Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".
    учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме

    Кузнецова Светлана Васильевна

    В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует детям драматический образ войны. Дополняют урок презентация и видеофильм о блокадном Ленинграде. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока в 7 классе

     Тема урока: «Когда грохочут пушки…»

    Форма урока: вариативная;

     Тип урока:  урок  решения частных задач с применением открытого способа (по целеполаганию – урок общеметодологической направленности)

    Цели:

    • деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий;
    • образовательная: выявление  метапредметных связей в области музыки, литературы и истории

    Задачи:

    -  образовательная: изучение нового музыкального и литературного материала, связанного с историческим периодом нашей страны;

    - развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся;

    - воспитательная: воспитание  патриотизма, уважения к  музыкальному и литературному наследию  и вечным человеческим ценностям.

    Формы деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная (пение);

    Виды деятельности: практическая, творческая, оценочная.

    Компоненты овладения знаниями: восприятие информации, запоминание, самооценка.

    Метапредметные результаты: формируем

    • регулятивные УУД: участвуют в постановке задачи, выстраивают самостоятельный творческий маршрут общения с искусством (д/з).
    • коммуникативные УУД: участвуют  в  групповой работе на уроке и вне урока, выражают собственное мнение по поводу прозвучавшей музыки и стихов; умеют  слушать и слышать мнение других
    • познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет.

    Учебный материал: Симфония № 7 Д.Д.Шостаковича «Ленинградская», стихи В.Инбер, Э.Асадова, А.Мурашова, О.Бергольц, презентации, песня «Мир, который нужен мне» А.Ермолова – С.Золотухина.

    Технологии: системно-деятельностный подход (культуротворческая и продуктивно-творческая деятельность), здоровьесбережения.

    Дидактические принципы: принцип деятельности (д/з), принцип целостности (формирование обобщенного представления об интегративности искусства), принцип минимакса (возможность максимального освоения заданного материала и усвоение его на уроке на уровне минимума), принцип психологической комфртности (доброжелательная атмосфера на уроке), принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности).

    Методы обучения: метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии,  наглядно-слуховой;

    Планируемый образовательный результат: проверка сформированности УУД.

    Оборудование: музыкальный центр, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль, классная доска.

    Структура урока:

    - оргмомент;

    - тема урока;

    - стихи В.Инбер;

    - проверка домашнего  задания (что узнали о блокаде Ленинграда);

    - мотивация:  чтение стиха А.Мурашова;

    - слушание Симфонии №7 Шостаковича Д.Д.

    - стихи Э.Асадова;

    - стихи О.Бергольц;

    - диспут (какой из представленных на уроке видов искусства лучше отобразил трудный период в жизни Родины?);

    - заканчиваем цитату (тема урока), собеседование;

    - физкультминутка;

    - вокально-хоровая работа.

    - рефлексия;

    - самооценка;

    - домашнее задание.

    ХПИ заключается в словах А.Эйнштейна: «Поиск истины важнее, чем обладание истиной».

    Ход урока:

    Музыкальное приветствие (оргмомент).

    У: на наших уроках в 5 и 6 классе уже была взаимосвязь музыки и литературы, музыки и истории. Сегодня на уроке мы вновь проследим взаимосвязь этих трех видов искусства и науки. Забегая вперед, скажу, что речь сегодня пойдет о ВОВ, точнее об одном конкретном эпизоде этого нелегкого времени в истории нашей страны, которая тогда называлась по другому. Как7

    Д: СССР.

    У: верно. Тему урока я обозначила первой частью известного изречения, вторую часть которого мы, надеюсь, вспомним и выразим свое отношение к этому изречению. Итак, тема урока «Когда грохочут пушки…» А о каком эпизоде ВОВ сегодняшний урок, догадайтесь, прослушав стихотворение поэтессы Веры Инбер «Бессмертие».

    Учитель читает стихотворение «Бессмертие».

    Д: речь пойдет о блокаде Ленинграда, ныне СПб.

    У: верно. Просмотрим презентацию учени……об этом периоде в жизни страны и ленинградцев.

    У: но не только в литературных произведениях отражена блокада красивейшего города нашей страны, люди которого стоически вынесли все тяготы блокады. Среди них был и композитор Д.Д.Шостакович (показать портрет), который писал музыку в перерывах между дежурствами на крыше, чтобы вовремя сообщить о налете вражеских самолетов. Сейчас мы вместе прочтем стихотворение А.Мурашова, посвященное самому  известному музыкальному произведению об этом историческом периоде, о Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, получившей название «Ленинградская».

    Читаем стихотворение.

    Слушание «Эпизода нашествия».

    У: Что вы услышали в этой музыке?

    Ответы учащихся.

    У: дети, прозы и стихов, посвященных Ленинграду и ленинградцам, написано немало. Сейчас мы послушаем стихотворение Э.Асадова «Ленинграду».  

    Ученик/ца  читает стихотворение.

    У: каким было первое стихотворение, написанное В.Инбер?

    Ответы учащихся (торжественное, строгое).

    У: А второе и третье стихотворение?

    Ответы учащихся (воспоминания).

    У: чтобы понять, что же такое блокада, каково было людям там, тогда, я прочту вам еще одно стихотворение. Его написала О.Бергольц.

    Декламация стиха Ольги Бергольц..

    У: как вы считаете, какое из представленных на уроке искусств наиболее достоверно отобразило ужасы войны на примере блокады Лениенграда?

    Ответы учащихся, диспут.

    У: а теперь закончим знаменитое изречение: Когда грохочут пушки, музы молчат». Согласны ди вы с этим?  Подумайте и на следующем уроке выскажете свое мнение. Это и есть ваше домашнее задание.

    Физкультминутка.

    Исполнение песни А.Ермолова – С.Золотухина «Мир, который нужен мне».

    Рефлексия: (что слушали на уроке, что запомнилось?

    Оценивание (самооценка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Методическая разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий по теме «Exploring the world» для 7-х классов.

    Цель урока: совершенствование коммуникативных навыков и умений, формирование умений по предмету ИТК применительно к получению дополнительной информации по теме урока....

    Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

    Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

    Методическая разработка урока английского языка в игровой форме по теме «Roud the clock» в 5 классе

    Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается в игровой форме совершенствовать лексические навыки говорения, развитие навыков в чтении, а...

    Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

    Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

    Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

    Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...