Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пронина Надежда Романовна

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. СТИЛИ РЕЧИ

Цель деятельности учителя

Начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                         http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                        http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, научный стиль

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развиваю-щие компонен-ты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществ-ляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-зации взаимо-дейст-вия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1. Мотива-

ция к учебной деятель-ности.

Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…

                 (дети хором) «пять».

– Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают карточку с улыбающимся или грустным лицом.)

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по Волге.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-тальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратно связи

2. Актуали-зация
и пробное учебное действие

Воспроизве-дение ранее изученного, установле-ние преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Просмотр  слайда 2 презента-ции.

А сначала давайте вспомним, что вы знаете о предложении, о тексте.

1) Для чего нам нужны предложения?

2) Что такое предложение? 3) А если одного предложения мало для выражения своих мыслей?

4) Что такое текст?

5) Прочитаем то, что написано на экране

( слайд 2).  Что это? Докажите, что это тексты.

Смотрят пре-зентацию;

воспринима-ют на слух

информа-цию, осваивают лингвистиче-ские термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточ-но для полных ответов

Группо-вая

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные
действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,
отвечают на вопросы

Устные ответы

3. Выявле-ние места

и причины затрудне-ния

Беседа, обсуждение результатов предыдуще-го этапа. Просмотр

слайда 3 презента-ции.

- Откуда, по-вашему, взяты тексты?

-Как вы это определили?

Сообщение учителя (слайд 3).

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Обдумывают ответы на вопросы.

Группо-вая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4. Целепола-

гание и построе-ние проекта выхода

из затрудне-ния

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельнос-ти учащихся. Просмотр слайдов 4,5,6,7. Обсужде-ние результатов наблюде-ния.

Физкульт-минутка

- Можете сформулировать тему нашего урока? Цель урока? (Слайд 4)

-Сейчас мы отправляемся с вами в путешествие по великой русской реке Волге. (Слайд 5.Звучит музыка к песне «Издалека долго течет река Волга»). Мы подплываем к Макарьевскому монастырю, гордости нашего района.

- Наблюдение (слайды 6,7).

О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о монастыре, одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков – сообщить сведения о монастыре, нарисовать картину монастыря или обменяться впечатлениями о нем?

-Научный стиль обычно используется для сообщения  какой-либо информации, научных сведений; художественный – если необходимо передать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину. Разговорный стиль  используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные и вопросительные предложения.

-Чтение стр.11 учебника.

Утомились? Отдохнем!

Физкультминутку проведем.

Формулиру-ют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят
поставлен-ные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавлива-ют причинно-следствен-ные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуаль-ная, группо-вая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Вопросы для уточне-ния информации.

Устные

ответы.

5.  Реализа-ция сформи-рованной модели.

Обсужде-ние выводов, их подтверждение. Выполне-ние  упражнения учебника.

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

- Составление схемы по материалам упражнения 13. (Взаимопроверка)

Формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосновыва-ют свою точку зрения. В сотрудни-честве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи.

Проводят взаимопро-верку.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной
задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выпол-нение письменной работы.

6. Первич-ное закрепле-ние с комментированием.

Эвристичес-кая беседа, составление связных рассказов об изученных нормах

-Распознавание стилей речи: определение стиля, называя признаки. (Слайд 8.)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Группо-вая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют

для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы

7.  Самостоятельная работа с самоконт-ролем.

Выполне-

ние разноуров-

невых обучающих упражне-ний на основе  книг для внеклассно-го чтения

- Самостоятельное выполнение заданий, подобранных учителем.

Выполнение заданий

Индивидуаль

ная

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8. Включе-ние в систему знаний и повторе-ний

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Выполнение упражнения 18.

- Составление диалогов в парах по материалу упражнения 19.

Задание: составить диалог с другом, с учителем. Средствами какого стиля речи вы воспользовались в первом случае? Во втором?

Составляют

и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их.
Отвечают на вопросы

Работа в парах, фронта-льная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащих-ся на уроке

9. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке

Заключи-тельная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Как вы оцениваете ответы своих одноклассников? Свои?

-Домашнее задание (Слайд 9).

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке.

Индивидуаль-ная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных

на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обрат-ной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....