Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дирижер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kultura_rechi.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка в 10  классе

                               «Культура речи - часть общей культуры человека»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: соблюдение литературных норм в речевом общении.

Задачи:

 1.Развивать личностные УУД:  

развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

формировать адекватную позитивную самооценку.

  2. Развивать регулятивные УУД:  

учить принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять контроль по результату;  

развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять

необходимую коррекцию действий.

  3. Формировать познавательные УУД:  учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию,

устанавливать причинно — следственные связи.  

4. Развивать коммуникативные УУД:

через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству,

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  

учиться контролировать действия партнёра.

Основные методы:

  • эвристическая беседа;
  • коммуникативный;
  • проектно-исследовательский.

Средства обученияа: компьютер, проектор, выставка книг (К. Чуковский «Живой, как жизнь», С.М.Маршак «Воспитание словом», Л.Успенский «Тайна слова», З.Н.Люстрова и др. «Беседы о русском слове», Н.И.Форманская «Речевой этикет и культура общения» и др.); проект на тему «Чистое слово».

       

Плакаты с эпиграфами:                           

                                                     1)  Школа обязана давать государству прежде всего

                                                       благородно  мыслящих  и чувствующих людей,

                           вполне владеющих устно и письменно одним из

                           лучших даров человеческой природы - даром

                           живого слова.

                                В.П.Острогорский

                               

                                                                                 2) Язык - инструмент, необходимо

                                                                            хорошо знать его, хорошо им владеть.

А.М.Горький

                    3) Умейте же беречь

                 Наш дар бесценный – речь. 

                                       И.А.Бунин

Предварительная работа.

Класс заранее разбивается на следующие группы: корреспонденты, лингвисты,  театралы, редколлегия, чтец стихотворения.

  Задание группе «корреспондентов»: проводить анкетирование учащихся 8-11 классов, ознакомить с его  итогами;

  Задание «лингвистам»: подобрать материал о культуре речи и сквернословии.  

  Задание «театралам»: подготовить  импровизацию на тему русских народных песен, сцены из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

  Задание чтецу: выучить наизусть стихотворение Р.Гамзатова «Три слова».

  Задание группе редколлегии: оформить плакаты с цитатами В.П.Острогорского, М.Горького и И.А.Бунина; подготовить стенгазету на тему «Чистое слово».

  Задание библиотекарю: подготовить выставку книг на тему «Наша речь - творчество» и презентацию книг по теме урока;

                                        

                       Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Целеполагание.  

  -  Я рада встретить всех присутствующих гостей, участников заседания «за круглым столом».

   Хотите услышать самые забавные ляпы из сочинений 11-классников по литературе? Какие ошибки допускают школьники, спеша поскорее написать изложение или сочинение, давно ходят легенды и анекдоты. «Комсомолка» выбрала для вас самые забавные ляпы из школьных сочинений:

  • Он небрежный мальчик, ленивый, лохматый, как собака.
  • Гляжу: на макушке самого высокого пня сидит испуганный заяц.
  • В лесу очень много разных деревьев, например: клен, береза, дуб, сосна, липа, рябина, подосиновик.
  • Осенью можно заболеть чем-нибудь: гриппом или чесоткой и так далее.
  • На поляне, где отдыхали женщина и девочка, росли цветы: колокольчики, кипарис…
  • В ведре лежат подосиновики, белые, лисички. Они отдыхают около берез.

       •  Лучше быть душой общества, чем отстой общества.

   Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Для этого вам необходимо выполнить задание «Собрать рассыпанные предложения».  Если все слова правильно соберёте, найдёте высказывание известных нам людей. (Раздаются карточки по группам)

    1 группе - «Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры» В.А.Сухомлинский)

   2 группе –  Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. (Л.Н.Толстой).

   – Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (Культура речи.)

III. Целеполагание. Сообщение темы и цели урока (постановка учебной задачи).

- Сформулируйте тему нашего урока «Культура речи – часть общей культуры человека». (Запись темы урока в тетрадь).

      - Что вы должны узнать сегодня на уроке?

       Наша работа «за круглым столом» станет и подготовительной работой к домашнему сочинению-эссе на темы: «Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры» на тему (В.А.Сухомлинский) и «Какую речь я считаю хорошей?».

     Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока-заседания.

    Я рада встретить всех присутствующих гостей.  

   Пусть наш урок, посвященный культуре речи, поможет вам, дорогие ребята, научиться искусству слова, искусству этикета.

III. Актуализация прежних знаний.

1. Задание. Прочитайте текст и определите, к какому стилю речи он относится. Выделите микротемы.  

       Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

       Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

       Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

(По Д.С.Лихачёву)

- К чему нас призывает академик?  

- Над какими вопросами заставляет задуматься автор?

                        Информация о тексте

1. Самая большая ценность народа – его язык. Все наши мысли формулируются языком.

2. Язык народа – показатель его культуры, а язык человека – это показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.

3. Язык человека – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.

  IV. Выступление творческих групп с домашним заданием.

Учитель. Мы попросили группу наших корреспондентов провести анкетирование с учащимися 8-11 классов для того, чтобы выяснить, не употребляют ли они бранные слова в речи.

Итак, слово нашим корреспондентам.  

1-й ученик. Мы провели опрос 25-ти учащихся нашей школы   по вопросу «Используешь ли ты в своей речи ненормативную лексику?» Респондентам были предложены следующие варианты ответов: «никогда», «редко», «часто».

(Приложение 1)

 Ответы на первый вопрос нас разочаровали. Из 19 опрашиваемых только пятеро    не употребляют бранных слов.

 Как же оправдывают подобное в себе школьники? Вот как они ответили:

 Использую ненормативную лексику, когда меня кто-нибудь выведет из себя.

 Когда плохое настроение, когда злюсь и когда меня что-то раздражает.

 Использую иногда для связки слов в предложении.

 В общем, ругаемся, когда не слов не хватает, а как утверждение классика о великом и могучем? Или мы просто-напросто не отличаемся богатым словарным запасом и идем по пути наименьшего сопротивления, как трусы?

 Нас радует: многие отметили, что необходимо бороться со сквернословием, что никто не хочет, чтобы будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова.

2-й ученик. Трудно поверить, но сейчас иногда встречаются случаи, когда первые слова, сказанные  ребенком в жизни, - бранные слова.

 Но это недопустимо!

 Подумайте о том, какой человек вырастит из этого ребенка? Каким уровнем мышления будет обладать этот маленький, но жадно впитывающий мир человек?

 Задайте эти вопросы своим близким, друзьям и себе.

 И тогда вы найдете единственный возможный ответ на эти вопросы:

 Надо  что-то менять!

 Надо говорить и думать иначе!

 Надо быть богаче не только материально!

 Именно с этими словами мы обращаемся сегодня к вам, друзья. И мы надеемся, что вы с нами. Если мы хотим выжить и сохранить себя как нужно, иначе поступать нельзя!

    Эстафета урока передается  лингвистам.

Учитель. Что же такое культура речи? На этот вопрос ответят лингвисты.

   1-й ученик. Конечно, есть скептики, которые считают: «Как сказал – так ладно. Все равно поймут!» А какие недоразумения выходят иной раз из-за неправильного  толкования, это каждый испытал на своём собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом «всё равно поймут». Нет, неправильную речь  или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Следовательно, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

  Культура речи, во-первых, в узком лингвистическом смысле – это владение языковыми нормами, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Во-вторых, в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

   Само слово «культура» (от лат. cultura) буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.  

   Язык – это важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Культура речи  – это степень нашего владения неистощимыми богатствами языка. В этом смысле и говорят о высокой культуре речи или о низкой, недостаточной речевой культуре того или иного человека. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь зависят от нас самих, от нашего желания овладевать высотами культуры.

2-ой ученик. Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек и говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его вну-ренней  культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми.

    Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка, но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.
Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка или языковое чутьё. Высшей культурой речи называют обладание  чувством стиля.

     Овладение искусством общения необходимо для каждого человека.

   3-ой ученик.

   Чем лучше человек знает язык, чем свободнее он владеет его богатствами, тем выше культура речи человека. Однако, не читая классическую литературу, просто неоткуда взять все это богатство.

   Наша речь – это не только знание языка, его норм, но и творчество.

  Знания человека должны всё время пополняться, речь его должна становиться всё более понятной и выразительной, всё более культурной.

 Культура речи - это правильность, точность, выразительность и разнообразие речи.

 Культура речи, однако, не может ограничиваться только правильностью и точностью. Любой  говорящий не может монотонно и сухо перечислять факты и цифры, повторять заученные положения и фразы. Чтобы убедить своих слушателей, он должен говорить убеждённо и страстно.

  Речь должна быть выразительной и красочной.

  Выразительность и эмоциональность речи создаются употреблением пословиц и фразеологизмов, сравнений, метафор, риторических вопросов.

 Признаком высокой культуры речи являются также разнообразие её форм – умение писать понятно и доступно, с учётом темы.

  (Запись основных понятий в тетрадь).  

4-й ученик. Нас учили, что язык развивается. Применительно к литературному языку это означает, что становится более чувствительным к различению смысловых и стилевых нюансов. К примеру,  «красиво» имеет один смысл  «элегантно» -  другой, «изящно» - третий. Предположим , что  в  19 веке  вместо этих слов сказали бы слово  «супер». Или вместо оценочных слов и даже высказываний - междометие  «вау!»

Много о русском благозвучии написали великие люди. Наша задача - не растерять богатство русского языка.

Учитель. - Как вы считаете, опасно ли распространение сквернословия?

 5-й ученик. Да, распространение сквернословия опасно не только для человека, но и всего общества. Сквернословие стало печальным знаком нашей жизни. Оно охватило почти  все возрасты и многие профессии.  Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав бранящихся прохожих. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.  

  Не засоряйте речь словами-«паразитами», излишним количеством иностранных слов и выражений, сквернословием! Стремитесь к высокому уровню культуры и образованности!

  Вспомните высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы недолго поговорить на блатном жаргоне - у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…»

    Учитель. «Грамота – к мудрости ступенька»,- гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.  

    Как происходило обучение к грамоте, как отразилось стремление к образованности в поведении людей?  

  А сейчас давайте мысленно перенесёмся в 18 век.

 Театралы.  Народ стонет под игом крепостного права. Правящее сословие – дворянство – коснело во мраке невежества. Простаковы, Скотинины растили своих Митрофанов.

 Эта пьеса и в наши дни актуальна. Кажется, это Россия 21 века с её нравами, проблемами и перспективами.

/Импровизация на тему русских народных песен. В исполнении театралов - сцены из комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»/.

   - А сейчас слово предоставим библиотекарю. (Реклама на книги к уроку.)

Библиотекарь. «Наша речь – это творчество». Убедиться в этом вы можете, прочитав книги К.Чуковского «Живой, как жизнь», С.М.Маршака «Воспитание словом», Л.Успенского «Тайна слова», З.Н.Люстровой и др. «Беседы о русском слове», Н.И.Форманской «Речевой этикет и культура общения».

  Если вы хотите повысить речевую культуру, знать о сокровищах слова, прочитайте эти книги. Если эти книги заставят вас задуматься над собственной речью, позовут вас к познанию мира, творению добра и красоты, я буду рада. Их можно достать в нашей школьной библиотеке.

Члены редколлегии. Мы работали над проектом, конечным продуктом нашей общей работы стала газета «Чистое слово». (Приложение 2). Защита газеты.

V. Самостоятельная работа с проверкой  по  эталону. Тест «Орфоэпические нормы» (Приложение 3).

   -  Обратите внимание на  слова В.П.Острогорского. (Читается эпиграф к уроку). В будущем каждый из вас выберет  любимую профессию. Помните: каждый специалист должен обладать культурным кругозором, овладевать сокровищницами национального языка для поистине высокой радости общения.

А теперь постарайтесь дать совет себе по обогащению языка, составьте свой кодекс культуры речи в виде памятки, и мы запишем его в тетрадь.

В результате этой работы получается примерно такая запись:

  1. Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство.
  2. Надо быть богаче не только материально.  
  3. Будь вежлив в словах и поступках.
  4. Не засоряй язык языковым хламом.
  5. Следи за тем, что говоришь
  6. Береги чистоту речи.

VΙ. Домашнее задание. Написать сочинение в жанре эссе на темы:

  1. «Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры» (В.А.Сухомлинский)
  2. «Какую речь я считаю хорошей?»

VII. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …

Для себя я возьму …

      Самооценка. (Приложение 4.)

Список использованной литературы:

1.   Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2002.

2. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. - М.: «Знание», 1978.

3. Форманская Н.И.Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1980.

4. Шакирова Л.З., Андреева Л.С. Русская речь: учебное пособие для 10-11 классов, гимназий, лицеев, педучилищ. - Казань, Магариф, 2000.

5.Русский язык в школе №1, 1994, статья Ф.К.Харченко «Молодёжи о сквернословии», с. 97-101.

 

Приложение 1

                                Анкетирование старшеклассников

1. Используешь  ли ты в своей речи ненормативную лексику?  (никогда, редко, часто)

2. Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)

3. Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем  обществе? (свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант)

4. Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)

5. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (это бесполезно; можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; борьба необходима в любом случае)

6. Как бороться со сквернословием?   (системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант)

  7. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (да, нет, свой вариант).

Приложение 2

Материалы для проекта «Чистое слово»

  1. Мы задали школьникам одного из классов на тему акции «Что такое чистое слово?» Вот некоторые ответы.  

Чистое слово - это речь без нецензурных выражений. Чистое слово произносится вовремя и льётся, как песня.

Чистое слово-слово, сказанное добрым человеком.

Чистое слово-слово, которое употребляется в правильной форме с другими словами.

Чистое слово-когда говоришь правду, только правду и ничего, кроме правды.

Чистое слова льются из уст наших классиков - Пушкина, Тургенева, Фета и  других.

Чистое слово-Россия.

Замечательные определения.

 2. Каждому культурному человеку известны написанные вдали от России слова И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Да, русский язык богат, велик и могуч. Но можно ли считать его богатства неистощимы? Конечно, нет. И поэтому мы обращаемся ко всем школьникам:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной,

Его для внуков сохраните!

3. Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Сегодня русскому языку, как никогда, нужна наша поддержка, чтобы он остался на века великим и прекрасным.

     Мы - лицо своего поколения! Мы обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык.

     Долг русского человека, каждого из нас – беречь и защищать свой язык. В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие, страстные слова:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово,

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем

Навеки!

Пусть эти слова будут и нашей клятвой: сбережем, защитим русский язык!

(Помещаются творческие работы учащихся по разным рубрикам на усмотрение членов редколлегии).

Саус Парк

Приложение 3

                    Тест  «Орфоэпические нормы»

  1. Поставьте ударение в словах:

закупорить

дискутировать

ходатайствовать

позвонишь

начатый,

торты,

должностей

местностей

документ

жалюзи

          каталог

2. Лексические нормы (употребление слова).

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

  1. В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.
  2. Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.
  3. Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.
  4. Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

3. Морфологические нормы.

 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. в тысяча восьмисотом году
  2. несколько горячих оладий
  3. лягте на пол
  4. идти навстречу ним

Ключ к тесту «Орфоэпические нормы»

     

  1. .  закУпорить

дискутИровать

ходАтайствовать

позвонИшь

нАчатый

тОрты

должностЕй

мЕстностей

докумЕнт

жалюзИ

           каталОг

2. Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным.    Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.

Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение -  выражающий враждебное отношение.

Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение -  принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

Приложение 4

Лист «Оцени себя»

                         _____________________________________  10  класс

(Ф.И.О. )

                     

            Тема «Культура речи  -  часть общей культуры человека»

      Ключевые моменты урока                      

   

Отметка о выполнении

Цель достигнута -            

Справляюсь, но есть ошибки -      

Ещё нужно над этим поработать –

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока

2. Умею отвечать на вопросы  учителя и товарищей

3. Умею  составлять схему, кластер, таблицу

4. Умею применять теоретические знания  при выполнении заданий

5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста

6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами

7. Умею составлять «Синквейн»  

8. Умею быть внимательным

9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать  и уважать мнение   других, не подводить группу

10. Умею  оценивать свою деятельность

11. САМООЦЕНКА    ЗА   УРОК

 Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

 Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

 Для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

Физическая культура - часть общей культуры человека.

Физическая культура - часть общей культуры человека....

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...

Культура речи как часть общей культуры личности

Наша речь – важнейшая часть не только                   ...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...