Особенности организации и поведения нетрадиционных форм уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
статья по теме

Глухова Любовь Валерьевна

Уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации и проведения нетрадиционных форм уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся с нарушением интеллекта я использую нетрадиционные формы проведения занятий.

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают, и хочется чего-то нового.

К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя» требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

Десять тысяч уроков – приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя.

В основе проведения уроков в коррекционной школе для учащихся с отклонениями в развитии, лежат три задачи.

В зависимости от того, какие конкретные образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи ставит учитель, различают традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы, в основе которых лежат:

-принцип эффективности выбора той или иной формы;

-принцип целесообразности их использован.

 К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

 Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

-понят ли учащимися теоретический материал;
-научились ли применять полученные знания на практике;
-сформировались ли навыки по теме урока;
-проведена ли учителем коррекционная работа;
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Таким образом, эффективность урока - это его результативность.

Для достижения эффективности поставленных целей я применяю традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков. 

Признаки нетрадиционного урока:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, использование музыки, видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Обязательное планирование урока заранее.
  • Четко определять 3-и дидактические задачи.
  • Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:

а) авторские (человек, группа людей)

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

г) традиционные (делай как я)

д) нетрадиционные уроки.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.

Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс, в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

В наш век высоких технологий все большее значение приобретают современные технологии преподавания школьных предметов в рамках общего образования, которые предполагают более широкое использование новых форм и методик. Развитие общества, науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому задачей каждого учителя является накопление серьезной методической базы по использованию современных технологий в учебном процессе. Нельзя не отметить, что большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, имеют информационно- коммуникационные технологии.

Значение таких предметов как  русский  язык и литература очень велико. Поэтому в содержание школьного курса требуется  включение такого материала и такого способа его изложения, которые позволили бы развить интеллект учащихся, коммуникативную, социальную, предметную, исследовательскую, информационную компетенции.

      Опыт показывает, что таким серьезным требованиям соответствует использование информационно - коммуникационных технологий на уроках  и во внеурочной деятельности. Они расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем, а компьютер  становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть изучаемого материала.

      Особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

       Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

       Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, загадки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка используется электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.

    На уроках закрепления часто используются электронные тренажеры («Репетитор по русскому языку», «Фраза»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

      На уроках контроля использование компьютерных и текстовых тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания русского языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Все чаще я провожу уроки русского языка во взаимной связи с другими предметами (биология, география, математика и др.) с использованием АРМа, подготавливая  для этого  презентации с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Стараюсь разнообразить формы проведения уроков: игры, путешествия, конкурсы и т.п.

Из практики видно, что компьютеры вызывают стойкий интерес у школьников, помогают им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов. Компьютерные средства используются при разработке, подготовке учебно-методических материалов, организации и проведении уроков, отдельных элементов внеклассных мероприятий. Модели таких уроков используются  в практике. На уроках организуется  индивидуально – дифференцированная работа с учащимися; включаются в программу задания творческого характера – для сильных - дополнительный материал. Для дополнительной информации используются фрагменты из научно-популярных книг о языке. На экране компьютера даются не только сведения, но и рисунки из этой книги. Так развивается любознательность учащихся.    

Также используются задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического навыка: нахождение и обозначение орфограмм, обоснование условий выбора правильного написания; самостоятельное решение орфографической задачи. Новые информационные технологии существенно влияют на развитие речи школьника и его двигательную сферу. Создают условия для компенсации моторных и речевых затруднений, развития деятельности, поведения памяти.

Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Конечно, на уроках письма и чтения нельзя использовать компьютер постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

     Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.     

Применение ИКТ на уроках - эффективное средство повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить.

Но, однако же, если нетрадиционные формы проведения уроков как организацию целого учебного процесса нужно использовать не всегда, в разумных пределах, на определенных этапах изучения той или иной темы, следуя принципам целесообразности и эффективности их применения, то использование активных приемов педагогической техники, адаптированных к условиям коррекционно-развивающего обучения и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, является непременным условием проведения современных традиционных уроков.

Современная методика выделяет следующие особенности использования приемов педагогической техники в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

1.Приемы, используемые на уроках должны решать и учебную и коррекционную задачу.

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают приемы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.

3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.

4.Структуирование учебного материала – основной принцип коррекционного обучения.

5.Повторение, не повторяясь, - вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.

6.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.

         7.Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость…) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов (наглядности, картин, стендов…). Наглядные материалы или картины вывешивать или открывать тогда, когда они нужны для работы. Если наглядные материалы вывешены заранее, то в нужный момент активность восприятия учащихся снижается.

8. Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому ребенку). Корректировка помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.

9. Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.

         10. В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

11.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.

Таким образом, нетрадиционные уроки направлены на повышение познавательной активности и формирование познавательного интереса у школьников с нарушением и интеллекта. Проведение нетрадиционного урока в С(к)ОУ VIII вида имеет свои особенности и определенную структуру.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании  - М., 2005.

2. Караваев А. Игровые уроки в старших классах. А.Караваев // Учитель.- 2006, № 1, с.3-6.

3. Кошкарев,О.И. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8 вида / О.И.Кошкарев, Т.А. Груздова.- г. Боровичи, 2002.

4. Климкина,Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. / Ю.Е.Климкина // Русский язык в школе. -  2001, № 4, с. 27-29.

5. Котельникова,С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров / С.А.Котельникова // Русский язык в школе. -  1997, № 1, с. 25-26.

6. Крупенникова,М.И. Эффективные методы и приемы организации урока / М.И.Крупенникова // Русский язык в школе. - 1997, № 4; с. 9-13.

7.  Ксензова,Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

8. Аксенова,А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов М.: Просвещение, 1994