Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
    методическая разработка (9 класс) по теме

    Шкуро Валентина Борисовна
    Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний. Хочу поделиться опытом проведения урока-исследования, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые “изюминки”, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы может быть использована учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt-3.docx19.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка

    в 9-ом классе коррекционной школы VIII вида

    по теме «Части речи»

    Вид урока:  

    Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний о частях речи.

    Форма урока:   урок -  исследование.

    Цели урока:

     1. Организовать работу учащихся по обобщению знаний и способов

        деятельности при повторении частей речи.

     2. Способствовать развитию общественных навыков и

        коммуникативных качеств.

     3.Обеспечить свободу выбора, возможность работать в группах, парах

        и индивидуально.

     4.Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий

        характер, что отвечает коррекционной направленности урока.

     5.Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через

        любовь к природе.

    Оборудование:

    - таблички с названиями частей речи;

    - перечень возможных сочетаний  частей речи;

    - карточки со словами для игры «Восточный базар»;

    - видеомагнитофон, телевизор;

    - видеосюжет о природе.

    Ход урока

    1. Организация класса.

         II.         Работа над темой урока.

      1. Постановка цели урока:

    - Завершая работу над темой «Части речи», сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет урок-исследование, на котором в качестве объекта исследования выступят части речи.

     2. Актуализация знаний.

    (Саморефлексия собственных знаний)

    - Прочитайте предложение, записанное на доске. Разберем его по членам предложения и  по частям речи.

              На доске:

      В двух шагах от меня неожиданно появилась большая охотничья собака.

    - Какие части речи встретились в этом предложении?

    3. Постановка учебной задачи.

    - Однажды я услышала обрывок разговора двух учеников. Один, выходя из класса после урока, сказал: «Надоели эти части речи. Когда они кончатся?» Что ответил ему товарищ, я не слышала, но, готовясь к сегодняшнему уроку, вдруг подумала: «А почему бы нам не найти ответ?» Так возникла идея провести урок-исследование. В результате проделанной работы мы ответим на вопросы: /учитель прикрепляет на  доску таблички/

    Части речи:

    - почему их так много?

    - все ли они нужны?

    - как ими пользоваться?

    4. Решение учебной задачи.

    Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на три группы.    Каждая группа будет доказывать право на  существование одной из трех частей речи:

               имени существительного,

               имени прилагательного и

               глагола.

    В течение пяти минут вы подготовите сообщение в защиту своей части речи, расскажете о ее значении, укажете грамматические признаки. Разрешается использовать в ходе работы учебник, «Рабочую тетрадь», записи в  тетради для правил.  Удачи!

    4.1.Выступления учащихся:

    1. Имя существительное – это самая известная часть речи. Словами – существительными названы все предметы и явления мира. Поэтому нам будет понятна словесная картинка,  составленная из одних существительных:

     Вечер. Блеск звезды. Улица села. Тишина, покой. Сияние глаз. Ожидание чуда.

    Что же такое имя существительное?  Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что?

    Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленноым (друг – дружба);  может быть мужского, женского и среднего рада (моряк – м.р., морячка – ж.р., море – ср. р.) единственного и множественного числа (река – реки, снег – снега).

    Имена существительные изменяются по падежам, всего 6 падежей.

    2. Мы не спорим, что существительное -  главная часть речи. Но без имени прилагательного нельзя назвать признаки того или иного предмета, отличия одного от другого. Ведь имя прилагательное  - это часть речи,  которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное - вечный спутник существительного. Оно согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

    /прилагательное раскрывает сущность  предмета (его цвет, вкус, форму, характер и .т.д). Мы можем по признакам узнать предмет:

              серый, хищный, жадный … (волк);

              косой, слабый, трусливый … (заяц);

              сухое, свежее, душистое … (сено).

    Особое значение прилагательные имеют в художественной литературе.

    3. Да, имя существительное  и имя прилагательное – важные части речи. Но без глаголов нам не обойтись.  

    Глагол  - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?  Он имеет много форм, которые часто меняет:

    1. время: настоящее, прошедшее и будущее /пишу, писал, буду писать/;
    2. лицо: 1-е, 2-е, 3-е (я пишу, ты пишешь, он пишет);
    3. число: единственное и множественное (я пишу, мы пишем);
    4. род: мужской (он появился);  женский (она появилась); средний (оно появилось);
    5. неопределенная форма: читать думать.

    Глаголы различаются по значению:

    глаголы речи – говорит, кричит, шепчет;

    глаголы движения – подпрыгнул, пробежал;

    глаголы труда – шьет, строгает, пилит;

    глаголы, обозначающие чувства человека – грустит, радуется.

    Чем точнее, образнее, ярче описывает человек действия, тем интереснее его слушать.

             /После каждого выступления учитель  прикрепляет на доску табличку  с названием части речи/.

    4.2.

        - Вы подготовили очень интересные сообщения. Молодцы! И какой можно сделать вывод? /Эти части речи человек использует чаще других/.

    .- Какие еще части речи вы знаете? Назовите их, укажите  значение и приведите примеры из домашней  работы.

     

           Ответы:

    1. Местоимение личное 

    - Оно помогает избегать повторов одних и тех же слов. Местоимения экономят время и разнообразят речь.

    Еще одна важная работа местоимений – они указывают на участников разговора. (примеры из домашнего задания).

    2. Имя числительное.

    - Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

    - Числительные указывают на количество предметов и порядок их при счете.

    - Числительные бывают количественные и порядковые. (примеры)

    3. Наречие.

    - Это самая молодая часть речи. Обозначает признак действия.

    - Наречие помогает  нам выразить свои мысли точно, ярко, убедительно                                   (примеры).

    4. Служебные части речи:  предлог,

            союз,

            частица.

    - они тоже необходимы человеку.

    Вывод:

        -Своим исследованием вы доказали, что все части речи нужны и важны. А их количество вовсе не так уж и  велико, ведь окружающая  нас жизнь  многолика и многообразна.

    Динамическая пауза

    - Вы  неплохо потрудились, а сейчас я приглашаю вас на восточный базар. В чем его особенность? (торгуются, шумно, ярко, …)  

    - Вот и вы будете торговаться друг с другом, обмениваться, просить.

    Вашим товаром будут слова,  принадлежащие к разным частям речи. Каждый получает 2 карточки.

    Задача: одно слово оставить себе, а другое поменять так, чтобы у вас

                 получилось словосочетание.

    /Дети встают с мест, выходят на середину класса и начинают торг).

    - Чем порадовал вас восточный базар?

    /проверка: по очереди читают словосочетания, указывая названия частей речи./

    1. А теперь  посмотрите на доску.

           Какие  части речи не сочетаются друг с другом? Найдите ошибку.

    Прилагательное  + существительное

    Глагол + местоимение

    Глагол + предлог + существительное

     Предлог + глагол

    Числительное + существительное

    Наречие + глагол

    - Знание особенностей сочетания частей речи друг с другом пригодится при выполнении последнего задания, в котором вы покажете возможности использования разных частей речи.

    5. Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний.

     

    - Наша  Родина – прекрасная и необъятная страна.

    Но у каждого из нас есть уголок родной земли, лучше которого не сыскать. Это – наша малая Родина.

    Сейчас вы увидите видеосюжет, снятый летом прошлого года близ д. Лихачево, что находится в 30 км от п. Кизема.

    Я предлагаю описать природу нашей Устьянской земли так, чтобы человек,  который никогда здесь не бывал, захотел бы приехать к нам.

    А помогут вам в этом различные части речи.

     /Показываю видеозарисовки, останавливаю кадр/.  

    Дети работают в парах. /одной паре – слабым ученикам – даю карточку с опорными словами/.

    После окончания работы лучшие сочинения зачитать, сопровождая показом видео.

    III. Итог урока.

         - Ребята, кто сегодня был самый активный на уроке?

         - Чьё сочинение понравилось больше?

         - Оцените свою работу. Что показалось трудным?

    Всем спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

    Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

    Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

    Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

    Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

    Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

    Методическая разработка урока РПСП во 2 классе коррекционной школы VIII вида

    В уроке представлена наглядная схема работы с детьми 2 класса с ОВЗ по составлению описательного рассказа "Фрукты".В процессе урока развиваются эмоции, мелкая и общая моторика, воображение, изонавыки,...