Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида
статья по русскому языку по теме

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический слух развивают скороговорки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

   Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой. Да и зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

   Принуждению не должно быть места в школе – мире красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное  обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

   Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый педагог.

   Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль. Вызывает желание понять явление. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. Психологами доказано. Что знания. Усвоенные без интереса. Не окрашенные собственным положительным отношением. Эмоциями. Не становятся полезными – это мертвый груз. Поэтому нужно дарить детям интересные уроки.  

   В коррекционной школе одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся. Является дидактическая игра. В процессе игры, связанной с русским языком, учащиеся незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В играх часто используются различные предметы, игрушки, рисунки, карточки и т.д. Ученики вовлекаются в подготовку этих дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам. Это воспитывает интерес к предмету.

   Игру можно начинать, когда учащиеся усвоили минимум какого-либо материала: звуков, букв, грамматических форм и т.д. Для игры на уроке отводится 5-10 минут. Не следует смотреть на игру как на обязательное учебное задание. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре увлечет детей, что будет полезно повторить.

   Развитию связной речи детей, развитию орфографической зоркости способствуют загадки, которые активизируют мышление ребенка и помогают успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития. Ведь загадки – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. К. Ушинский и Л. Толстой обязательно включали в свои учебники для детей как необходимый компонент народные загадки. Загадки дают уму ребёнка полезное упражнение, повод к интересной беседе, которая закрепится в уме ребенка потому, что эта живописная загадка прочно заляжет в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

   Очень важны скороговорки. Они развивают фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.

   Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.)

   В преподавании русского языка значительное место уделяется использованию на уроках стихотворных форм словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах) Это благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

           Если стоят однородные члены,

           Их запятой раздели непременно:

           Дети рисуют, играют, сидят,

           Спорят, смеются, поют, говорят.

Или

           Если слышишь парный звук,

           Будь внимательным, мой друг.

           Парный сразу проверяй,

           Слово смело изменяй:

           Зуб – на зубы, лед – на льды –

           Будешь грамотным и ты.

А шарады, ребусы, кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал поможет в усвоении орфографии.

          С глухим траву она срезает,

          Со звонким – листья объедает.

                    (коса – коза)

          Корень тот же, что в слове сказка.

          Суффикс тот же, что в слове извозчик.

         Приставка та же, что в слове расход.

                       (рассказчик)

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

"Турнир знатоков" по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Турнир знатоков по русскому языку Цели: развивать мышление и речь, воспитывать чувство коллективизма           и взаимовыручки, привитие интереса к родно...

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание Введение   ………………………………………………………………………   2Дидактические основы использования  технических средствобучения и воспитания  ……………………………………………………… ... 4Примене...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы  в работе с обучающимися по теме "Глагол"...