Методическая разработка по теме "Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Нанарова Оксана Александровна

Разработка уроков для студентов СПО, обучающихся  профессии «Автомеханик». Цель: показать методику применения межпредметных связей на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofitsialno-delovoy_stil_rechi._3_uroka.doc164.5 КБ
Office presentation icon osnovnye_priznaki_stilya.ppt83.31 КБ
Office presentation icon urok-praktikum.ppt296.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Разработка уроков

                         для студентов  СПО  по профессии «Автомеханик»

                                            второй год обучения

        ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  НАНАРОВОЙ  ОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ТЕМА УРОКА: Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и    особенности  функционирования.

Методическая цель: показать методику применения межпредметных связей на уроке русского языка.

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающие:       1) обобщить и углубить знания по теме «Официально-деловой                                             стиль речи»;

        2) расширить лексический запас учащихся, введя их в мир     современной     деловой речи;

                            3) научить  составлять деловые документы;

                            4) закрепить  стилистические, орфографические и пунктуационные         навыки, полученные в школе.

развивающая:  развивать языковое чутье, навыки  уместного употребления лексики,     характерной для деловой речи.

                        .

воспитательная: 1) предупредить  нарушение норм  деловой речи;

                             2) формировать навыки деловой литературной речи;

                             3) формировать самостоятельность делового мышления будущего специалиста-профессионала.

        ТИП УРОКА:  комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

        МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, практический.  

        МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: компьютерный класс

        ОСНАЩЕНИЕ: мультимедийный проектор, доска Star Board, ПК, раздаточный материал.

        МПС:  «Устройство автомобиля», «ПДД», «Производственное обучение».

        ВПС: «Стилистика».

Результат

В ходе урока у учащихся должны быть сформированы:

а) базовые компетенции – умения:

  • отбирать и обрабатывать  деловую информацию с учетом цели общения;
  • создавать письменные и устные тексты различных жанров;
  • подготовить конкретное предложение, обосновать проблему подлежащую обсуждению;
  • публично выступать с подготовленным текстом;

б) ключевые компетенции – умения:

      - вести деловые переговоры, отстаивать свою позицию;

- поддерживать или корректно опровергать доводы противника;

     - владеть различными речевыми  средствами убеждения и воздействия на партнера;

      - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.


СТРУКТУРА УРОКА

                

                                ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Беседа: Как вы думаете, зачем современному человеку  необходимо  знание основ делового стиля речи (языковых норм, владение стилистикой деловой сферы общения)?

Представьте, что находясь на автовокзале, вы слышите такое объявление: «Светловчане! А вы никуда не едете. Почему? Да туман сильный. Вот так!»

-Уместна ли такая форма общения для официального сообщения?

Неуместность такой формы речи для официального сообщения очевидна.

И еще один пример. Прочитайте объявление, которое  «украшало» остановки нашего  города. Что вас смущает в этом тексте?

(слайды)

        Вывод:  Изучение делового русского языка  — необходимость, вызванная изменениями в жизни общества, а именно:

  • широким распространением деловой лексики в речевой практике современного человека;
  • компьютеризацией всех сторон нашей жизни;
  • необходимостью составления деловых бумаг как в быту, так и по службе.

        Оттого, насколько умело человек может построить  процесс устного делового общения: вести  беседу, переговоры, руководство совещанием, разговор по телефону, владеть  приемами  полемического мастерства, этическими  формами общения, во многом зависит  успех любого рода профессиональной деятельности.

  • Сегодня в ходе урока мы поговорим об  основных признаках  и особенностях официально-делового  стиля речи;
  • познакомимся с   жанровыми  разновидностями  делового письма;
  •  поучимся   составлять  деловые документы, с написанием  которых вам неизбежно придется столкнуться   как в бытовой жизни (личные деловые бумаги -  доверенность, расписка, заявление, резюме, автобиография), так и по службе.
  • Тема беседы  - транспорт и все, что с ним связано.

                                                (слайд)

Официально-деловой стиль речи – это разновидность литературного языка: один из  книжных стилей речи, обслуживающий сферы законодательства, делопроизводства, административно-правовые отношения (учащиеся записывают  определение).

ИЗ ИСТОРИИ СТИЛЯ

I. Зарождение русской официально-деловой речи начинается с Х в., с эпохи Киевской Руси, и связано оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Важнейший памятник древнерусского права - "Русская правда", сборник законодательных установлений древнерусского государства. Язык договоров и других документов был именно тем языком, из которого позднее выработался литературный язык. В Московской Руси было два параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов т. е. учреждений, ведавших отдельной отраслью управления или отдельной территорией. В течение XV-XVI в в. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. В результате длительного процесса их взаимодействия к концу XVII - началу XVIII в. общегосударственный приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси, из которого впоследствии и сформировался современный русский литературный язык.
Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей . Устная форма официально-деловой речи - выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д. Официально-деловой стиль обслуживает сугубо официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

        II. Словарная работа (слайд)

        Учащийся объясняет  значение слов  современного делового языка.  Некоторые из          этих слов  недавно вошли в  наш язык ( см.  Толковый словарь или  «Краткий         словарь делового человека» В. П. Веселова по кн. «Русский язык и культура речи»         под ред. В. Д. Черняк с. 461-466)

        канцеляризмы -  устойчивые словосочетания и обороты речи

        документ - деловая бумага, подтверждающая  какой-нибудь факт или право  на что-        нибудь (словарь С.И. Ожегова)

                                          документ

внутренний         входящий (исходящий)      директивный   нормативный

директива – руководящие указания  высшего органа органам подчиненным (директивный – прил., категорический, не терпящий возражений) (словарь С. Ожегова)

норматив – (спец.) экономический или технический показатель норм, в соответствии с которыми производится работа. Нормативы производительности труда.

нормативный – прил., устанавливающий норму, правила.

реквизиты документов  - обязательные данные, предусмотренные действующими правилами или законом для документов.

адрес – (фр. Adresse) надпись на письме, указывающую получателя  и место                                         назначения

адресат – (нем. Adressat   <  фр.) - получатель, тот, кому адресовано письмо, посылку и т. д.

адресант  – (нем. Adressat  <   фр.) - отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку

        

        III.   По структуре официально-деловой стиль можно разделить на подвиды: официально-документальный, официально-канцелярский  и обиходно-деловой.
Обиходно-деловой стиль чаще всего используется в личных документах граждан (заявления, расписки, доверенности и т. п.);

Официально-документальный – в актах государственного и международного значения (договоры, резолюции, дипломатические акты и пр.);

Официально-канцелярский – при ведении ведомственного делопроизводства (протоколы, акты, отчеты)

 Схематически это можно представить следующим образом:

                

                                    Официально-деловой

                                ↓                             ↓

   Официально-документальный                        Официально-канцелярский

(язык дипломатии, язык законов)                (протоколы, акты, отчеты и др.)

                                       Обиходно-деловой

                        (заявление, расписка, доверенность и др.)

Данный стиль речи имеет свои особенности, с которыми вы познакомились дома. стр. учебника 286. (Учащиеся называют основные признаки  и особенности официально-делового стиля речи по таблице «План характеристики стилей речи».)

IV.  Беседа:

- Какова цель высказывания  официально-делового стиля речи? (Жанры ОДС речи  выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах деятельности.)

-Подумайте, что характерно  для всех этих документов? Каковы их основные черты?   Почему  «официально-деловой»?

        Учитель: Слово официальный – значит «правительственный, должностной, служебный».         Русский  языковед, академик Лев Владимирович Щерба говорил: «Язык законов требует,         прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков».

  -Давайте рассмотрим лексические особенности данного силя. С помощью каких   средств языка достигается точность и  строгость выражения мысли?

        V.  Наблюдения над языковыми особенностями официально-делового стиля

  1. Творческий диктант (по группам)- на карточках

        1 гр. Замените глаголы близкими по смыслу фразеологическими оборотами.

        Предлагать – вносить предложение(я),

        предпочитать – ......................

         одобрять – ..............................

         содействовать –..........................

         участвовать – ............................

         победить – ..................................

        2 гр. Замените данные обороты такими, в составе которых были бы существительные в         предложном падеже с предлогом по.

        После окончания школы-...., после истечения срока договора - ...., прибыв на место – ....,          возвратившись из-за границы- ......

        

        3 гр. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.

  1. Надо, необходимо, желательно, полезно , нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, нужно;
  2. часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело;
  3. очень, совсем, совершенно, весьма, крайне;
  4. коротенько, сжато, кратко, лаконично;
  5. раньше, ранее, прежде;
  6. даром, безвозмездно.

        4 гр.  (редактирование текста) Прочитайте предложения, выберите из синонимов, заключенных в скобки, слова,   характерные для официально-делового стиля. Мотивируйте свой ответ.

  1. (Из-за, благодаря, вследствие) транспорт... люди (могут, смогли, получили возможность) преодолевать огромные расстояния и добираться в самые недоступные  уголки.2. (Нельзя, трудно, невозможно)  представить современную жизнь без транспортных средств.3.  Участникам гонки (даны, вручены, выданы) памятные призы.  4. (Благодаря, из-за, в связи)  сильн(ым) занос(ам) автобусное движение временно прекращено.

        Вывод: Предлоги  ввиду(в значении «по причине»), в связи, за неимением,         вследствие, в течение, в продолжение, в соответствии с,  в результате, по         причине, благодаря, несмотря на, согласно, вопреки  и др. часто встречаются         в деловой речи.Предлог благодаря, синонимичный предлогам из-за, по причине,

 вследствие, указывает  всегда на причину, которая способствует осуществлению чего-либо.

            5гр.  Замените неопределенную  форму глаголов отглагольными              существительными. Определите способ образования этих существительных.         Установите, во всех ли случаях возможна такая замена?

Съездить, поехать, решить, сформировать, написать, выпустить, формировать, заменить, овладеть, подготовить, вызывать, назначить, отремонтировать.

        Вывод: отглагольные существительные чаще всего образуются с помощью         суффикса -ниj-(-ениj-) (формировать-формирование;-к-а: подготовка, прессовка,           шлифовка;  бессуффиксальным способом: замена, сброс).  В отдельных случаях         предлагаемая замена невозможна, так как от некоторых глаголов нельзя         образовать отглагольные существительные (сформировать, съездить, поехать и         др.)

2. Параллельно с работой в группах проводится  работа на доске.

Задание: Сделайте синтаксический  разбор предложений; подумайте,  какова роль глаголов в употреблении официально-делового стиля речи? Давайте обратимся к   к Правилам дорожного движения (пункт 1.)

 «1.1.    Настоящие    Правила    дорожного    движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на  всей территории  Российской  Федерации.  Другие   нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им».

                                                        (слайд)

  • Каковы же синтаксические особенности официально-делового стиля речи? (разбор предложений, выводы).

Вывод: Даже в этом коротком отрывке имеются слова и словосочетания с официально-правовой окраской (единый порядок, нормативные акты);

выражающее долженствование словосочетание «должны основываться» и глагол с отрицанием «не противоречить»  подчеркивают строгость выражения мысли, беспристрастную констатацию, полную безличность изложения.

- К какому подвиду вы отнесете этот текст? (Официально- документальный, язык законов.)

                 (слайд)

     Задание: Рассмотрим еще  пример(устно). С какой целью повторяется сочетание слов в тексте? (Правила  дорожного движения, пункт 2.7)

 2.7. Водителю запрещается:  управлять  транспортным средством  в   состоянии   опьянения   (алкогольного, наркотического   или   иного),    под    воздействием

лекарственных  препаратов,   ухудшающих   реакцию   и внимание, в  болезненном  или  утомленном  состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам,  находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов,  ухудшающих   реакцию   и   внимание,   в болезненном или утомленном состоянии, а также  лицам, не имеющим при себе  водительского  удостоверения  на право  управления   транспортным   средством   данной категории; пресекать организованные (в  том  числе  и пешие) колонны и занимать место в них.

 Вывод: простые предложения с причастными и деепричастными оборотами создают желаемую для данного стиля краткость;

широкое употребление  однородных членов предложения  во многих документах объясняется тем, что эти конструкции помогают выразить  мысль с предельной точностью.

VI. Закрепление материала.

Задание: Проанализируйте предложенный фрагмент текста. Укажите и аргументируйте стилистическую принадлежность текста.

        «В соответствии с Указом Президента РФ от 23 марта 200 г. № 556 «О дне работников дорожного хозяйства»  профессиональный праздник работников дорожного хозяйства отмечается  в третье  воскресенье октября, а «День работников автомобильного  транспорта»  в последнее  воскресенье октября».                

        Вывод:  Для текстов делового стиля речи важна точность изложения; 

        лексический состав включает слова и словосочетания литературного языка, которые имеют ярко выраженную стилистическую окраску.

  1. Обобщение материала.

1. В чем особенность текстов официально-делового стиля речи?

2. Какова роль лексики в текстах этого стиля речи?

3. Чем вы можете объяснить  стандартизованность документов?

 

Общий вывод урока.  Функция социальной регламентации, которая играет самую важную роль в официально-деловой речи, предъявляет к соответствующим текстам требование однозначности прочтения. В связи с этим для каждого текста должна быть характерна такая точность изложения информации, которая не допускала бы возможности различных толкований. Официальный документ будет выполнять свое назначение, если его содержание тщательно продумано, а языковое оформление безупречно. Именно этой целью определяются собственно лингвистические черты официально-деловой речи, а также ее композиция, т. е. стандартное оформление многих деловых документов.

        Лексический состав текстов официально-делового стиля имеет свои особенности,         связанные с указанными чертами. Прежде всего в этих текстах используются слова         и словосочетания литературного языка, которые имеют ярко выраженную         функционально-стилистическую окраску.

        Многие глаголы содержат тему предписания или долженствования.:Это связано с         императивным (повелительным, требовательным)  характером официально-        деловых текстов.

                                        

        Домашнее задание:   написать автобиографию (см. стр. учебника 291, упр. 456.), устно         выполните упражнение  457 (А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. Руский язык.         Грамматика. Текст. Стили речи).

         

                                                

Урок 2. Деловые документы

Цели урока: 1) научиться  составлять деловые документы;

                      2) закрепить  стилистические, орфографические и пунктуационные         навыки, полученные в школе;

                                                    Ход урока

1.Проверка домашнего задания упр. 456..

2. Вопрос: Чем отличается автобиография как официальный документ от литературного  произведения?

 II. Изучение нового материала.

Учитель: Мы рассмотрели в вами примеры  нормативных и директивных документов. А сейчас обратимся к оформлению деловых документов.

Документ 1. Объявление - а) разбор слова по составу

                        б) объясняется лексическое значение слова.

        Объявление – извещение  о чем-либо. Извещение может быть напечатано в газете, в журнале, сообщено по радио, телевидению.  Объявления пишут как предприятия, организации, учреждения, так и отдельные должностные или частные лица.

        Содержание объявлений может быть самым различным: объявление о приеме в учебные заведения,  о приглашении на работу, о поступлении новых товаров в магазин, об открытии  выставки, о проведении субботника и т. д.

Для этого вида документа характерна определенная форма. В объявлениях указывается: 1) время (когда); 2) место (где); 3) наименование мероприятия (что);  4) ответственный за проведение мероприятия (кто).

Задание (задание учащиеся выбирают по желанию. При проверке обращается  внимание на  правильность оформления данного вида документа и его содержание.)

1) Составьте и напишите объявление о предстоящем открытии сезона байкеров.                                

2)  Напишите объявление о том, что на станцию технического обслуживания автомобиля «Лицеист-2009»  нужны работники по ремонту и обслуживанию автомобиля и водители на автомобиль ГАЗ-53.

Учитель: Прочитав объявление в газете о приеме на работу, вы решили подать резюме на соискание вакантной должности.

Документ 2. Составление резюме  (проводит подготовленный ученик, опираясь на  материал презентации). (Каждому учащемуся розданы памятки составления этого вида документа).

        Учащийся. Резюме,  нескл.. ср. (фр. Resume)  - краткое изложение сути; краткий  вывод,         заключительный         итог чего-либо.

  1. Актуализация проблемы написания грамотного профессионального резюме.

Это – Ваш основной документ. В большинстве случаев, решение о приглашении на собеседование работодатели принимают после ознакомления с резюме. Поэтому подготовке резюме нужно уделить самое пристальное внимание.

Название документа пишется посередине

  • Контактная информация: укажите фамилию, имя, отчество и контактные данные: телефон, факс, e-mail. Эта информация необходима для того, чтобы работодатель, если заинтересуется вашей кандидатурой, смог беспрепятственно с вами связаться. Это в ваших интересах.
  • Цель резюме (один из самых важных разделов) Если Ваше резюме не имеет четкой цели, время его рассмотрения будет существенно затянуто, т. к. всегда есть резюме с четко указанными целями, на которые менеджер по персоналу и обратит свое внимание в первую очередь. Цель нужно формулировать как можно конкретнее. Четко Укажите  должность, на которую Вы претендуете: «Соискание должности …», «Руководство проектом …»).
  • Опыт работы:(для работодателя важно описание Ваших профессиональных навыков и конкретных задач, которые Вы выполняли, работая на той или иной должности. Укажите  свои служебные обязанности; перечислите проекты, к разработке или внедрению которых Вы имели отношение; напишите, в чем конкретно заключались Ваши достижения). Излагать информацию нужно четко и лаконично. Не указывайте слишком много мест работы, начинайте с последнего. Выделите тот опыт работы, который наиболее значим для желаемой должности. Остальное сообщите  совсем кратко.

        Не забудьте описать свои самые яркие профессиональные достижения.

Если не хватает опыта по специальности, необходимо включить в резюме весь опыт работы: производственную практику, летнюю работу,  помощь преподавателям  в учебном заведении, временную работу в проектах, волонтерство (возможно, участие в организации конференций, работу в общественных или благотворительных организациях).

  • Образование: Укажите научные проекты, курсовые, дипломные работы, если темы соответствуют сфере будущей занятости.. Укажите период изучения курса, опишите, что дало изучение данного курса. Например: в ходе курса получил глубокое понимание…, интенсивное изучение таких аспектов, как…, позволило лучше понять взаимосвязь с…, получил навык самостоятельной/командной работы, навык проведения научных исследований, проведения опытов, умение выделять приоритеты…, самостоятельно (сверх программы) изучил…
  • Дополнительное образование:курсы и тренинги, которые отвечают намеченной цели.
  • Навыки: Укажите технические навыки и навыки работы с программами ПК. Если Вы работали в группах или делали проект в одиночку (и эти проекты были успешны), укажите в качестве навыка «умение работать в команде», «навык самостоятельной (например, исследовательской) работы».
  • Дополнительные сведения: личные качества, деловые связи, водительские права,  наличие автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню
  • Задача:  Вы должны показать, что умеете работать и добиваться результатов. Постарайтесь разбить описание работы на фрагменты и детально их разъяснить. Например, недостаточно просто сказать, что Вы были секретарем. Разделите описание этой работы на функциональные обязанности, такие как: прием входящих телефонных звонков, работа с входящей корреспонденцией, встреча посетителей компании, др. Вы можете пользоваться описанием вакансии для того, чтобы более точно формулировать свой опыт для конкретной вакансии.         Обязательные реквизиты резюме: название документации, контактная информация, цель резюме, опыт работы, дополнительное образование, навыки, дополнительные сведения.

        Домашнее задание: подумайте, какую информацию каждый из вас сможет представить         работодателю через два года после окончания учебного заведения при устройстве на работу. Составьте         резюме (можно в электронном виде).

  1. Учитель: Каждый кандидат на ту или иную должность  проходит собеседование.

Собеседование – специально организованная беседа на  общественные, научные и т. п.   темы. (слайд)

        Мы с вами сейчас проведем собеседование на тему «устройство автомобиля» и покажем свой уровень знаний в этой области.

1 ситуация – собеседование. (Собеседование проводит «главный  механик», имеющий по устройству автомобиля  высшую оценку).

                                        «Собери автомобиль»

        Учащийся определяет задачу: на слайде предложены картинки, изображающие  части автомобиля (трансмиссия, рулевое управление, ходовая часть, кузов, двигатель). Вы  находите слово, обозначающее ту или иную часть автомобиля, подписываете рисунок (с помощью передвижения объекта), затем  каждую  часть  комплектуете  «деталями»  путем передвижения слов. После того, как части автомобиля будут укомплектованы,  работаете с орфограммами  при помощи пера.

 2 ситуация – диалог между «работодателем» и «соискателем».  

*Во время диалога учащиеся записывают  в тетрадь слова-ответы , обозначают орфограммы.                

В.:Какие три основные части автомобиля вы знаете?

О.: шасси, кузов, двигатель.

В.: Перечислите, из чего состоит шасси.

О.: Трансмиссия : основные узлы – сцепление, коробка передач,  карданная передача, главная передача, дифференциал; ходовая часть (основа автомобиля): рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины; рулевое управление; тормозная система; двигатель. Основные механизмы двигателя: кривошипно-шатунный , газораспределительный.         

В.: Назовите, что включает в себя система электрооборудования ?

О.: аккумуляторная батарея ,генератор,батарейная система зажигания, стартер, реле-регулятор, звуковой сигнал, контрольно-измерительные приборы, освещение и световая сигнализация.

 IV. Учитель: Давайте представим, что вы все прошли собеседование , и вам предложили написать заявление об устройстве на работу.

1. Заявление (демонстрируется макет заявления, информацию сообщает ученик)

        Заявление – письменная  просьба о чем-нибудь, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например, заявление о принятии на учебу в профтехучилище или другое учебное заведение, об освобождении занятий в лицее, о предоставлении путевки в санаторий,  о принятии на работу и т. д.). Заявление пишется по общепринятой форме .

                                        (слайд)

        В заявлении содержится :

  1. кому (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имения, отчества);
  2. от кого (фамилия, имя, отчество в род. п.,  а также должность);
  3. заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная (служебная) записка и т. д.);
  4. текст документа (просьба, объяснение, сообщение);
  5. подпись автора заявления (пишется внизу справа);
  6. дата (ставится слева под текстом письма ниже подписи);
  7. адрес заявителя (дается или сверху  после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу).
  •  перечень прилагаемых документов (их названия, когда выданы).
  • Прилагаться могут справки, документ об образовании, документ о дополнительном образовании,  автобиография, характеристика и др.

        Задания (вариант  учащиеся выбирают по желанию).

  1. Напишите заявление с просьбой  принять вас  на работу на имя директора  Алиева Руслана Рауфовича, указав должность, на которую вы претендуете.
  2. По предложенному макету составьте  заявление (макет заявления распечатан на листах)

Макет заявления

Адресат:

наименование должности

И.О. Фамилия (в дат. падеже)

Адресант:

наименование должности

И.О. Фамилия (в родит. падеже)

заявление.

        Текст заявления должен быть  кратки, чётким.

                                                                        Подпись

Дата

3. Задание на карточках. Двум-трем наиболее подготовленным учащимся предлагается провести деловую переписку между двумя организациями: СТО «Лицеист» и магазином автозапчастей «Добрый  попутчик».

Задание1. Составьте  деловое письмо  директору магазина автозапчастей «Добрый  попутчик»   Косованову Игорю Вадимовичу   с просьбой сообщить, имеются ли в продаже   амортизаторы, аккумуляторные  батареи на  автомобиль ВАЗ-09.

Задание2. Напишите ответ на полученное письмо.

                                Инструкция к заданию 3

        Деловая переписка - неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями. В большинстве фирм письма превалируют над остальными документами. В переписке можно выделить два основных вида документов: письма и факсы . Деловое (или служебное) письмо - обобщенное название широко применяемого вида официальных документов, служащих средством общения различных организаций, предприятий, фирм (в дальнейшем организаций) по поводу осуществления ими своей деятельности. К категориям деловых писем относится также переписка между частными лицами и организациями, если содержание ее касается взаимных интересов.
Основным признаком, по которому деловые письма из всех видов управленческой документации выделяются в особую группу документов, является пересылка их по почте, хотя в последнее время они пересылаются также с помощью телеграфа, факсимальной связи, электронной почты.
Деловое письмо выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это информационная функция. Структура  делового письма

1) наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название      учреждения или организации, которым адресуется деловое письмо;

2) содержание просьбы или уведомления;

3)  подпись автора письма;

4) дата

5) адрес отправителя (можно не указывать, адрес имеется на конверте).

        В  век информатизации деловые письма чаще отправляют  по электронной почте (сначала указывается фамилия, имя, отчество и электронный адрес отправителя, затем фамилия, имя, отчество получателя, далее следует текст) либо факсом (нет адресата и адресанта, указывается номер телефона).

  1. Проверка заданий.
  2. Закрепление материала: упр. 453, стр 290,  упр. 459, стр. 294;

     VIII. Обобщение материала.

  1. Назовите обязательные составные части, характерные для большинства деловых бумаг.
  2. Расскажите о  лексических, морфологических, синтаксических и стилистических особенностях официально-делового стиля речи.

Домашнее задание. подумайте, какую информацию каждый из вас сможет представить         работодателю через два года после окончания лицея при устройстве на работу. Составьте         резюме (можно в электронной форме).

                                

Урок 3 Урок-практикум по теме «Официально-деловой стиль речи»

Цели урока: 1) обобщить сведения об официально-деловом  стиле, уже известные учащимся;.

2)  отработать  навыки составления деловых документов, непосредственно связанных с будущей профессией;

3) закрепить  стилистические, орфографические и пунктуационные навыки.

                                Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II.  Повторение изученного материала.

Задание. Упражнения 460, 465 стр. 296. Учащимся предлагается выполнить одно упражнение из предложенных .

III. Проверка  задания.

IV. Закрепление изучаемого материала.

1. Беседа.

-  В чем особенность официально-делового стиля речи?

           - Назовите обязательные составные части, необходимые  для составления деловых

        документов.

        -  Вспомните, в чем особенность  лексики, морфологии, синтаксиса   официально- делового стиля речи?

        - Подумайте и назовите те виды документов, с которыми  вам приходилось обращаться в жизни,   при прохождении  практики, но к которым мы еще не обращались в ходе урока.(Учащиеся называют: инструкция, памятка, правила (чего-либо), доверенность (на что-либо) и др.)

        2.  Закрепление умений составления документов официально-делового стиля речи.

        Класс делится на  несколько  групп. Каждой группе предлагается  выполнить задание,  имеющее непосредственную связь  с изучаемыми спецпредметами.  Менее подготовленным учащимся  предлагается опорный материал для  выполнения  задания или образец.

Группа 1. 

Задание.  Составьте и запишите  инструкцию по технике безопасности при проведении слесарных работ. Используйте слова, профессиональной лексики, обозначающие инструменты, детали, приспособления.

        Листовое железо, чертилка с деревянной ручкой, ручные ножницы, стойка, верстак, предохранительная линейка, линия реза, сосуд с кислотой,  травление,  место спая, помазок (кисточка), паяльник (паяльная лампа) -  предохранительный клапан, асбестовый щит.

                                        Опорный материал

Инструкция, памятка, правила – однотипны по своему назначению и форме.

        Инструкция - «указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь». (Ожегов С. И. Словарь русского языка.)

                        Реквизиты, входящие в состав инструкции:

  1. наименование вида документа;
  2. краткая формулировка содержания документа;
  3. текст инструкции;

* Слесарный курс ребята изучают на первом году обучения.

        Группа 2. Задание.   Решите задачу. Решение запишите, используя  конструкции официально-деловой стиля речи .

        Приехал Ваш знакомый и сообщил, что во время стоянки кто-то стукнул задний бампер его «Жигулей». Вмял железо. Он попробовал выправить вмятину «мягким» молотком (с резиновым наконечником). Поверхность металла стала очень неровной (металл растянулся).

         Найдите решение и напишите памятку для знакомого.

Группа 3. Подготовленные «эксперты», осуществляющие  контроль за правильностью составления  документов, вносят  коррективы.

3. Презентация  документов в классе.

4. Составление доверенности (информацию сообщает ученик).                                

Гражданский кодекс РСФСР. «Ст. 185. Доверенность».

1.Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами».

Гражданский кодекс РСФСР. «Ст. 186. Срок доверенности».

1. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна».

        Для деловой речи, требующей максимальной ясности, точности, особенно характерны уточняющие  обособленные приложения, как одиночные, так и распространенные. В автобиографиях, договорах, трудовых соглашениях, доверенностях уточняющие приложения часто встречаются при личных местоимениях, например: Я, Молодид Владимир Николаевич, учащийся группы 21-22, доверяю... . (предлагается слайд)

Я, Молодид Владимир Николаевич,

проживающий по адресу_ ___________________________________

паспорт серии_____________     №_____________________________,

имея в собственности автомобиль_________________  года выпуска,

регистрационный №______________________, идентификационный

№ (VIN) _____________________,  двигатель____________________

кузов_________________, цвет____________________, на основании

технического паспорта серии______________   №________________,

выданного_______________________________, зарегистрированный

в __________________________________, настоящей  доверенностью

уполномочиваю_____________________________________________

проживающего по адресу_____________________________________

паспорт серии __________№____________, выданный____________

Управлять  указанным автомобилем

Доверенность выдана__  числа___ месяц__ года

сроком на ____________лет (максимальный срок 3 года).

Число                                                                    Подпись

Задание. Выполните упр. 464 стр. 295  или с оставьте  доверенность (на что-либо)(слабым учащимся можно предложить  макет).

 По предложенному макету составьте  доверенность.

Доверенность

        Текст доверенности должен быть лаконичным. Ошибки и исправления в данных доверенного лица не допускаются.

                                                                        Подпись

Дата                                        

5. Составление доверенности (информацию сообщает ученик).

        Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей  и др). Расписка имеет определенную форму, состоящую  из следующих элементов:

  1. наименование документа;
  2. фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку;
  3. наименование учреждения,  предприятия (или лица), от которого получено что-либо;
  4. наименование  полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала  цифрами, потом в скобках прописью);
  5. подпись получателя;
  6. дата составления расписки.

                                   Авария

                Составление расписки в случае  примирения

                        потерпевшего и виновника ДТП

                                Расписка

        Мной, Войновым Артемом Клайдовичем, паспорт серия 1234 1234567,

выданный  ОВД г. Светлого Калининградской области, в счет возмещения материального ущерба и морального вреда, возникших в результате ДТП, имевшего место  1 февраля 2015 года и совершенного по вине  Иванова Ивана Ивановича, получены  от него деньги в сумме 1 000 рублей (одна тысяча рублей), что эквивалентно ............долларам США.

     Никаких претензий к Иванову Ивану Ивановичу я не имею. Считаю, что материальный ущерб и моральный вред возмещены полностью. Обязуюсь не предъявлять впредь к Иванову И. И. каких-либо претензий имущественного характера в связи с указанным ДТП.

                                                                     Войнов А.

1.02.2015 г.

*Расписка пишется потерпевшим собственноручно. Нотариальное заверение и присутствие свидетелей при ее составлении не требуются.

  1. Речевая коммуникация в деловой среде.

     Цель: формирование навыков публичного  выступления, умения выстраивать процесс устного делового общения .

     Учитель.   Представьте, что все вы являетесь работниками станции технического обслуживания «Лицеист».  На  любом предприятии иногда проводятся производственные совещания для решения тех или иных вопросов.

                                     Задание для класса:

Прослушайте текст выступления и назовите  признаки официально-делового стиля речи.  Какие   средства  языкового выражения  и   приемы  построения речи    применил докладчик ?
* Совещание проводит подготовленный ученик. Предварительно на парты раздается памятка «Требования к речевой коммуникации в деловой среде». Учащиеся знакомятся в основными  требованиями.

                        Требования  речевой коммуникации в деловой среде

1. Чётко определяйте цели своего сообщения.

2. Делайте сообщения понятными и доступными для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры.

3. Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

4. В  разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналя вашего понимания и готовности к совместным действиям.

Текст выступления

Добрый день, уважаемые коллеги.

        Тема  совещания: «Развитие предприятия в период экономического кризиса».

Цель сообщения: 1) о продуктовой  политике  отечественного автомобилестроения, 2) о переходе предприятия на новую ступень развития.

        Мировой экономический кризис затронул все отрасли народного хозяйства. Как действовать в этих условиях?  Эта проблема стоит не только перед  руководством нашего государства, но и перед руководителями предприятий малого и среднего бизнеса.

        Нам необходимо не только выжить, но и развиваться дальше.

 На встрече руководителей отечественной автоиндустрии, проходившей в Тольятти в конце февраля,  был принят пакет антикризисной программы. Основной упор  был сделан на практическую реализацию Продуктовой политики автомобилей отечественного производства. Программа рассчитана на 10 лет и предусматривает полное обновление модельного ряда легковых автомобилей  и создание  новых образцов техники.

        Вы знаете, что в нашей области  успешно развивается одно из  старейших предприятий  ОАО Преголь-Лада , которое  производит ремонт    автомобилей  любых марок и поставляет выпускаемую  продукцию  не только в магазины  области, но и на российские рынки. Согласно Уставу названного предприятия,  мы  имеем возможность, внеся определенную сумму , прописанную в  Учредительных документах, стать участниками акционерного общества и  наладить выпуск новой серии автомобилей «ВАЗ-Лицеист».   Прибыль от продаж новой продукции даст дополнительные возможности для дальнейшего   развития СТО и создания собственной стабильной базы. Принятие такого решения  диктует и ценовая политика на ввозимые иномарки.  К марту-апрелю 2014 года рублевые цены на большинство автомобилей иностранного производства в России увеличились  на 30-40 процентов. К примеру, концерн Ford уже дважды с начала 2014 года повышал цены  на 5 процентов в январе и на 4,5 процента в феврале. На сегодняшний день стабильно высоким спросом пользуются только новые иномарки.  Средняя  цена одной новой иномарки  превысила 654 200 рублей.

новые модели автомобилей «Преголь-Лада»    ничуть не  уступают в качестве и привлекают покупателя приемлемыми ценами.

  1. Беседа.

- Дайте оценку выступления в соответствии с требованиями  речевой коммуникации в деловой среде.

- Какие признаки официально-делового  стиля речи вы можете отметить в устном выступлении? Назовите.

- Какие   средства  языкового выражения  и   приемы  построения речи    применил докладчик ?

  1. Учитель. А сейчас я Вам представлю рекламного менеджера СТО «Лицеист» Настай Илью. Задание для класса: какие   средства  языкового выражения  и   приемы  построения речи     могут быть использованы для  рекламы?

 Реклама продукта.

Цель: овладение технологией создания рекламного текста и выступления с ним (предлагается слайд «Автомобиль «Лада-лицеист».)

Вопрос: какие   средства  языкового выражения  и   приемы  построения речи     использованы  для  создания рекламы?

Подведение итогов урока

  1. Назовите основные признаки официально-делового стиля речи.
  2. Вспомните и назовите жанры деловой документации.
  3. Назовите основные требования составления и оформления документов.
  4. Назовите общие композиционные особенности деловых документов.
  5. Расскажите о лексических, морфологических, синтаксических и стилистических особенностях официально-делового стиля речи.

Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме «Официально-деловой стиль речи».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ Основные признаки и особенности функционирования

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА:

Слайд 3

УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

Слайд 5

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Слайд 6

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ официально- документальный (язык дипломатии, язык законов) официально- канцелярский (протоколы, акты, отчеты и др.) обиходно-деловой (заявление, расписка, доверенность и др.)

Слайд 7

ЖАНРЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ:

Слайд 8

ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Слайд 9

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:

Слайд 16

ГЛАГОЛЫ

Слайд 23

Напишите автобиографию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Слайд 2

ДОКУМЕНТЫ СЛУЖЕБНЫЕ (документы, в которых рассматриваются служебные вопросы) ЛИЧНЫЕ (документы, автором которых выступает сам составитель)

Слайд 3

КАЖДЫЙ ДОКУМЕНТ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ: 1) заголовочную часть (в неё входят реквизиты, расположенные до текста); 2) основную часть (реквизит «текст»); 3) оформляющую часть (реквизиты, расположенные ниже текста).

Слайд 4

Резюме , нескл.. ср. (фр. Resume) - краткое изложение сути; краткий вывод, заключительный итог чего-либо Актуализация проблемы написания Это – Ваш основной документ. Решение о приглашении на собеседование работодатели принимают после ознакомления с резюме. Поэтому подготовке резюме нужно уделить самое пристальное внимание

Слайд 5

Реквизиты резюме: 1) н аименование документа; 2) контактная информация; 3) цель; 4) опыт работы; 5) образование; 6) дополнительное образование; 7) навыки; 8) дополнительные сведения.

Слайд 6

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ: 1) кому адресовано (адресат); 2) кем написано (адре сант ); 3) название документа; 4) содержание; 5) подпись; 6) дата; 7) адрес заявителя. ЗАЯВЛЕНИЕ (письменное обращение с просьбой, жалобой,ходáтайством)

Слайд 7

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ Директору ТОТ Даниленкову А. В. _у чащегося группы АМ-14 Семенова Сергея з а я вление . Прошу освободить меня от занятий 1 апреля для участия в конкурсе «Автослесарь-2015” Семенов Сергей 29 марта 2015 года адресат адресант название содержание дата подпись

Слайд 8

Напишите заявление на имя директора предприятия Катарага Романа Евгеньевича с просьбой принять Вас на работу на СТО «Студент-2015».

Слайд 9

Собеседование «С О Б Е РИ А В Т О М О БИЛЬ» 1. ОБОЗНАЧЬТЕ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ. 2. УКОМПЛЕКТУЙТЕ КАЖДУЮ ЧАСТЬ «ДЕТАЛЯМИ». 3. ОБЪЯСНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ.

Слайд 12

1. Правильно оборудуйте рабочее место слесаря. . 2 . Будьте осторожны при резке металла Инструкция по

Слайд 13

1. Составьте инструкцию по технике безопасности при проведении окрасочных работ II. Приехал Ваш знакомый и сообщил, что во время стоянки кто-то стукнул задний бампер его «Жигулей». Вмял железо. Он попробовал выправить вмятину «мягким» молотком (с резиновым наконечником).Поверхность металла стала неровной(металл растянулся). Как исправить дефект? 1. Найдите решение и напишите памятку для знакомого. 2. Составьте инструкцию по технике безопасности при проведении слесарных работ.

Слайд 15

ДОВЕРЕННОСТЬ Гражданский кодекс РФ «Ст. 185. Доверенность. 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами». 2. « Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна».

Слайд 16

ДОВЕРЕННОСТЬ доверитель доверенное лицо ( лицо, доверяющее (тот, кому доверяется что-либо) что-либо) С помощью обособленных членов предложения достигается особая логическая четкость и лаконичность изложения. Уточняющие обособленные приложения придают деловой речи ясность и точность . «Я, Москаленко Артур , студент Техникума отраслевых технологий доверяю...»

Слайд 17

1) наименование документа; 2) Ф.И.О. (иногда должность) доверителя; 3) Ф.И.О. (иногда должность) доверенного лица; 4) содержание доверенности (что конкретно доверяется); 5) подпись доверителя; 6) дата выдачи доверенности; 7) подпись должностного лица, удостоверившего подпись доверителя; 8) дата удостоверения, подписи и печать. ДОВЕРЕННОСТЬ имеет определенную форму:

Слайд 18

РАСПИСКА (официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и др.)

Слайд 19

Основные требования: Речевая коммуникация в деловой среде

Слайд 20

СОВЕЩАНИЕ ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА». 1. Прослушайте текст выступления и назовите признаки официально- делового стиля речи.

Слайд 21

ОБРАТИМСЯ К ПРАВИЛАМ

Слайд 22

ОБРАТИМСЯ К ПРАВИЛАМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

Методическая разработка урока по истории стилей в костюме на тему "Испанские моды в 16 веке"

Данный урок разработан по дисциплине "История стилей в костюме" для студентов, обучающихся по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. В методической разработк...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Методическая разработка урока "Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия".

Разработка урока отражает методику подготовки и проведения  игры-диспута на заданную тему при изучении публицистического стиля речи....

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...