Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3. СТИЛИ РЕЧИ
Цель деятельности учителя | Начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, научный стиль |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществ-ляемая деятельность | Формы | Формируемые умения | Проме-жуточ-ный конт-роль |
1. Мотива- ция к учебной деятель-ности. | Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (дети хором) «пять». – Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают карточку с улыбающимся или грустным лицом.) – Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по Волге. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратно связи |
2. Актуали-зация | Воспроизве-дение ранее изученного, установле-ние преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр слайда 2 презента-ции. | А сначала давайте вспомним, что вы знаете о предложении, о тексте. 1) Для чего нам нужны предложения? 2) Что такое предложение? 3) А если одного предложения мало для выражения своих мыслей? 4) Что такое текст? 5) Прочитаем то, что написано на экране ( слайд 2). Что это? Докажите, что это тексты. | Смотрят пре-зентацию; воспринима-ют на слух информа-цию, осваивают лингвистиче-ские термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточ-но для полных ответов | Группо-вая | Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, | Устные ответы |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния | Беседа, обсуждение результатов предыдуще-го этапа. Просмотр слайда 3 презента-ции. | - Откуда, по-вашему, взяты тексты? -Как вы это определили? Сообщение учителя (слайд 3). Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество. Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. | Обдумывают ответы на вопросы. | Группо-вая | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
4. Целепола- гание и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельнос-ти учащихся. Просмотр слайдов 4,5,6,7. Обсужде-ние результатов наблюде-ния. Физкульт-минутка | - Можете сформулировать тему нашего урока? Цель урока? (Слайд 4) -Сейчас мы отправляемся с вами в путешествие по великой русской реке Волге. (Слайд 5.Звучит музыка к песне «Издалека долго течет река Волга»). Мы подплываем к Макарьевскому монастырю, гордости нашего района. - Наблюдение (слайды 6,7). О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о монастыре, одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков – сообщить сведения о монастыре, нарисовать картину монастыря или обменяться впечатлениями о нем? -Научный стиль обычно используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений; художественный – если необходимо передать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину. Разговорный стиль используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные и вопросительные предложения. -Чтение стр.11 учебника. Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем. | Формулиру-ют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят | Индивидуаль-ная, группо-вая | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. | Вопросы для уточне-ния информации. Устные ответы. |
5. Реализа-ция сформи-рованной модели. | Обсужде-ние выводов, их подтверждение. Выполне-ние упражнения учебника. | - К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения? - Составление схемы по материалам упражнения 13. (Взаимопроверка) | Формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосновыва-ют свою точку зрения. В сотрудни-честве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи. Проводят взаимопро-верку. | Фронтальная. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выпол-нение письменной работы. |
6. Первич-ное закрепле-ние с комментированием. | Эвристичес-кая беседа, составление связных рассказов об изученных нормах | -Распознавание стилей речи: определение стиля, называя признаки. (Слайд 8.) | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Группо-вая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа с самоконт-ролем. | Выполне- ние разноуров- невых обучающих упражне-ний на основе книг для внеклассно-го чтения | - Самостоятельное выполнение заданий, подобранных учителем. | Выполнение заданий | Индивидуаль ная | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменная работа |
8. Включе-ние в систему знаний и повторе-ний | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Выполнение упражнения 18. - Составление диалогов в парах по материалу упражнения 19. Задание: составить диалог с другом, с учителем. Средствами какого стиля речи вы воспользовались в первом случае? Во втором? | Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. | Работа в парах, фронта-льная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы учащих-ся на уроке |
9. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке | Заключи-тельная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Как вы оцениваете ответы своих одноклассников? Свои? -Домашнее задание (Слайд 9). - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке. | Индивидуаль-ная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обрат-ной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....