Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
методическая разработка (7 класс)

Потинян Диана Араиковна

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

   Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык», проявляющийся в речевом поведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевой культуры обучающихся на уроках русского языка Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 Потинян Диана Араиковна

Слайд 2

Цель: развивать речь обучающихся, формировать у них лингвистическую и коммуникативную компетенции. Задачи: 1) Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме; 2) Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни; 3) Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся; 4) Развивать интерес к своему предмету; 5) Описать свой опыт работы по данной теме.

Слайд 3

Три направления развития речи 1) Овладение нормами русского литературного произношения; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей.

Слайд 4

Основные виды работ: Работа со зрительной опорой . Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений (музыкальные, читательские, жизненные, фантазийные). Устные дискуссии . Орфоэпические диктанты. Устная или письменная газета, книжки. Языковые игры. Минутки поэзии. Мини-изложения , мини-сочинения. Творческие диктанты на основе картин. Почему так, а не иначе. Составь монолог (перегоревшей лампочки, старого водопроводного крана, компьютера и т.д.) Сообщения . Сценки , спектакли.

Слайд 5

Вставь слово Задание : «Вставь слово» (Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая? Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увяд )… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. ( ание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н. Сладков Ключ. Текст 1 . Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)

Слайд 6

Языковые игры: Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег, ( сухой ) и ( колкий ) . И вяз озяб, и дуб замерз Насквозь продрогли елки. (Т. Волжина .) Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег, ( сухой ) и ( колкий ) . И вяз озяб, и дуб замерз Насквозь продрогли елки. (Т. Волжина .) Осень . Обсыпается весь наш ( бедный ) сад, Листья ( пожелтелые ) по ветру летят. Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ( ярко-красные ) вяжущих рябин. А.К.Толстой.

Слайд 7

Продолжи Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото… Ключ. ( Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца.) В.Белов.

Слайд 8

Продолжи Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля… Ключ. ( Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин

Слайд 9

Распространи предложение: Упражнение « Распространите предложения». День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.

Слайд 10

Сочинение-миниатюра Используя данные ниже слова и выражения , напишите миниатюру о дожде по вариантам : - летний дождь, -осенний дождь, - весенний дождь. Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.

Слайд 11

Сочинение Задание. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное»

Слайд 12

Евгений Николаевич Ильин , известный педагог, В (1960—70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения . Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества) заметил: « Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Слайд 13

Игра «Вам пришло sms - сообщение»: « Привед . Как оно? Я в гламуре . Я в Аське » («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)

Слайд 14

Методы В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире , трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит) Кто больше ? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т. д.). «Третье лишнее» - 1. Неизменный, утренний, доменный ( утренний суффикс – енн -, в остальных словах – н -) 2. Резонный, сезонный, сенсационный ( сенсационный – онн -, в остальных словах н -) 3. Соловьиный, синий, воробьиный (синий – нет суффикса - ин-) «Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка».

Слайд 15

Ораторское искусство

Слайд 16

Инсценировка басни

Слайд 17

Творческое задание на уроке русского языка

Слайд 18

Творческое домашнее задание по литературе (5 класс) Автор:Чернышов Максим

Слайд 19

Глаголица 2018 г. Призёр – Грыжова Анастасия, ученица 5 «В» класса

Слайд 20

Заключительный урок-дискуссия на заданную тему в 5 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.

Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни    человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических  словарей....

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....

Физическая культура - часть общей культуры человека.

Физическая культура - часть общей культуры человека....

Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.Обладать культурой речи &mda...