Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Сергеева Ольга Владимировна

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка данного урока была представлена на Всероссийский Фестиваль русского языка в 2012  году.

Подготовка к ЕГЭ. Урок - практикум по русскому языку в 11-ом классе по теме

 «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»

Обоснование целей урока

      Среди основных задач курса русского языка в старших классах по программе А. И. ВЛАСЕНКОВ, Л. М. РЫБЧЕНКОВА стоят

  • закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов;
  • овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствование развитию речи и мышления учащихся.

Во втором разделе программы определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

      Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

      Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка.

       Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11-м классе, но жанры путевого и портретного очерков осваивались раньше: путевой очерк — в 9-м классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10-м классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10-м, и в 11-м классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.

На изучение публицистический стиля речи отводится программой 6 часов, осваивается следующий материал:

  • Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
  • Очерк, эссе.
  • Устное выступление. Дискуссия.
  • Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

     Представленный урок является первым при изучении раздела «Публицистический стиль речи» и включает в себя следующее программное содержание: особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности (на основе содержащейся в учебнике информации). Анализ публицистического текста: выявление лексических, грамматических, композиционных признаков стиля, языковых средств эмоционального воздействия на читателя.

      По окончании 11-го класса в связи с изучением данного раздела учащиеся должны:

  • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о тексте и стилях речи;
  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;
  • выявлять подтекст;
  • производить речеведческий разбор, анализ текста;
  • уметь составлять план, тезисы, конспект публицистического, устного сообщения, делать необходимые выписки;
  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  • писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  • писать отзыв о публицистической статье;
  • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
  • участвовать в диспуте, дискуссии;
  • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях.

     Публицистический стиль речи — это не просто умелое использование общественно-политической, нравственно-этической лексики, синтаксических средств, приемов построения устного высказывания, это прежде всего проявление личностных качеств человека, его убеждений. Таким образом, овладение публицистическим стилем неразрывно связано с формированием личности.

      Работа над публицистическим стилем речи должна быть связана с повседневной жизнью учащихся, с их реальными жизненными планами, с нравственными, эстетическими, социальными ценностями, доступными восприятию и пониманию школьников.

      Задача учителя русского языка и литературы — научить говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, а также научить думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью в том, о чем говорит, что доказывает, к чему призывает ученик.

Исходя из данного обоснования можно поставить следующие цели урока:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;
  • Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста;
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
  • Формирование позитивной Я - концепции;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности;
  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
  • Развитие умения логически верно излагать мысли;
  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  • Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Тип урока:  урок – практикум

Технология:  технология критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемый результат: обучающиеся получат более полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике.

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийное оборудование;
  • презентация «Публицистический стиль речи»;
  • папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;
  •  памятки-таблицы по определению стиля речи (раздаточный материал);
  •  таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал);
  • алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);
  •  тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.

Технологическая карта урока


Этап

урока


Цель этапа


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Предполагаемый результат


Материалы к уроку



В

Ы

З

О

В

Вызов уже

 имеющихся

 знаний по теме,

активизация

 учащихся,

мотивация для

дальнейшей

 работы.




Интервьюирование

 «актеров»

подготовивших

выразительное чтение

фрагментов, фронтальная

беседа с классом

 с использованием

 раздаточного материала

(тексты, озвученные

«актерами»,

 памятка-таблица

«Стили речи»)

 Входящий контроль:

«тема», «тип речи»,

«стиль речи», «речевая

 ситуация», «языковые

 средства

выразительности»,

«стилевые черты»

Заслушивание фрагментов

 текстов разной

 стилевой принадлежности,

сопоставление текстов,

выявление характерных

стилевых  особенностей

текстов с использованием

памятки-таблицы «Стили

 речи»


Актуализация понятий

«тема», «тип речи»,

«стиль речи», «речевая

 ситуация», «языковые

 средства выразительности»,

«стилевые черты»

Учащиеся «вспоминают» знакомый материал, происходит «погружение» в тему. Формируется устойчивый интерес, мотивация к обретению новых познаний в теме.


«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.


Тексты, озвученные «актерами»,

Памятки – таблицы

«Стили речи»

(без  публицистического

стиля)  Приложение №1




О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е









Р

Е

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

Сохранение интереса

к теме

при работе

с

новой информацией.


Продвижение знания от «старого» к

«новому»







Введение нового материала, постановка задач урока с использованием

презентации

(слайд №1,2)

Контроль. Фронтальная беседа по

домашнему заданию

(составить таблицу по параграфу

«Публицистический стиль речи»

(слайд № 3-17)

Организация самостоятельной работы с таблицей, дополнение ее новым, «неучтенным» материалом.

(слайд №15,16,17)

Организация коллективной работы по стилистическому

анализу текста. Используется алгоритм работы и таблица «Публицистический стиль речи и его особенности».

 Текст № 1.

Контроль.


Организация работы в группах. Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств

выразительности.







Организация коллективного

 выполнения тестовых заданий, беседы по проблеме, затронутой в тексте, прослушивания и обсуждения сочинения.



Контроль.

Организация самостоятельной работы по решению тестовых заданий к тексту № 2


Самопроверка тестовых заданий.

Отвечают на

вопросы по

параграфу.

 Сопоставляют свои

ответы с «образцом»

(слайды №3-17)

Самостоятельно

дополняют свою таблицу

 «неучтенной»

 Информацией

(слайд №15,16,17)

Сверяют свою таблицу с

образцом

 «Публицистический

стиль речи и его

Особенности»







Выполнение действий по алгоритму. Определение цели текста, проблем, типа речи, стилевых черт, примет стиля, жанра и композиции.




Исследуют текст №1:

1группа – лексические особенности

2 группа – эмоциональные средства выразительности

3 группа – синтаксические

Обмениваются информацией, делают выводы.

Коллективно выполняют тестовые задания к тексту.

Беседуют по проблеме текста.

   Заслушивают сочинение по проблеме, подготовленное учеником заранее. Выражают свое мнение о работе и по проблеме.






Самостоятельное решение тестов с последующей самооценкой.

Учащиеся обобщают знания об особенностях публицистического стиля, повторяют термины, методами активного чтения работают с информацией.

Знакомятся с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивают умение различать их, определять роль внутри текста.

Разбирают задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Активно получает развитие положительная мотивация к процессу обучения.

Формируется позитивная

 Я – концепция.

Совершенствуется речемыслительная деятельность.

Развивается умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления,

умение логически верно излагать мысли.

Происходит развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.


Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Развитие системы ценностных отношений к родному языку.

Совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.




Формируется навык самостоятельной информационной обработки текста.




Презентация к уроку.

Приложение № 2

Таблица «Публицистический стиль речи»

Приложение № 3














Презентация к уроку.

Приложение № 2

Алгоритм работы с текстом.

Приложение № 4



Таблица «Публицистический стиль речи»

Приложение № 3






Текст № 1

Приложение №  5











Сочинение Поликарповой

Сони «Вверх по лестнице,

ведущей вниз»

Приложение № 6





Текст № 2

Приложение № 5



Презентация.

Приложение № 2



Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я


Дать возможность творчески переосмыслить  полученную информацию, реализовать возможность самовыразиться показать свой взгляд на

проблему.

Подведение итогов урока.

Взаимооценка в группах.


Контроль.

Письменный ответ на вопрос

«В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»




Организация завершающей беседы, комментирование оценок и домашнего задания.


Пишут мини-сочинение.

Зачитывают свой ответ, отвечают на вопросы одноклассников.


Дают самооценку   труда на уроке.










Осознание важности роли публицистики в общественном развитии.  Мотивация желания


научиться говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью.





Презентация.

Приложение № 2








Приложение № 5

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
  2. Стадия вызова. Актуализация знаний.

1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?

2) Фронтальная беседа с использованием раздаточного  материала  (тексты, озвученные «актерами», и памятка - таблица «Стили речи») (Приложение № 1)

- Что общего у этих трех текстов?

- Как вы определили тип речи?

- Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения  памятку-таблицу «Стили речи».

3. Стадия осмысления (реализация) Введение нового материала.

1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2) (Приложение №2)

2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности  Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»  (слайды № 3 – 17)

 (Приложение №2)

 - Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?

- Что такое «публицистика»?

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова сфера его употребления?

- Назовите жанры публицистики.

- Назовите характерные черты публицистического стиля.

- Какова композиция текста публицистического стиля?

- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Назовите лексические особенности публицистического стиля.

- Назовите эмоциональные средства выразительности.

- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

4. Стадия осмысления. Реализация.

1) Работа с новой информацией.

- Внесите в свою таблицу недостающую информацию.  ( слайд № 15, 16, 17)    Прилагается образец составленной таблицы «Публицистический стиль речи». (Приложение №3)

2) Практика в использовании нового материала. 

Групповая работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля (Приложение №4) и таблица  «Публицистический стиль речи» (Приложение №3).

- В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.

Чтение текста заранее подготовленным учеником.

Текст № 1

     (1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.

     (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными  и отрицательными сторонами).

     (7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

     (8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

     (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

     (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?                                                                                      ( По М. Мартынову)

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  6. К  какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.) Текст – Приложение №5

  • 1-ая группа – лексические особенности
  • 2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
  • 3-тья группа – синтаксические особенности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.

3) Коллективное выполнение тестовых заданий к тексту :

1. Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.

2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.

3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.

4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.

        Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной - без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту.

3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

     Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

      Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«…Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. М. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Это достигается благодаря использованию __________ (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст ___________ ( «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и ________

(вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть _________ (предложения 9, 11).

     Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».

Список терминов:

  1. развернутая метафора
  2. оксюморон
  3. риторические восклицания

4    градация

5    неполные предложения

6    сравнение

7    риторический вопрос

  1. эпитет
  2. неологизмы                                                                    

Ответ: 7, 1, 8, 4 (слайды № 19, 20 )

В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).

Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).

Эпитет (8)- образное определение.

Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

4) Творческое использование нового материала. Проба пера.

- Что вы думаете об актуальности данного текста?

- Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. Напоминаю: это не образец сочинения в формате ЕГЭ, а просто личные размышления по теме.

 ( сочинение Поликарповой Сони «Вверх по лестнице, ведущей вниз».  Приложение №6)

Заслушивание сочинения, беседа:

-Сумела ли Соня поразмышлять над предложенным текстом?

-Чем вам понравилась работа?

-Что вам кажется спорным в работе  Сони?

5) Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту.

(Приложение №5)

Текст № 2

     (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

      (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

       (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

       (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.

                                                                     (По Ю. Макаренко)

1.       Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1)   Лучший отдых – это ничего не делать.

2)   Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3)    Современный человек устает от общения и от городского шума.

4)     Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2.       Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3.    Рецензия:

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».

Список терминов:

1) сравнение

2) переносное значение слова

3) контекстный синоним

4) гипербола

5) метонимия

6) инверсия

7) однородные члены

8) риторические вопросы

9) метафора

Ответы для самопроверки:

1. – 2

2. – 3

3. – 2, 7, 9, 3

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» (слайд 21)

- Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

-Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст №  3  для анализа дома. Приложение № 5.

      Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

       Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,  что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

         Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

                                             ( В. Непомнящий)

Литература:

  1. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
  2. «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
  6. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
  7. «Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ» И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова  АСТ «Астрель» Москва 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи

                            Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...

«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»

Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.Цель урока: формирование умения анализировать текст.Задачи урока: - обобщить знания об особенн...

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...

Методическая разработка по теме "Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования".

Разработка уроков для студентов СПО, обучающихся  профессии «Автомеханик». Цель: показать методику применения межпредметных связей на уроках русского языка....

Методическая разработка урока "Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия".

Разработка урока отражает методику подготовки и проведения  игры-диспута на заданную тему при изучении публицистического стиля речи....

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...