учащихся к восприятию нового материала.

1. ( Слайд №4) – Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Много из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Сегодня отправляются в путешествие две команды. Наш маршрут пройдет по городу Угадайску, Частереченску, через площадь Имени существительного и проспект Имени прилагательного. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям. А в конце урока мы должны узнать, в какое место этого удивительного города Частереченска мы отправимся уже на следующем уроке. Для этого каждая команда за каждое правильно выполненное задание будет получать по одной букве. Из этих букв и сложится название следующей остановки.

2. Урок-путешествие по теме «Прямая речь» (5 класс)

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в замечательную страну – в сказочную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вместе с Русланом мы должны освободить Людмилу из царства Черномора. Для этого вы должны преодолеть все трудности, выполнить все задания и усвоить новую тему урока «Прямая речь». Поэтому цель урока не только освободить Людмилу, но и научиться определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью; усвоить постановку знаков препинания при прямой речи.

3. ( Слайд №5) Сегодня на уроке вы войдёте в художественный мир романа Пушкина, совершите вместе с поэтом удивительное путешествие по его страницам и что-то откроете для себя. «Это лучшее моё произведение»,- с восторгом сказал поэт. Нам предстоит в этом убедиться.

4. ( Слайд №6) Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?» «Нет, но у меня много песен и я хочу спеть их все». Рассказы А.П.Чехова, словно песни птиц, были короткими, но исключительно ёмкими и содержательными.

Обязательное условие функционирования вступительного слова – проявление индивидуальности говорящего, «эффект новизны» не только в содержании, но и в языковом воплощении.

Так как вступительное слово учителя на уроке, как и обобщающая речь, обладает признаками ораторской речи (это речь публичная, монологическая, оценочная, отличающаяся убежденностью, особой эмоциональностью, желанием воздействовать не только на ум, но и на чувства и волю слушателей), уместным и даже необходимым здесь будет использование специальных риторических приёмов. Ведь перед учителем стоит задача уже во вступительном монологе «заразить» детей своим интересом к изучаемой теме и языку как ценности, завоевать аудиторию. ( Слайд №7) А к таким приёмам привлечения внимания слушателей относятся, кроме чёткой формулировки целей и задач урока, интригующее начало, цитирование, риторический вопрос, диалогизация речи. Именно эти приёмы позволяют ввести в структуру вступительной речи сведения, на основе которых осуществляется процесс формирования ценностного отношения к языку (высказывания писателей, исторический материал, интересные языковые факты и т. д.).

Объяснительная речь

( Слайд №8) Коммуникативной задачей объяснительной речи является обеспечение усвоения информации, формирование усвоения информации, формирование знаний, умений, убеждений, получение нового представления о предмете речи. Приблизить учебный материал к интересам учащихся, сделать его привлекательным, окрасить положительными эмоциями – значит способствовать его усвоению. И не только.

 Не только ради этой прагматической цели учитель заботится о своей речи; в процессе объяснения-понимания более важна глубинная цель – гармоничное развитие личности ученика: обогащение его новыми смыслами через обнаружение новых «ниточек» от мира внутреннего к миру внешнему.

Среди приёмов популяризации объяснительной речи выделяются риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, повтор, тропы, фразеологизмы, аналогия, а также ссылка на авторитетное мнение. Именно последний риторический приём позволяет учителю подкрепить свою позицию, создать нужный эмоциональный фон, а также расширить представление учащихся об изучаемой проблеме и языке вообще. Высказывания известных людей могут послужить и началом объяснительной речи учителя, и одним из весомых аргументов в процессе речи, и своеобразным итогом объяснения, и связующим звеном между двумя учебно-речевыми ситуациями: объяснением и закреплением нового материала (цитата может стать и текстом тренировочного упражнения). Так, например, известные слова М. В. Ломоносова о причастии могут помочь в создании проблемной ситуации, стать своеобразным вступлением к объяснению теоретического материала: «Большие возможности, которыми обладает русский язык в образовании причастий, – это, конечно, признак развитости языка, который имеет право называться одним из богатейших языков мира. М. В. Ломоносов сказал: «Причастие соединяет глагола и прилагательного силу». В чем же состоит эта «сила» причастия, а значит, и «сила» человека, умело использующего в своей речи причастия?»

В качестве положений, объясняющих природу того или иного явления, в объяснительную речь могут включаться исторические справки. Представляя собой самостоятельные научные или научно-популярные тексты повествовательного характера, в объяснительной речи они становятся одним из её необходимых элементов, формой выражения ценностного отношения к языку.

В основе приёмов образности лежат различные тропы и риторические фигуры. В объяснительной речи учителя особо значимы такие, как метафора, сравнение, аналогия, введение вымышленной речи и др.

( Слайд №9)  В научно-популярной литературе лингвистического характера уже закрепились определенные метафоры: «Этимология знает о том, как из корней вырастают кусты и даже целые заросли слов». Появлению такой метафоры способствует употребление многозначного слова корень. Употребление ее в сочетании с олицетворением (этимология знает) сделало картину образной.

В примере «Давайте запомним правила «хорошего пунктуационного поведения»: «Не проморгай синтаксического карлика» и «Не разрезайте великана!» – употребляется целая цепочка метафор. Под синтаксическим карликом понимается коротенькое, состоящее из 2–3 слов, но сложное по структуре предложение. Поэтому важно не проморгать его и поставить нужный знак препинания. А с другой стороны, необходимо удержаться от постановки ненужных знаков препинания в распространённом простом предложении (в великане) и не разрезать его тело запятыми.

Звуки – невидимки, мы их не видим, а только слышим. Когда мы их можем увидеть? Когда они надевают одежду и превращаются в буквы?

Из каких же кирпичиков строится наша речь? Слова – главные работники в языке. У каждого слова своя работа 

Особый вид образности в объяснении учителя – это использование текста-метафоры. В качестве такового выступает лингвистическая сказка. В такой сказке термины очеловечены: они живут в сказочной стране и являются участниками сказочных событий – дружат, враждуют, спорят, принимают решения и т.п. Лингвистическая сказка отличается сказочным зачином, сказочным действием – одним словом, она строится по законам жанра сказки и потому легко вводит новый учебный материал.

Использование олицетворения как разновидности метафоры – один из самых распространённых приёмов создания образности. Это неудивительно, потому что олицетворение есть приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. Языковые явления и понятия, образуя систему, находятся в определённой иерархической зависимости, обладают определёнными функциями. Как донести всё это до сознания школьника? Приблизив эти отношения и закономерности к уровню восприятия школьников, наделив абстрактные понятия признаками живых существ.

( Слайд №10)  Некоторые звуки речи капризны. Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому демонстративно покидают его. Например, сон – сна. Какой звук исчез из слова? 

В вашей речи часто встречаются слова, которые мы называем словами-паразитами. Они живут в вашей речи и паразитируют.

Он, ударный слог, сам себя выдаёт.

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.

Образность речи педагога, словесную наглядность, а, следовательно, и популярность изложения учебного материала создают не только метафоры, но и сравнения. Трудно вообще представить себе объяснение чего-либо без сравнения.

( Слайд №11)  Слова, как и люди, отличаются друг от друга своим характером, поведением. И среди них есть такие, которые полностью противоположны. Это слова-антонимы 

Ударение подобно биению сердца… Как равномерные удары сердца свидетельствуют о хорошем функционировании человеческого организма, так и ударение имеет большое значение для всего русского языка, оно делает его таким певучим и музыкальным, а в некоторых случаях помогает различить слова.

            Корень слова – сердцевина слова. От него слова растут, как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное древо…

 Одним из наиболее часто употребляемых в объяснительной речи, наряду со сравнением, является приём аналогии. Конкретная картина – ключ к пониманию учебного материала. Понимание обеспечивается и тем, что благодаря этому приёму новые сведения органично входят в сознание школьника, включаясь в единую картину мира. В результате угадывания в незнакомом знакомого у слушателя создаётся впечатление открытия, сотворчества в процессе познания.

Объяснение с привлечением аналогии развёртывается как два микротекста: первый – с опорой на образ, хорошо знакомую картину (это и есть аналогия), второй – суть изучаемого явления:

( Слайд №12)  

  Как много самых разных букетов цветов окружает нас! Одни хороши на рояле, а другие – на дачном подоконнике. Синонимы – как букеты цветов: один из них хорош в разговорной речи, другой более уместен в книжной – к такой аналогии можно прибегнуть, чтобы разъяснить предназначение синонимов в языке.

( Слайд №13) Если взять одну бусинку, то её можно зажать в кулаке, можно положить на ладошку и рассматривать, но вот надеть для украшения можно только ожерелье из бусинок – бусы. С похожим явлением мы встречаемся в языке. Одно слово само по себе не выражает какую-то мысль. Но если несколько слов объединить по смыслу, то получится предложение. Предложение выражает законченную мысль.

Есть кукла матрёшка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей. Можно ли из матрёшки сразу вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка. Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.

В объяснительной речи учителя большую роль играет зачин.

-  Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам …  (глагол)

( Слайд №14)  Представьте себе, что в дверь постучали. Вы спрашиваете: «Это Пётр стучит? Или Мария? Или тётя? Или почтальон?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» - в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей.

О местоимении «кто» речь пойдёт через год. А какие местоимения вы уже знаете?

Данные приёмы помогают учителю выразить свое отношение, свое видение предмета речи, свою индивидуально-творческую природу. Образность в объяснении учителя есть выражение его индивидуального педагогического стиля, выводит учебный коммуникативный акт на индивидуально-творческий уровень. А это – показатель высокой степени педагогического мастерства. Следовательно, развитие индивидуальной педагогической культуры объективно требует от учителя овладения разнообразными приёмами образной подачи учебного материала.

Обобщающая речь

( Слайд №15) Коммуникативная задача обобщающей речи учителя – проанализировать, сделать выводы, обобщить, а также оценить деятельность учащихся на уроке.

Таким образом, это жанр оценочный, однако он выполняет также информативную и в какой-то мере императивную функцию: краткое изложение полученных на

уроке сведений – обязательный компонент обобщающего слова.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтоб закончить наше путешествие –

Надо подвести итог.

( Слайд №16)

Перспективная коммуникативная цель – сохранить интерес к теме, побудить учащихся к более глубокому её изучению. Поэтому обобщающая речь является, с одной стороны, жанром реактивным (появившимся только после предшествующей речевой деятельности), с другой – жанром, в данный момент завершающим общение, но предполагающим отдалённое по времени развитие речевых событий.

Обобщающее слово – это яркий финал урока. Учитель не только стимулирует деятельность учащихся оценкой их труда, но и вносит в эту деятельность высокую ноту духовности, напоминает о значимости данной темы как с точки зрения ее полезности, так и в ценностном аспекте.

Среди различных приёмов представления ценностного отношения к русскому языку высказывания известных людей – наиболее подходящий материал для создания текстов этого жанра. Такие цитаты в силу своего обобщающе-отвлечённого характера уже содержат в себе формулировку идеи в метафорической форме, поэтому они могут стать своеобразной квинтэссенцией урока и в то же время дать детям толчок к размышлению.

Некоторые примеры высказываний этого жанра:

 ( Слайд №17)

( Слайд №18) - Наше путешествие в мир «Имени существительного» ещё не закончено. Сегодня мы вспомнили и закрепили «биографию» одного из жителей страны Морфологии. Неразгаданные загадки и тайны ещё остались. На следующих уроках нам предстоит многое узнать об этой замечательной части речи.

( Слайд №19) - Корень слова - главная значимая часть,

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

( Слайд №20)При подведении итога урока интересна зачётная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, а дети продолжают. Например, при закреплении знаний об имени прилагательном можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы П :

 Я…

•обозначаю…

•являюсь…

•отвечаю…

 •изменяюсь по …

•в предложении бываю …

( Слайд №21) Логоритмическое упражнение «Разбор слова».

 Получили мы о слове

Много разных новостей.

И узнали мы, что слово

Собирают из частей.

              Корень, суффикс и приставку

              Мы должны отлично знать,

              Чтобы слово, чтобы слово

               По составу разбирать.

               При разборе наше слово

               Изменяем мы всегда.

               Окончанье и основу

               Мы находим без труда.

Уроки русского языка обладают широкими жанровыми возможностями по включению в их структуру сведений, связанных с различными способами представления языковых идей. Как видим, использование этих сведений возможно на любом этапе урока в зависимости от его цели, коммуникативной задачи строящегося высказывания, от уровня подготовки класса и главное – от желания самого учителя, который в любой учебно-речевой ситуации должен выступать носителем ценностного отношения к русскому языку.

Характеристика языковых жанров педагогического общения  

(вступительное слово, объяснительная речь, обобщающая речь)

                                   Из опыта работы

                                   учителя русского языка и литературы  

                                   УВК№5

                                   Кузнецовой В.В.              

2012 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика языковых жанров педагогического общения Из опыта работы учителя русского языка и литературы ОШ №12 Кузнецовой В.В.

Слайд 2

Жанр - определённая композиционная форма, соотнесённая с целями и условиями общения, определённым функциональным стилем, с содержанием и формой речи (устной или письменной), а также формой речевой деятельности (монологом или диалогом)

Слайд 3

Вступительное слово Цель вступительного слова на уроке русского языка – ориентация учащихся в предстоящей деятельности, обозначение целей урока, подготовка к восприятию учебного материала: создание соответствующего эмоционального настроя, актуализация собственного опыта учащихся и имеющихся у них знаний, обозначение важности и новизны проблемы урока

Слайд 7

приёмы привлечения внимания слушателей: - чёткая формулировка целей и задач урока; - интригующее начало; - цитирование; - риторический вопрос; - диалогизация речи

Слайд 8

коммуникативные задачи объяснительной речи: - обеспечение усвоения информации; - формирование усвоения информации; - формирование знаний, умений , убеждений; - получение нового представления о предмете речи

Слайд 9

метафора Э тимология знает о том, как из корней вырастают кусты и даже целые заросли слов. Д авайте запомним правила «хорошего пунктуационного поведения»: «Не проморгай синтаксического карлика» и «Не разрезайте великана!» З вуки – невидимки, мы их не видим, а только слышим. Когда мы их можем увидеть? Когда они надевают одежду и превращаются в буквы? И з каких же кирпичиков строится наша речь? Слова – главные работники в языке. У каждого слова своя работа.

Слайд 10

Олицетворение Н екоторые звуки речи капризны. Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому демонстративно покидают его. Например, сон – сна. Какой звук исчез из слова? В вашей речи часто встречаются слова, которые мы называем словами-паразитами. Они живут в вашей речи и паразитируют. О н, ударный слог, сам себя выдаёт. Г лагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.

Слайд 11

сравнение Слова, как и люди, отличаются друг от друга своим характером, поведением. И среди них есть такие, которые полностью противоположны. Это слова-антонимы Ударение подобно биению сердца… Как равномерные удары сердца свидетельствуют о хорошем функционировании человеческого организма, так и ударение имеет большое значение для всего русского языка, оно делает его таким певучим и музыкальным, а в некоторых случаях помогает различить слова. Корень слова – сердцевина слова. От него слова растут, как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное древо…

Слайд 12

Аналогия

Слайд 13

аналогия Если взять одну бусинку, то её можно зажать в кулаке, можно положить на ладошку и рассматривать, но вот надеть для украшения можно только ожерелье из бусинок – бусы. С похожим явлением мы встречаемся в языке. Одно слово само по себе не выражает какую-то мысль. Но если несколько слов объединить по смыслу, то получится предложение. Предложение выражает законченную мысль. Есть кукла матрёшка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей. Можно ли из матрёшки сразу вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка. Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.

Слайд 14

Зачин В объяснительной речи П редставьте себе, что в дверь постучали. Вы спрашиваете: «Это Пётр стучит? Или Мария? Или тётя? Или почтальон?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» - в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. О местоимении «кто» речь пойдёт через год. А какие местоимения вы уже знаете?

Слайд 15

Коммуникативные задачи обобщающей речи: - проанализировать; - сделать выводы; - обобщить; - оценить деятельность учащихся на уроке

Слайд 18

Итог урока Наше путешествие в мир «Имени существительного» ещё не закончено. Сегодня мы вспомнили и закрепили «биографию» одного из жителей страны Морфологии. Неразгаданные загадки и тайны ещё остались. На следующих уроках нам предстоит многое узнать об этой замечательной части речи.

Слайд 20

итог урока Зачётная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко» при закреплении знаний об имени прилагательном. «Говорящая» буква П : Я… •обозначаю… •являюсь… •отвечаю… •изменяюсь по … •в предложении бываю …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО» (А.Т.Твардовский). (Жанры устной монологической речи).

Элективный курс  «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации  - слова....

Обзор редакторов HTML кода для использования на уроках информатики.

В работе освещены основные принципы работы в разных редакторах HTML кода.  Описаны их достоинства и недостатки с точки зрения начинающего пользователя, каковыми явлется подавляющее большинст...

Обзор лучших интернет-ресурсов для использования на уроках и внеурочной деятельности учителями биологии и химии

Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть имеет огромные возможности, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе. Биологическому мате...

Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы

Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним....

Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "

Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....