Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
проект по теме

Елена Николаевна Русак

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-Петербург, 2014 г.) составлена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребенка,  формирование предпосылок учебной деятельности,  обеспечивающих позитивную социализацию детей. Она включает в основное содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" пение детей с четкой артикуляцией слов произведений, "насыщенных музыкальными образами, разных по тембровым характеристикам", а также пение в ансамбле (индивидуально и коллективно, с инструментальным сопровождением и без него). В связи с этим мы спроектировали работу с детьми-логопатами по оптимизации процессов автоматизации корригированных звуков, используя традиции русского народного творчества, малого словесно-музыкального фольклора - частушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через  использование фольклорного жанра – частушки».

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  учитель-логопед, родители.

Цель: оптимизация процесса коррекции речевых нарушений  у детей  старшего дошкольного возраста; развитие у детей ритмических способностей, голосовых модуляций, автоматизация поставленных звуков в частушечных четверостишиях   и повышение уровня развития связной речи у дошкольников.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель проекта: - обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- поддержка индивидуальности, инициативы и самостоятельности  в совместной художественной деятельности.

Задачи проекта:

Для учителя-логопеда:

  1. Приобщать  детей к русскому народному творчеству, музыкальному фольклору через знакомство с частушкой и балалайкой.
  2. Развивать познавательный интерес к частушке и частушечному творчеству.
  3. Познакомить детей с частушечным ритмом и рифмой.
  4. Закреплять у детей поставленные звуки речи на разных стадиях их автоматизации (изолированно, в слогах, словах и чистоговорках-частушках)
  5. Обогащать словарный запас и развивать у детей связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам.
  6. Учить придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки.
  7. Развивать фонематические процессы.

Для детей:

  1. Вырабатывать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, развивать мелодику, темп, ритмику, эмоциональность и выразительность  речи.
  2. Тренировать речевой аппарат  и правильное звукопроизношение при разучивании частушек.
  3. Закреплять и автоматизировать поставленные звуки речи в частушечных четверостишиях.
  4. Вырабатывать ритмичные полуприседания под частушечный ритм игры на  балалайке.
  5. Развивать  словотворчество, умение подбирать слова-рифмы.

Для родителей:

  1. Научиться  помогать детям, заучивать частушки по различной тематике, контролировать правильное звукопроизношение  в четверостишиях, придумывать частушки.

Проект долгосрочный – 8 мес.

Проблема: трудности автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие педагоги и родители проявляют недостаточную активность  в помощи детям, страдающим речевой патологией,  по закреплению и автоматизации поставленных в результате коррекции звуков. В результате этого дети, выступающие на утренниках и праздниках, читают стихи смазано, пропуская или искажая по привычке трудные звуки, которые научились правильно произносить на логопедических занятиях.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Овладение навыками длительного речевого выдоха, ритмикой, тембром, мелодикой, эмоциональностью  и выразительностью речи.
  •  Повышение интереса к частушечному творчеству, исполнению частушек под балалайку.
  • Увеличение словарного запаса у детей с нарушениями речи, речь  более эмоциональная и выразительная.
  • Повышение речевой активности и коммуникативности посредством  заучивания стихотворных четверостиший  и частушек.
  • Улучшение психических функций: речевой памяти, слухового внимания и восприятия, воображения и мышления.
  • Улучшение звукопроизношения в свободной речи и рассказывании стихотворений на детских утренниках и праздниках.

1 этап – подготовительный

- познакомить родителей с темой проекта;

- поисковая работа по подбору художественной литературы,  иллюстрационного материала, интернет ресурсов, видеозаписей, мультфильмов по теме;

- организация кружка «Частушечник» и детского ансамбля «Частушечка» для детей с нарушениями речи;

- подготовка и показ презентации для родителей «Использование частушек для закрепления и автоматизации поставленных звуков дома»;

- подбор и сочинение частушек по лексическим темам, предусмотренным в ООП ДО,  оформление картотеки «Звуки и частушки-веселушки»;

- разработка цикла бесед с детьми по теме «Частушечное творчество».

Обеспечение:  

- познавательная литература

1.М.Горький  Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499.

2. Виктор Боков. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5

3.«Заря – заряница»:  песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н. Морохин ) - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с., ил.

4.«Энциклопедия земли Вятской». Том 8. Этнография, фольклор.1998г.

В.А.Поздеев  «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.

- специальная литература

1.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, Издательство: КАРО Год: 2008

2.Крупенчук О.И. Лого-рифмы. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2000 г.

3.Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Новиковская О.А.  Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КОРОНА принт, 2005.

- русский народный музыкальный инструмент –  балалайка;

- художественная литература (пословицы, стихи, сказки,  «Сказка о глупом мышонке»);

- мультфильмы с частушками под балалайку; видеоролики выступлений детей из ансамбля «Частушечка» (выпускников детского сада)

- игровое пособие по обучению чтению «Складушки», картинки, стихи, песенки  из серии «Развивающие игры Воскобовича», С-Петербург, 2009 г.

- разрезные картинки по теме («Балалайки», сюжетные разрезные картинки и т.п.);

- дидактические игры «Подбери балалайку по цвету», «Кто на чем играет? », «Узнай по силуэту», «Сосчитай», «Кого не стало? » и другие;

- трафареты балалаек

- картотека частушек на лексические темы,

- картотека частушек на звуки речи  (С-Сь, З-Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, К, Х, Г, Д, Т)

2 этап –  основные направления реализации проекта.

- Логоритмика с включением частушек-попевок  по изучаемой теме.

- Мелкая моторика: обводки, раскраски  балалаек, аппликация «музыканты-балалаечники».

- Ручной труд: изготовление венков на голову из бросового материала, как дополнительное украшение к русскому народному костюму.

- Беседы с детьми «Что такое частушка?», «Роль частушек в жизни людей»,  «Как  выучить частушку».

- Ручной труд: изготовление атрибутов к русскому народному костюму (веночек, браслет, подвеска).

- Чтение художественной литературы, стихов и песен, которые можно положить на частушечный лад  (С. Маршак, А. Барто и др.)

- Заучивание стихотворений по темам, обсуждение пословиц и поговорок, театрализованная деятельность.

- Соблюдение двигательной активности с  проведением динамических пауз по темам и пальчиковых гимнастик под частушечные ритмы «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик в лес пошел…» и др.

- Придумывание частушек-говорушек детьми и родителями. Конкурсы для родителей на лучшую частушку по темам.

- Презентация для родителей «Использование частушек для закрепления и автоматизации поставленных звуков дома»;

- Консультация для родителей «Роль частушки в развитии речи и творчества детей».

- Участие детей с нарушениями речи в праздниках и фестивалях под названием ансамбля «Частушечка».

- Организация фотовыставки  «Детский ансамбль «Частушечка».

3 этап: итоговый

Продукт проектной деятельности:

- приобретенные знания детей о частушках, как произведениях устного народного творчества и фольклорного жанра, и  умения их исполнять под балалайку;

- правильное произношение поставленных звуков в частушках на изучаемые темы;

- образование детского ансамбля «Частушечка»; его выступления в детском саду,  в поселке и в районе.

- проявление индивидуальности и творческого потенциала  детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"

    Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...