Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Деепричастие – удивительная часть речи

(Обобщающий урок по теме "Деепричастие")  7-й класс

Тип урока: урок обобщения знаний и умений

Цели урока:

- обобщить знания о деепричастии и деепричастном обороте;

- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;

- формировать УУД:

регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе;

коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;

познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.

Планируемый результат:

Предметные УУД:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.

Личностные УУД:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Средства обучения: компьютерная презентация; раздаточный материал,  дидактический материал, тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок ,так как на нашем уроке присутствуют гости.

   - А урок мы начнём с загадки. Отгадайте, о какой части речи идёт речь?(Слайд 1    )

Загадку эту отгадать  

Совсем не сложно!

Меня с наречием порою

Спутать можно,

Но помните, чтобы

Вопрос вас не подвёл,

Я по наречию  

Похоже на глагол.

- Какая же тема нашего урока? Предположите его цели. (Итак, мы повторяем и закрепляем знания, полученные при изучении темы «Деепричастие») 

-Записываем тему урока 

3. Подготовка учащихся к работе по теме урока. 

- А для этого мы вспомним  «биографию» этой части речи.
 -  Итак, сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия.  Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус. (Толстые и тонкие вопросы)
Графический диктант 
1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (+) 
2. Деепричастие обозначает добавочное действие к основному. (+) 
3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-) 
4. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. (+) 
5. Деепричастие не изменяется. (+) 
6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-) 
7. Деепричастие, как и наречие, неизменяемая часть речи.. (+) 
8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+) 
9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (+) 
10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. (+) 

  - Были ли у кого - нибудь затруднения в ответах? Оцените себя и поставьте первую оценку на полях тетради. (Слайд    )

4. Дайте  определение деепричастию   как части речи. (Слайд   )

 5.А сейчас обратимся к истории этой части речи. Что же нам известно о деепричастии?

-Термин деепричастие введен Михаилом  Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся часть речи. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.
- Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим: Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем: Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.

  - Поэтому  А.П Югов назвал деепричастие – самой огнепышущей,

самой живой формой глагола. В нем струится самая алая, самая свежая

артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного.

      Деепричастие – это удивительная часть речи.


6. Как образуются деепричастия?

Образуйте деепричастия совершенного вида и несовершенного, запишите в два столбика, обозначьте суффиксы. (Выполняет каждый самостоятельно, проверка по командам.)

Приготовить, располагать, рисовать, сидеть, баловать, предполагать, удалить, распечатать, пахать, восстанавливать, привязать, вырастить, увидеть, ехать, писать.

– От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

– В какой форме стоят исходные глаголы?

– При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?

 - От каких глаголов не смогли образовать деепричастие? Почему?

7. Морфемный разбор деепричастий. (Задание выполняют по цепоке на доске)

1. Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услыша.

– Назовите возвратные глаголы.

8.Чтобы правильно употреблять деепричастия в письменной речи, мы должны ещё знать правила орфографии.

   - Какие?

  Задание. Распределить слова в две колонки. (Задание выполняет каждый самостоятельно, проверка коллективная)

 

 

 

Не шуметь, не думая о последствиях, сильно недоумевая, не читал, ненавидеть, недомогая с утра, ненавидя ложь, не поеду, нисколько не заботясь, нездоровится, неистовствуя от досады, говорить не глядя , не развязав мешок, негодовать, не был.

9. А сейчас мы с вами вспомним постановку знаков препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. (Перед ребятами лежат листы с заданиями).

Выпишите 1вариант –предложения, в которых нужны запятые, 2 вариант – предложения, в которых не нужны знаки препинания.

 1.Я повернувшись тихо вышел из комнаты.
2.Открыв окно я посмотрел в сад.
3.Засучив рукава Петя стал мыть руки.
4.Он молча повесил пальто на вешалку.
5.Сторож спал сидя.
6.Она слушала затаив дыхание.
7.Он читал лёжа на кровати.
8.Он бросился очертя голову на улицу.

10.Задание “Грамматические орешки” поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Вы должны найти предложения с грамматическими ошибками, связанные с употреблением деепричастного оборота.

1) Увидев отца, Сережа заулыбался. 2) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 3) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 4) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 5) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

- Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?

11. Творческая работа: наблюдение над процессом и составление текста.

- Часто ли вы употребляете в речи деепричастия? В каких описаниях нужны деепричастия? (тексты с описанием действий)

- Чтобы научиться использовать эти полезные слова, поработаем над составлением текста. Будьте внимательны. 

Задание: наблюдая за процессом, происходящим на экране,  запишите слова со значением основных и добавочных действий.

Составьте небольшой рассказ на тему «Однажды».

(Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», № 6 «Однажды», примерно 1.40 мин.) 

12Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Какие рассказы у вас получились? (1-2 ученика читают свои рассказы, их работы рецензируют учащиеся).

13. Рефлексия.

Посмотрите на свои результаты  выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.

Закончите предложение: Я уже хорошо умею.., но мне нужно потренироваться в ….

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знания.

14.Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Деепричастие – удивительная часть речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Местоимение как часть речи. Обобщающий урок.

Урок традиционный: комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся, полученых при изучении темы "Местоимение как часть речи". Это один из заключительных уроков повторения и обобщения по данно...

Викторина по русскому языку "Деепричастие - удивительная часть речи"

Обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте....

Деепричастие как часть речи.Конспект урока

Ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия, научить различать глагол и деепричастие....

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...