Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам видеть стилистические ошибки в тексте и не делать их при написании сочинений. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapicyna.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

И.П. Капицына

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Цель урока: 1) выявить причины засорения языка;

                       2) выработать требования культуры речи;

                       3) выработать навык видеть и исправлять недочёты стилистически    

                           неграмотной речи.

Учебно – методические ресурсы:

  1. учебник под редакцией В.В. Власенковой;
  2. презентация «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»;
  3. раздаточный материал;
  4. словари.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Проверка домашнего задания.

К доске вызывается один ученик и читает текст, соблюдая акцентологические нормы.  Остальные учащиеся проверяют его по слайду.

Слайд 1.

Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая ворожеЯ знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зУбчАтый  кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера.

  1. Слово учителя.

Чтобы приготовиться к сегодняшнему уроку, вам пришлось немало потрудиться. Зачем это нужно? (Ответы учащихся).

Умение говорить правильно помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Чтобы ваша речь стала  вам помощником в жизни, нужно очень много работать со словом.

Слайд 2.

Александр Иванович Куприн так говорил об этом: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

К сожалению, искусство красиво  говорить встречается всё реже. Особенно это замечаешь, когда читаешь экзаменационные работы выпускников. Цитирую: «Маленькая княгиня лежит в гробу и спрашивает: «Что плохого я вам сделала?». Пушкин любит свою няню и часто обращается к ней в стихах: «Выпьем с горя, где же кружка?».  Некрасов доказал, что народу есть что показать окружающим. Вы хотите попасть в ряды таких выпускников?

Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи – наша задача.

Слайд 3.

Тема нашего урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления». (Число, классная работа, тема урока, эпиграф).

Слайд 4.

Цели урока:  1) выявить причины засорения языка;

                       2) выработать требования культуры речи;

                       3) выработка навыка видеть и исправлять недочёты

                           стилистически неграмотной речи.

Чтобы увидеть стилистическую ошибку, нужно знать, что такое стиль. (Ответы учащихся).

Слайд 5.

Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей.

Какие это стили? (Ответы учащихся).

Слайд 6.

Книжные:                                                                              Всем книжным

  1. Научный.                                                                         стилям
  2. Официально – деловой (деловой).                                противопоставлен
  3. Газетно – публицистический (публицистический).    разговорный  стиль.
  4. Художественный.

Слайд 7.

Характерные особенности функциональных стилей речи. (Выступления учащихся).

Стиль

Основная функция

Сфера применения

Форма речи

Жанры

Научный

информативная

наука

письменная

научные статьи, справочники, учебники

Официально-

деловой

информативная

право

письменная

документы:

заявления,

объявления, ходатайства

Публицистический

информативная функция воздействия

идеология, политика

письменная и устная

газетные и журнальные статьи, публичные выступления

Художественный

эстетическая и функция воздействия

словесное искусство

письменная

рассказы, повести, романы, стихи, поэмы, баллады

Разговорный

обмен мыслями и чувствами при общении

бытовая

устная

беседа, разговор

Слайд 8.

Что такое стилистические ошибки?

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Рассказать обо всех возможных нарушениях правил не позволяет ограниченное время, но назвать самые типичные мы всё-таки попытаемся.

Объяснение нового материала (на столах у учащихся памятки).

Типы стилистических ошибок и их исправление.

Слайд 9.

Игнорирование значения слова. В образе поэта мелькают черты Дельвига. (В образе поэта прослеживаются черты Дельвига).

 Комментарий учителя. Черты характера не могут мелькать, т.е. то исчезать, то появляться.

Слайд 10.

Двусмысленность, не запланированная автором. Героев романа можно разделить на три части. (Героев романа можно разделить на три группы). Комментарий учителя.  У автора получилось, что каждого героя можно разделить на три части.

Слайд 11.

Смешение паронимов ( слов, разных по значению, но почти одинаковых по звучанию). Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского. (Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского). Комментарий учителя. «Психологический» и «психиатрический» не одно и то же.

Слайд 12.

Употребление слов – паразитов. Грибоедов оказывается в каком – то роде новатором. (Грибоедов оказывается новатором). 

Комментарий учителя.  Вот, значит, типа, в каком – то роде, как бы - список слов – паразитов.

Слайд 13.

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании. Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами. (Базаров появляется с нестрижеными бакенбардами и в балахоне с кистями).

Комментарий учителя. Балахона с бакенбардами не бывает.

Слайд 14.

Неправильный порядок слов. Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам. (Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам).

Комментарий учителя. В русском языке у каждого члена предложения своё место, и оно зависит, в частности, от смысла высказывания.

Слайд 15.

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др. Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его.  (Когда Базаров умирал от лихорадки, которой заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его).

Комментарий учителя. Действующее лицо в обороте и в предложении должно быть одним и тем же.

Слайд 16.

Лексическая недостаточность предложения. Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба. (Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба).

Комментарий учителя. Речь Чацкого сравнивается не с речью Скалозуба, а с ним самим.

Слайд 17.

Лексическая избыточность. Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом. (Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом). 

Комментарий учителя.  Известны следующие разновидности лексической избыточности: тавтология – неоправданное повторение сказанного, нередко при использовании однокоренных слов; плеоназм – многословие, которое начинается с избыточных словосочетании и доходит до обессмысленных фрагментов текста.

Слайд 18.

Пустословие. Поэма «Мёртвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. (Исправить текст невозможно).

Комментарий учителя. Пустословие – речь, лишенная какого то ни было содержания.

Слайд 19.

Смешение стилей. Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву. (Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву).

Комментарий учителя. Смешение стилей – неоправданное включение в текст определённого стиля несвойственных ему слов и оборотов, например разговорных и просторечных в научный, устаревших в современный. Наиболее распространены такие ошибки: просторечные элементы в литературной речи; бессмысленное включение оборотов официально делового стиля в литературную речь.

Слайд 20.

Сопоставление логически несопоставимых явлений. Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши. (Исправить текст невозможно).

Комментарий учителя. Эта ошибка связана не столько с языком, сколько с самим обдумыванием темы.

Слайд 21.

Тренировочное упражнение.

Исправьте стилистические ошибки.

  1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.
  2. Произведения Булгакова – история болезни России, а может быть, и результат вскрытия.
  3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белогорскую крепость.
  4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.
  5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.
  6. Нигилизм – это отрицание того, чем живёт, на мой взгляд, нормальный человек.
  7. Он вошёл в квартиру старухи – процентщицы, проведя там полчаса.
  8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова.
  9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя.
  10.  Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона.

Ребята, вы убедились, что исправлять стилистические ошибки в письменной работе – дело очень сложное. И всё же их можно избежать. Что нам может помочь в этом?

Слайд 22.

Откуда черпать знания литературного языка?

  1. Произведения классической литературы.

Слайд 23.

  1. Словари.

Учитель демонстрирует словари.

Заключительный этап урока. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Карточки.

Исправьте стилистические ошибки.

  1. Воланд жесток, он вершит судьбами людей, по нужде отправляя их то в Ялту , то в лечебницу, то под трамвай.
  2. В моей душе мерцает надежда, что он ещё не совсем потерян для общества.
  3. Мир кажется обрубленным внезапной кончиной поэта.
  4. Здесь впервые Жуковского постигает муза.
  5. Сначала юношество, потом зрелость.
  6. Пётр поступился интересами частного человека, построив город на болоте.
  7. Звено цепи должно быть сильным и выносливым.
  8. Создавая город, действия Петра были продиктованы государственными интересами.
  9. Одно из величайших деяний Петра – основание Петербурга, где было «суждено в Европу прорубить окно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 10 классе на тему "Стили речи" по сингапурской методике.

Урок предназначен для учащихся 10 класса по теме "Стили речи" с применением современных инновационных технологий по сингапурской методике....

Сценарий урока в 7 классе по теме "Культура речи.Стили литературного языка".

Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.Перед нами стояли задач...

Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...


 

Комментарии

Носкова Татьяна Борисовна

Спасибо за интересную разработку