Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_kulture_rechi.zip | 294.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по культуре речи.
«Видна птица по перьям, а человек — по речам.» (слайд1)
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием языковой нормы и ее видами.
- Проанализировать речь учащихся в школе и сделать вывод о ее качестве.
- Определить роль слова в жизни человека.
ОУД: внимательно слушать учителя, адекватно воспринимать информацию, умение работать с текстом, умение организовать себя на выполнение поставленной задач (проведение исследования), умение обобщать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Предварительное задание: Исследовать речь школьников в раздевалке, в столовой, в библиотеке.
Ход урока.
- Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому СЛОВО.
-В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Видна птица по перьям, а человек — по речам.»
– Как вы ее понимаете?
( наша речь является визитной карточкой каждого говорящего. Птицу оценивают по внешнему виду перьев. Сравните: павлин-ворона. Человека видно по его речи)
- Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.
2.Индуктор (слайд 2):
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В.Шефнер.
-Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?
-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры.( Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)
-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым. отзывчивым)
2.Работа с пословицами.
Из предложенных пословиц (слайд 3) выбрать пословицы о речи и классифицировать их по признакам.
- Без языка и колокол нем.
- Больше знай - меньше болтай.
- Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
- Где много слов, там мало дел.
- Говори лишь о том, что знаешь.
- Говори меньше - думай больше.
- Говорить легко, делать трудно.
- Доброе слово окрыляет.
- Добрый человек говорит мало.
- Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Хорошую речь приятно слушать.
- За её языком не поспеешь и босиком.
- Каков ум, такова и речь.
- Когда говоришь, хорошенько думай.
- Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
- Красна речь поговоркой. Краткость - сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
- Лучшее лекарство - всегда говорить правду.
Мели, Емеля, твоя неделя
- О болтливости
- Слово и дело
- Ум и речь
- О добром слове
- Качества речи
- Значение слова (слайд 4)
3. Беседа.
-Назовите качества речи , которые называются в этих пословицах. (краткость, ясность, выразительность, меткость)
-Какие еще должны быть качества у речи? ( богатство, чистота, логичность, правильность, уместность) слайд 5
Такой должна быть правильная речь
-Что подразумевается под правильностью речи?
( языковая норма) Слайд 6
Языковая норма- это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.
4. Анализируя примеры, определите типы норм литературного языка (слайд 7)
Скучно-скушно
Свекла- свЁкла (норма произношения)
торты- торты
звонит- звонит ( норма ударения)
ихний- их
местов-мест (морфологическая норма)
очаровательство – очарование ( словообразовательная)
Отец Павла посвятил свою жизнь побоям (фразеологическая)
К службе он относился честно и добровольно. (лексическая)
Мать начинает гордиться за меня. ( синтаксическая )
Вывод: - А зачем нужны языковые нормы?
(Правильно говорить. Сохранять литературный язык.)
5. Подведение итогов исследования речи в школе.
Исследовали употребление слов благодарности в родной школе, а именно, раздевалка, столовая, библиотека. Результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую – то услугу, но при этом используют только одно слово спасибо. Удручающее впечатление произвело на нас то, что в общении друг с другом учащиеся вообще не используют слов благодарности, часто употребляют бранные слова. Порой в коридоре школы можно услышать даже мат. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи. А как же нормы литературного языка?
Мы с вами столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается. В чем же причина?
- Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?
( Ответы учащихся могут быть разными:
- Мало читают.
-Телевидение растлевает молодежь.
- Нет образцов для подражания.
Вывод учителя: Речь выступающих с экрана зачастую неправильная, с просторечными, грубыми словами, отличается употреблением жаргонных слов. Стоять в общественном месте и выражаться матом стало модным, престижным. А как же слово, которое является великим делом, как когда-то говаривал Толстой?
6. Работа с текстом (слайд 8)
«Ну, главный герой э-э-э книги — типа такой, в общем, человек. Короче, ездит он как бы по нашей, эта, русской земле, значит, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от помещиков до простых. Так сказать, взят он больше типа затем, чтобы э-э-э показать, так сказать, недостатки и, так сказать, как бы пороки э-э-э русского человека.»
-Догадайтесь, о каком произведении русской классики поведал старшеклассник? Кто-то догадался? Правильно, о поэме Гоголя «Мертвые души»…
-Чем перегружен текст?
(словами-паразитами)
- Исправьте текст и сделайте вывод.
Вывод: речь заражена словами-паразитами. В этом отрывке их концентрация опасная — для говорящего и... слушающего. Словесный мусор в виде подобных слов — бич общества в целом. Из-за этого речь становится невнятной, малопонятной, что нарушает ясное и правильное восприятие ее собеседником, слушатель устает, раздражается.
7. Слово учителя. (слайд 9)
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.
В завершении урока попробуйте сформулировать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас, позволят сформировать языковую культуру, сохранить литературный язык и соблюдать языковые нормы.
8. Домашнее задание. (слайд 10)
Обобщить работу на уроке (по выбору учащихся).
1.Написать сочинение –миниатюру:
«Роль языковой нормы в современном обществе»
«Красивая речь. Актуально ли это?» (на выбор)
2.Сделать карточки по нормам языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демонстрационный материал к урокам физической культуры "Гимнастика в 5-11 классах"
В данной работе предлагается материал по учебному разделу "Гимнастика". Презентация может быть использована учителями физической культуры на уроках гимнастики в 5-11 классах....
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
Проект урока: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб? Роль денег в жизни человека
Хэшээлэй темэ: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб?Хэшээлэй зорилго: Элдэб янзын источнигуудһаа һурагшадай эрдэм мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэдэ, ажал хүдэлмэри хэхэдэ таатай условинуудые бэлэдхэхэ. ...
Проект урока физической культуры
Передача мяча двумя руками от груди. Ведение в движении....
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...
Проект урока физическая культура. Гимнастика 1 - 4 класс, по программе Винер И. А. Тема урока: Упражнения с предметами (скакалки)
Проект урока по физической культуре Гимнастика по программе Винер И. А. 4 класс. Тема урока: Упражнения с предметами (скакалки). Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, укреп...