программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_russkomu_yazyku_6_klass_zhar-ptica.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120»

Программа факультатива «Жар-птица»
по развитию речи учащихся 6 класса
на основе знакомства

с русским декоративно-прикладным
искусством

Автор программы:

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ №120»

Бакланова Елена Кирилловна


Содержание:

С.

I. Введение                                                                                                3

II. Пояснительная записка                                                                                4

III. Тематическое планирование курса                                                                6

IV. Краткое содержание занятий                                                                        7

V. Заключение                                                                                        31

VI. Использованная литература                                                                        32


Введение

Каждая культура ищет связей с прошлым,

обращается к одной из культур прошлого.

Д. С. Лихачев

Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть идей добра, справедливости, праведности, нравственности.

Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающих поколений осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России еще в прошлом столетии. Киреевский И. В. писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия...»

Важное место в народной культуре занимают народные промыслы  органичное соединение труда и творчества. В основе их возникновения и развития бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира, потребность отразить все в своем творчестве.

Славится народными промыслами Россия. Далеко за ее пределами известны изделия черненого серебра из Великого Устюга; на белом фарфоре расцветают голубые цветы гжельских мастеров; белые, как снег, вьются узоры из-под коклюшек вологодских мастериц-кружевниц; красоту природы впитало искусство жостовских мастеров. А какое обилие игрушек! Здесь и деревянные матрешки, дымковская глиняная и деревянная богородицкая игрушка...

Нельзя смотреть на изделия народных мастеров как на что-то примитивное, второсортное. Их искусство помогает понять живопись, скульптуру, музыку. Справедливы слова Горького, что «.. .основоположниками искусства были гончары, ткачи и ткачихи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости и вообще ремесленники...»

Задача факультатива состоит в ознакомлении учащихся с некоторыми видами народных ремесел, в формировании эстетического чувства, в воспитании уважения к человеческому труду, к народной традиции. Необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся научились видеть элементы образности в предметах, изготовленных народными мастерами, попробовали описывать предметы изучаемого промысла, создавая собственные тексты. Обогатится и станет выразительнее их речь, появится чувство гордости за свой народ и его историю.


Пояснительная записка

Предлагаемый факультатив представляет собой один из возможных вариантов решения проблемы качественного улучшения коммуникативно-речевой деятельности учащихся, их развития и воспитания. Знакомство с творчеством народных мастеров воспитывает у учащихся стремление к изобретательности, терпение, умение наблюдать, видеть прекрасное.

Основная цель изучения факультатива состоит в том, чтобы на основе знакомства с произведениями народных промыслов воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому искусству; познакомить с историей того или иного промысла; научить описывать предметы изучаемого промысла, стараясь составить собственный текст; создать условия для понимания искусства, умения видеть элементы образности в предметах, изготовленных народными мастерами; воспитывать уважение к народным умельцам, чувство гордости за национальную культуру и традиции.

Благодаря занятиям обогатится и будет развиваться речь учащихся; они научатся пользоваться выразительными средствами родного языка, лучше усвоят описание как тип речи, научатся создавать самостоятельные тексты - описания.

Факультатив предполагает наличие интегративных связей с изобразительным искусством.

Содержание данного факультатива определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации занятий.

Изучение материала начинается с более знакомых учащимся промыслов – хохломской росписи, жостовских подносов, гжельских кобальтовых цветов. Так как этот материал частично представлен в учебнике 6 класса, учащимся будет легче приступить к первому художественному описанию предмета; далее учащиеся будут знакомиться с неизвестными промыслами. Особое внимание можно сосредоточить на подготовке самостоятельных сообщений учащихся. Предполагается формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включение элементов творческого характера. Содержание деятельности учащихся зависит от вида занятия – урок-знакомство с особенностями промысла или урок-подготовка к описанию предмета: в первом случае внимание учащихся сосредоточено на изучении теоретического материала, а во втором - на практической деятельности учащихся, в ходе которой используются и закрепляются при обретенные ранее знания и умения, а также материалы самостоятельно выполненных учащимися заданий.  Учитывая возрастные особенности учащихся 6 класса, задания подбирались трудные, но интересные и посильные. Большинство учеников с интересом относились к конечной цели: составить собственный текст, используя разнообразные выразительные средства.

Основными принципами организации занятий являются:

  1. организация разнообразной коммуникативно-речевой деятельности (подготовка сообщений учащимися, слушание, работа со словарями...);
  2. использование наглядности предметов обихода, раздаточного материала (открытки, иллюстрации, рисунки учащихся...);
  3. выполнение творческих заданий (раскраска рисунков, создание текстов-описаний, чтение стихов и текстов о промыслах).

Предложенные разработки могут быть использованы полностью как факультатив, а также выборочно для внеклассной работы, для интегрированных уроков ИЗО и русского языка.  


Тематическое планирование

Программа курса - 18 часов (одно полугодие).

1. Вступительное занятие - 1 час.

2. Пламенная Хохлома - 3 часа.

  1. история «золотой Хохломы» - 1 час;
  2. тайна хохломского золота - 1 час;
  3. описание крышки шкатулки - 1 час.

3. Жостовские подносы - 3 часа.

  1. история цветов на подносе - 1 час;
  2. приемы жостовской росписи - 1 час;
  3. описание подноса фигурного «Юбилейный» - 1 час.

4. Кобальтовые цветы (гжель) - 3 часа.

  1. родословная промысла - 1 час;
  2. знакомство с изделиями народного промысла - 1 час;
  3. подготовка к художественному описанию - 1 час.

5. Вятская игрушка - 2 часа.

  1. как зародилась «дымка» - 1 час;
  2. самостоятельное описание выбранной игрушки - 1 час.

6. Игрушечницы из села Полхов - Майдан - 2 часа.

  1. токарная игрушка из Полхов - Майдана - 1 час;
  2. описание копилки - 1 час.

7. Городецкая роспись - 2 часа.

  1. история промысла - 1 час;
  2. цвета и темы сюжетов городецкой росписи - 1 час.

8. Вологодские кружева - 1 час.

9. Итоговое занятие - 1 час.

В каникулы возможны экскурсии в Московский музей декоративно-прикладного искусства, а также поездки в Городец, Гжель, Жостов, Павловский Посад и другие.


I.Вступительное занятие (1 час)

Цели:

  1. познакомить учащихся с программой факультатива;
  2.  распределить подготовку сообщений об истории народных промыслов, познакомить учащихся с двумя видами описаний: деловым и художественным; дать первоначальные понятия об образности искусства;
  3. воспитывать интерес и любовь к подлинно русскому искусству - народному искусству.

Беседа:

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое. И поскольку результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям многих людей данного народа, это искусство мы и называем народным искусством.

Материалом для творчества народного художника служило все, что его окружало: дерево, камень, глина, кость, металл, ткани. Удивительный мир откроется нам, когда мы познакомимся с предметами, когда-то служившими русскому человеку в его повседневном быту. Для народного художника искусство не было самоцелью. Расписывая то, что его окружало в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневность. На мой взгляд, наша с вами жизнь станет ярче, привлекательнее, если мы поподробнее узнаем о росписи по дереву одном из самых ярких направлений в области народного декоративного творчества. Это будет и хохломское искусство, и городецкая роспись, и точеные из дерева игрушки мастериц из села Полхов - Майдан. Вам предстоит научиться описывать великолепные подносы с разнообразными цветочными мотивами. А как хороши удивительные сочетания белого и синего! С давних времен изделия с кобальтовой росписью вызывают в человеке чувство взволнованности от общения с живой красотой. Не оставят вас равнодушными и глиняные дымковские игрушки, и чудесные, тонкие, аккуратные вологодские кружева.

Вам предстоит познакомиться с двумя видами описаний: деловым и художественным. Деловое описание - это описание, например, всех процессов изготовления предметов декоративно-прикладного искусства.

Предметы, которые вам предстоит описывать, можно назвать художественными, так как они вносят в жизнь красоту, не оставляют нас равнодушными. Следовательно, мы будем описывать настоящие произведения искусства, и описание должно быть художественным. Образность произведений народного искусства требует образной речи. Необходимо придавать вашей речи выразительность, развивать умение находить точное сравнение или эпитет, правильно передавать цветовую гамму, раскрывать в слове главную мысль художника, его желание порадовать нас красотой.

Примерный план описания.

1. Общее впечатление от предмета и его назначение.

2. Форма, особенности его композиции.

3. Основной фон. 4. Рисунок, узоры

5. Заключение.

Задания для учащихся.

Задание 1. Пользуясь словарем, дайте объяснение термину декоративно-прикладное искусство.

Декоративный - [фр. Dekoratif < лат. dekorare - украшать] - 1) служащий для украшения; 2) картинный, живописный, внешне эффектный (Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.).

Прикладной - имеющий практическое значение, применяемый на практике.

Прикладное искусство - художественное изготовление каких-нибудь предметов, вещей, утвари. (Словарь С. И. Ожегова. М.: Русский язык, 1977.)

Задание 2. Подберите синонимы к слову художник (мастер, творец, артист, виртуоз, искусник, чародей). Как различить эти слова по значению?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства, умения в своем деле - работе, творчестве. Искусник (искусница) - человек, до тонкостей овладевший тайнами мастерства.  

Художник, артист - употребляются для обозначения человека, который с величайшим мастерством выполняет работу, обычно связанную непосредственно с искусством (живописью, музыкой, театром).

Виртуоз - мастер, блестяще владеющий техникой своего дела, предельно отточивший свое мастерство.

Задание 3. Вспомните имена мастеров из произведений художественной литературы.

Задание 4. Распределить сообщения о народных промыслах (смотри тематическое планирование).

Задание 5. Подобрать несколько выразительных оборотов речи. Например, узор вьется как мелодия; краски яркие, как радуга; изящество линий, ясных или изощренных.

Занятие 2.

Пламенная Хохлома - 3 часа.

Чашка, сверкающая золотом и киноварью,

кажется тяжелой и массивной, но если взять

 ее в руку, ощутишь легкость дерева.

В. М Василенко

Цели:

  1. пополнить знания учащихся о промысле;
  2. подготовить к устным и письменным высказываниям в жанре художественного описания; обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами;
  3. воспитывать уважение к народным умельцам, восхищение их произведениями.

История «золотой Хохломы» (1 час).

Учащиеся заранее готовят сообщения. Образцы сообщений:

1. Старинное хохломское искусство переживает в настоящее время новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Произведения Хохломы украшают выставки прикладного искусства, направляются во все страны мира.         

Они живут и в быту людей, привнося в дом радость и красоту.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. В 17 веке ряд  селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице - Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы.

Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Пользование деревянной посудой было характерно уже для 10-13 веков. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Тогда то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Этот состав применялся живописцами.

Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, и просвечивающее сквозь него серебро тоже отливало золотом.

II. Особенно широкий размах изготовления такой посуды получило в 19 веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

Задания для учащихся.

Задание 1. Найдите в словаре и объясните специальные слова, связанные с данным промыслом: орнамент, киноварь, белье, братина, поставец, гамма.

Задание 2. Подберите глаголы, обозначающие работу художника-мастера: раскрашивать, расписывать, покрывать, наносить краски, размалевать (разговор.), рисовать, украшать.  

Тайна хохломского золота (1 час).

Беседа:

Окраска изделий Хохломы и есть тот волшебный процесс, когда обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому суток двенадцать - пятнадцать выдерживалась при комнатной температуре. Затем производили вгонку - изделие грунтовали, обмазывали глиной, чтобы создать водонепроницаемый слой. Хорошим материалом была обычная глина. Эту глину хохломичи зовут вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стал называться вапленuем. Провапленное изделие с глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно - отрепьем льна (отходами при его обработке). Цель шлифовки  вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки и всю лишнюю массу.         

После шлифовки изделие ставили для про сушки на досках в истопленную печь и держали там четыре - пять часов.         

Третья операция - шпаклевка, то есть замазка изделия смесью глины с олифой, которая помогала мастеру заделать все неровности и трещины. Прошпаклеванное изделие снова ставится для просушки.         

Следующий этап - обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Изделия промазывались олифой три раза, в промежутках их снова просушивали, а потом ставили в печь при температуре 80-90 градусов. На пятой операции проолифенное изделие лудили - обмазывали оловянным порошком. Чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым. В конце 19 века был изобретен алюминиевый порошок, которым стали пользоваться вместо олифы.

Луженое изделие готово к расписыванию красками. Расписанные луженые изделия ставили с печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под ее пленкой серебро начинало светиться золотом.  

Задания для учащихся:

Задание 1. Подберите и запишите синонимы. Продолжите синонимический ряд.

Цветовые синонимы: 1. Желтый - лимонный, канареечный, шафрановый (шафранный), золотистый, золотой, янтарный, соломенный и др.

2. Зеленый - травяной, изумрудный и т.д.

3. Красный - багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, рдяный, огненный,         огневой, пламенный, рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый, червонный (уст.), кармазинный. Задание 2. Продолжите синонимический ряд: неторопливо, неспешно...; сноровисто, искусно...; мягко, певуче, мелодично, нежно...; потихоньку, шаг за шагом...

 

Подготовка к описанию крышки шкатулки,
расписанной «под фон»  (1 час).

Цель:

  1. познакомить учащихся с видами орнаментов.

Беседа:

Орнамент «под фон» родился как вариант фонового письма, когда силуэт золотого узора окружает цветной фон. При такой росписи на луженую поверхность сначала черной контурной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство записывается черным, красным или же зеленым цветом. Наиболее эффектно золото с красным выделяет черный фон: в его окружении особенно ярко горят киноварные ягоды, солнечным блеском отсвечивают лепестки цветов, мягко светится оттенками зелень листьев.

Задания для учащихся:         Подберите и запишите выразительные обороты речи: краски яркие, как радуга; узор вьется как мелодия; силуэт золотого узора окружает цветной фон; ярко горят киноварные ягоды; мягко светится зелень; отсвечивают солнечным блеском... и т.д.  

Советы пишущему:

Нужно быть внимательным, чтобы избегать тавтологии, неоправданного повтора: рисовать рисунок, писатель написал, работать работу.

Работы учащихся

Ни одна ярмарка, ни один русский праздник не обойдется без ярких, с силуэтами золотого узора изделий Хохломы. Это и ложки, и чашки, и шкатулки, и броши, и браслеты, и вазочки, и солонки. Передо мной чудесная крышка от шкатулки, на которой выполнен орнамент «под фон». Вглядитесь, как же он великолепен! Краски яркие, как радуга, узор вьется как мелодия. Силуэт золотого узора окружает цветной фон. До чего же эффектно золото с красным выделяется на черном фоне. Ярко пылают рдяные ягоды, янтарным блеском отсвечивают лепестки цветов и светится оттенками зелень листочков.

Очень нарядная шкатулка! Ее приятно взять в руки, и хотя она довольно большая, а когда возьмешь ее, то ощутишь легкость дерева. И самое удивительное, что она сделана золотыми руками мастерицы.

Чего только не сделают человеческие руки!

 (Ботова Оля, 6А класс)

Занятие 3.

Жостовские подносы - 3 часа.

Цели:

- пополнить знания учащихся о данном промысле;

- познакомить учащихся с описанием процесса росписи подносов и подготовить к самостоятельному художественному описанию подноса «Юбилейный» (по выбору учителя);

- воспитывать уважение к народным умельцам - авторам подлинных произведений искусства.

История цветов на подносе (1 час).

 Беседа:

Цветы - ЧУДО природы. Они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Красивую девушку часто сравнивают с цветком: щеки - розы, маков цвет. Нередки и «цветочные» женские имена: Сусанна (лилия), Виолетта (фиалка), Флоренс (цветение). О радостном лице говорят, что оно расцвело улыбкой.

В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой, в цветах живут волшебные эльфы.

Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновение.

Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека - разве это не задача искусства?

Так и появляются изображения цветов в росписях, на тканях, вазах, на чашках, на подносах.

Итак, цветы на подносе. Вы их видели немало: в музеях, на выставках, за прилавком магазина, за чайным столом. Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе, на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. Они украшали стены купеческих домов, трактиров, чайных.

Сообщения учащихся (заранее подготовленные).

  1. Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Они были круглыми, овальными, квадратными или прямоугольными с фигурными краями. Их украшали гравировкой, т.е. резным узором.

Но постепенно выполненные из меди и латуни предметы перестают привлекать покупателей, и в 19 веке медные подносы все чаще заменяются сделанными из папье-маше и железа. Железо быстро ржавеет и скоро выходит из употребления. Краски росписи тускнеют. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком.         

Цветы земли и ее плоды – вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем или без него) или в свободные «букеты враскидку», поставленные в кувшин, вазу или разложенные на  тарелке, они никогда не превращаются в «портрет цветов», хотя мы и узнаем в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке - яблоко. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры.

II. Появление железных расписных подносов отдаленно связано с увлечением китайским искусством и, в частности, китайскими лаками. Из Китая «лаковое дело» перешло и Индию, Иран, а затем в Европу. Чем привлекательно лаковое дело? Прозрачный лак хорошо защищает роспись и делает предмет более прочным и удобным в пользовании. Блестящая поверхность лакированного предмета дробит и преломляет свет, который то рассыпается по ней светлыми бликами, словно зажигая и делая ярче краски, то таинственно приглушает их в тени.

В большинстве цветов мы узнаем розы, тюльпаны, маки, но есть и придуманные живописцем, сохраняющие лишь самые общие признаки соцветий – лепестки и середину.

Листья вообще «беспородны» - просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зеленым, желтым, голубым.

Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: из впечатлений, красок и мастерства он создает обычный и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Задания для учащихся:

Задание 1. Подберите глаголы - метафоры: кисть побежала, из-под кисти рождается, выходит, появляется, оживает... и другие; кисть танцует в руках мастера.

Задание 2. Найдите в словаре и объясните специальные слова, связанные с данным промыслом: замалевок, тенежка, бликовка, привязка, лессировочные краски.

Задание 3. Подберите выразительные обороты речи: прелесть жостовской росписи; удивительная живость, подвижность жостовских букетов; теплые красные и холодные синие цвета; искорки живого волнения; радость постижения красоты; творческая импровизация.

Приемы жостовской росписи (1 час).

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

В начале художник наносит замалевок. Широкой кистью в неполную силу краски очень обобщенно - пятном - он рисует силуэты будущих цветов и листьев,  определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете. Полученное изображение плоско, в нем нет глубины и объема, оно блекло. После замалевки изделие сушат в специальном шкафу, чтобы краски «вжухли», впитавшись в фон.

Второй этап росписи - тенежка (выправка). Она начинается с прокладки теней, прописки затененных мест тем же цветом, но более темным, и почти сливает их с фоном. Таким образом, из плоского цветового пятна возникает не только объем, но и игра света, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском.

Художник меняет кисть и начинает высветлять выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой).

Высветляя краски, художник при ступает к блuковке - четвертому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Бликовка очень важна и всегда разнообразна. Она легкая, «в полкисти», влажная, когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном.

Завершающие этапы - привязка и чертежка - очень похожи и часто делаются вместе. Для привязки существует особая привязочная кисть, при помощи которой вводятся тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает ее к предмету.

После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечки цветов.

Подготовка к самостоятельному описанию подноса «Юбилейный» (1 час).

Задания для учащихся:

 1. Внимательно рассмотреть поднос «Юбилейный» художника Е. П. Лапшина (1976).[1] 

2. Словарная работа:

Цветочные росписи; жостовские мастера; фигурный поднос «Юбилейный»; двухцветная обводка с золотистым трилистником; выступающие края; большая нарядность и привлекательность; излюбленный черный фон; цветочная подносная роспись; лучше всех «фантазии поддается роза»; искусство жостовской росписи надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.

3. Самостоятельное описание подноса. (В классе пишутся черновики, набело        , оформляются дома.)

4. Разбор работ. Работы читаются вслух, отмечаются самостоятельные речевые находки.

Занятие 4.

Кобальтовые цветы (гжель) - 3 часа.

Родословная  промысла (1 час).

Цели:

- познакомить учащихся с историей промысла; показать, как рождается гжельское чудо; рассмотреть с учащимися изделия Гжели;

- подготовить учащихся к художественному описанию, обращаясь к народной поэзии;

- воспитывать уважение к народным умельцам.

Дети заранее готовят сообщения.

Образцы сообщений:

  1. Откуда пошло искусство гжельских мастеров.

Слово гжель пришло из седой старины. Почти 200 лет назад к востоку от Москвы (сейчас это Раменекий район, в 60 километрах от столицы) среди еловых и сосновых лесов были деревни с названиями: Акжель, Огжель, Жгель, Гжель. Здесь занимались промыслом, ставшим впоследствии знаменитым. Слово гжель, очевидно, производное от жечь, обжигаться. В смолистом пламени поленьев из превосходных местных глин получалась крепкая, звонкая посуда, которая пользовалась большим спросом. Теперь на месте бывших деревенек - поселок, где Производственное объединение «Гжель» выпускает сверкающий белый фарфор с сине-голубыми цветами.

  1.  Как рождается гжельское чудо.

В цехах Объединения из глины, полевого шпата, кремнезема получается гжельский бисквит. Его помещают в гипсовые формы - коробки, хорошо впитывающие влагу. Получается изделие - сырец. К нему прикрепляют детали: скажем, к чайнику - носик, ручку. Мелкие детали формируются отдельно. В горне подсохшее изделие закалят, обожгут. Но прежде оно попадет в руки живописца. Роспись делают черным, как сажа, кобальтом. Рисунок получается серо-черной тональности. Кисть мастера делает изящные мазки, пока вся краска с кисти не останется на белом фоне.

Подсохла краска. Мастер окунает изделие в раствор глазурь. Ну а теперь - в печь! Само белое, ярко-блестящее, а розы на нем сине-голубые.

Конечно, не все так просто. Каким должен быть огонь в горне? Обжигальщики определяют температуру в нем по цвету огня, по величине языков пламени. Ведь если поднять температуру, изделие покроется пузырями, а помедлишь - кобальт потечет... Вот и постигают гжельцы традиционные приемы, учатся мастерству.

Знакомство с изделиями народного промысла (1 час).

Беседа с учащимися.

Послушайте народную поэзию и назовите слова, описывающие красоту цветов:

Собираю, разбираю

Васильковые цветы.

Я тебя не забываю,

Не забудь меня и ты.

                 Василек ты, василек,

А лучше - незабудки.

Заплету из них венок

Для сестры Машутки.

- Назови, подружка, цветик,

Самый милый и любой.

А подружка отвечает:         

- Колокольчик голубой.

Из лазоревого цвета

Наберу я два букета,  

Синей лентой завяжу,

Кому в подарок - не скажу!

Разливается заря,

Наряжаются поля,

И полна, полна цветами

Вся родимая земля!

Задания для учащихся:

Задание 1.Назовите цветы и определения к ним: васильковые цветы; цветики; незабудки; колокольчик голубой; букет из лазоревого цвета.

Задание 2. Продолжите ряд определений - прилагательных: лазурный, небесный, бирюзовый.

Задание 3. Назовите оттенки цветов: нежно-синий, ярко-голубой, иссиня-голубой.

Задание 4 . Как вы думаете, где в природе, кроме цветов, встречаются сочетания белого и синего, как в гжельских изделиях? (Небесная лазурь и пышные белые облака... Темно-синий лес на горизонте на фоне облачного неба... Голубые крылья стрекозы на ромашке.)

Да, человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести на белую гладь чайника или круглого блюда эти сверкающие переливы синевы.

Подготовка к художественному описанию (1 час).

Каждому хочется написать по-своему, суметь точно и выразительно описать предмет. Муки творчества, связанные с поиском слова, воспитывают и внимание к нему. Вот почему при чтении отрывков из произведений, связанных с описанием народного искусства, дети легко находят наиболее интересные слова и обороты. К сожалению, не всегда хватает времени на редактирование, хотя и этим обязательно занимаемся, но сочинения друг друга читают с интересом, отмечают в них удачное.

         На итоговом занятии вспоминается завет предков «Зри и разумей»:

 - Будьте внимательны ко всему, что вас окружает. В мире много красоты. Умейте разглядеть в поле былинку, «паутины тонкий волос», вглядитесь в фарфоровую чашечку ландыша, наблюдайте. А еще - не проходите мимо людей, которые умеют  что-то делать своими руками: плетет ли бабушка кружева, делает ли дедушка на даче наличник к раме.

Занятие 5.

Вятская игрушка - 2 часа.

Мир дымковской игрушки –

это мир сказочно нарядных, красивых

и выразительных по пластике фигурок

животных, людей, птиц.

Цели:

- пополнить знания учащихся о промысле;

- подготовить к устным и письменным высказываниям в жанре художественного описания;

- обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами, свойственными народно - поэтической речи.

Как зародилась «Дымка» (1 час).

Сообщения учащихся на темы:

1. Как зародилась «дымка».

2. Описание процессов изготовления игрушек.

Чтение отрывков из повести В. Крупина «Дымка» (главы «Не ходи босиком!», «Из глины копейку лепят», «Ярмарка».)[2] Рекомендация учителя: прочитать всю повесть В. Крупина.

На высоком берегу красивой русской реки Вятки стоял город, который назывался, как и река, Вяткой, центр губернии. А за рекой, на заречных лугах, была слобода Дымково. Каждую весну ее затапливало, но жители хоть и мучились, а из слободы не уезжали, привыкли.

Многие женщины в этой слободе делали глиняную расписную игрушку, которая так и называлась - дымковской.

Когда Федя был поменьше, он любил игрушки. Такие разноцветные, нарядные. А стал подрастать, увидел, как эти игрушки достаются, стал маму жалеть, уж лучше бы у нее была другая работа. Подражая отцу, говорил:         

- Смотри, руки-то на что похожи. Кто в гости придет, так ты их и прячешь. Легко ли!

- Нет, Феденька, я глину люблю. И краски мне даются. Уж пока пальцы сильные, буду лепить. А состарюсь, может, дочка переймет, может, внучка. Какая внучка?

- А такая, Федоровна!

И мама легонько хлопала Федю по плечу:

- Беги за глиной!

Федя шел с лукошком и лопатой в глинник. А глины там было на донышке, и пора было отправляться за нею.

Водополица сошла, земля подсохла. И мама с Федей отправились за глиной. У каждой мастерицы был свой тайный раскоп, своя секретная яма. Крепость и красота игрушки зависели от глины. В лугах, залитая водой, глина подолгу разбухала, в ней перепревали и растворялись все травинки, листочки, глина была маслянистой, тягучей. Сжимаешь ее, а она нигде не трескается.

Они собирались на ярмарку. Перекладывали товар стружками, чтоб не побился. Игрушки в этот раз были размером поменьше, чем обычно, это специально, чтоб легче нести. Кто понимал, знал, что игрушки маленьких номеров лепить ничуть не легче крупных, даже труднее. А в продаже они ценятся дешевле. И никому не докажешь, что это несправедливо. А попробуй-ка слепить маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка в узор хвостик, обозначь ушки, а потом кисточкой наведи маленькие узоры, чтоб и глазок был выразительный и копыта звонкие. А волшебное дерево маленького роста! Да еще наливные яблочки на нем. Попробуй слепи! А подходят, берут в руки и удивляются: «За такую крошку пятак?»         

Быстро разбирали глиняные свистульки, петушков, барынь, нянек с детьми. Иной малыш еле ходит, за подол цепляется, а увидит игрушку - тянется, смеется, просит. Ему ее купят, он всю сразу обмуслякает, а уж как рад-то, радешенек.

- Нашу краску и есть можно, - смеется мама, - на яйцах да на молоке.         

Она торговала, а сама ревниво поглядывала на других мастериц, тоже вывезших свой товар. А когда покупателей не было, оставляла Федю постоять у лотка  и ходила вдоль прилавка. Перешучивалась с женщинами, а сама присматривалась, какие узоры клали другие, какие краски. А узоры были все те же: серпянка, полоски, клеточки, точки, волнистые линии, ромбики. Иногда мама вздыхала, видя работу лучше своей, но вздыхала по-хорошему, независтливо, а с загадом на будущее, чтоб так же попробовать.

Задание:

Прослушайте внимательно текст. Обратите внимание на слова и выражения, связанные с народным промыслом - глиняной игрушкой. Запишите их в тетрадь.

Самостоятельное описание выбранной игрушки (1 час).

Демонстрация дымковских игрушек – свистулек «Петушок», «Баран», «Козлик», «Всадник».

Словарная работа:

Нераскрашенные глиняные игрушки; тулово; гончар; каплевидный мазок; прокалить; макать в краску; масляная краска.         

Подбор слов и сочетаний художественного описания: петушок - бойкий глазок; грудь колесом; хвостик будто маленький резной веер; на груди чудо - цветок; чудо расчудесное; как по велению волшебной палочки; красна птица перьями и т.д.

Самостоятельное описание выбранной игрушки. В классе пишутся черновики, набело оформляются дома.

Разбор работ. На следующем занятии читаются вслух, отмечаются самостоятельные речевые находки.

Занятие 6.

Игрушечницы из села Полхов - Майдан 2 часа.

Токарная игрушка из Полхов - Майдана (1 час).

Я - бабушка Матрешка,

Несу грибов лукошко.

 За мной родные внучки

Идут сложивши ручки.

и все они - Матрешенки,

И все они - милешеньки,

Все с аленькими щечками,

Под пестрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

На бабушку похожие.

У каждой по корзинке:

Набрали все малинки.

Цели:

- познакомить учащихся с особенностями данного промысла;

- подготовить к описанию копилки яблока, обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами, свойственными народно поэтической речи;

воспитывать уважение к народным умельцам.

Беседа:

А давайте-ка сходим на рынок! Тут на прилавках сочная клубника, а дальше манит к себе изобилие цветов.

А вот на прилавке точеные их дерева игрушки. Они заметны издалека. Строго смотрит чернобровая матрешка, а вот копилки - грибы и бочонки, а вот там яички и птицы - свистульки. Все игрушки ярко расписаны. На боках у них - те же алые ягоды, яблоки да цветы, и не менее нарядные, чем настоящие. Редкий рынок обходится без такой игрушки. Везут их во все концы страны из села Полхов - Майдан. Село это большое, пять сот домов, и в каждом делают игрушки. Находится оно в Нижегородской области, как и прославленная Хохлома.

Сообщения учащихся.

I. Полхов - майданская игрушка возникла после революции. Умельцы ласково называют свои игрушки «тарарушками». Если мы повертим в руках эти забавные предметы, то легко убедимся, что все они имеют округлую или цилиндрическую форму. Ведь полхов - майданская игрушка - токарная. Майданцы токари потомственные. Только сначала они точили некрашеную посуду, а потом задумались, как бы ее украсить. Мастера пробовали раскрашивать игрушки то  клеевыми, то масляными красками, но получалось тускло и вяло. Потом обратились к ярким анилиновым краскам, и дело пошло на лад.

II. Майданцы понимают толк в естественной красоте дерева. Игрушки без росписи, гладкие да ладные, называют все-таки бельем.

Точение - занятие мужское. Токарь острым резцом придает дереву правильную форму цилиндра, высверливает внутреннюю полость сосуда. Затем так же делает и плотно пригоняет крышку. Токарная работа завершена.

Затем мастерица покрывает изделие крахмалом. Долго втирает его руками, тщательно разглаживает, затем сушит. Эта операция повторяется несколько раз. Но вот грунт готов.

Контурный рисунок прежде выжигали раскаленной иглой, теперь в Полхов  Майдане «наводят» тушью и простым ученическим пером. Затем на бока (например, солонки) наносятся два больших цветка - «розы», из-под кисти мастерицы появляется волнистая ветвь с чудесными плодами. Листик влево, листик вправо, росчерк яблочко, другой - клубничка. Красок под рукой не так уж много: красная, синяя, желтая да еще чернильно-фиолетовая. А остальные получаются путем их смешивания и отличаются необычайной яркостью.

Подготовка к описанию копилки - яблока (1 час).

Задания для учащихся:

Задание 1 Внимательно рассмотреть яблоко - копилку мастерицы Е. Я. Казаковой (1977).[3] 

Задание 2. Ответить на вопрос: Почему же на деревянном яблоке, напоминающем настоящее, вдруг изображают пейзаж? (Ответ: Это яблоко идеальное, оно сродни волшебным серебряным и золотым яблокам русских сказок. Картина на боку плода отражает мечту о прекрасной, счастливой жизни. Это красочный образ родных мест, милой сердцу ПРИРОДЫ. Смотришь на это яблоко, и вспоминается известная сказка «Семь Симеонов», где Симеон - младший рассказывает Елене Прекрасной о родной земле: «У нас луга зеленые, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет».)

Описание яблока - копилки (работа учащейся)

Передо мной яблоко размером больше обычного. Оно непросто румяное, наливное, с красными разводами, зелеными листьями и лаковым глянцем. Удивительно, но на яблоке алеет «заря», так называют в Полхов - Майдане игрушки с пейзажными картинками.

Мастерица нарисовала домики с деревьями на берегу речки. Стволы березок изогнулись, летают птички, изображенные галочками.

Главное же в этом незатейливом пейзаже - цвет. Все на картинке красиво: домик желтый, крыша красная, трава зеленая, река синяя. Небо вверху ярко-синее, ближе к горизонту оно становится бледно-розовым, с синими, красными, желтыми полосками. Краски просвечивают одна из-под другой, приобретают перламутровые оттенки.

Ну чем не волшебное яблочко из русской народной сказки!

(Носкова Лена, 6А)

 

Занятие 7.

Живописцы из Городца - 2 часа.

Нижегородская манера... наиболее

 чистый вариант подлинного

 живописного искусства...

 В. С. Воронков

Цели:

- познакомить учащихся с традиционным русским художественным промыслом «Городецкая роспись»;

- обратить внимание учащихся на мотивы и темы городецкой росписи;

- написать сочинение о поездке в чудесный волжский город Городец.

I. Городецкая живопись яркая страница в истории народного изобразительного искусства. Путь ее развития от резьбы к росписи не очень длинен – около ста лет. На протяжении этого периода усовершенствовались технические приемы украшения, изменилась тематика: ушли в прошлое фантастические сюжеты, сказочные персонажи, главное место заняли близкие художнику сцены из современной ему жизни.         

Городец расположен на левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. А пряли в Нижегородском крае не с прялки, как на Севере, а с гребня, который вставляли в донце - сиденье, а на его зубья надевали кудель. У гребня узкая длинная рукоять и частые зубья. Его трудно было украсить. Зато поверхность сиденья (донца) давала мастеру возможность развернуть целые живописные полотна. Целые семьи крестьян занимались изготовлением донцев, включая женщин и детей. Изготавливались эти предметы их осинового дерева. Готовые донца украшались. Сначала резьбой, потом инкрустацией, а за ней - роспись.

Присматриваясь к характеру исполнения росписи, мы замечаем, что художник прекрасно овладел кистью. Именно крупными и свободными мазками кисти он создает свои рисунки. Вот художник набрал черной краски и одним движением кисти очертил фигуру одетой по-зимнему девушки: платок, шубку, юбку. Еще несколько таких же быстрых, небрежных мазков - и выявились очертания деревьев, саней, лежащих на них клубков. Намеченные черным силуэты предметов художник уточнил белильными мазками: одним пятном показал лицо девушки, короткими черточками узор передника, складки юбки, оттенил светлые места саней и лежащих на них вещей, «натыкал» снег на вершинах деревьев. Оранжевый фон росписи придал изделию праздничность. Исполненные быстрыми и энергичными мазками фигурки удивительно живы.         

Предание Городецкого края сохранило и дату (1870) и фамилию первого «учителя» - иконописца Огуречникова.

II. Первые живописные произведения сохраняют композицию и сюжет инкрустированных донец: дерево с всадниками, кони, птицы. Конь - это древний символ, непременное условие хозяйственного благополучия, мечта о быстрой езде...

        Художник! Удержи ты тройку на мгновенье:

Позволь еще продлить восторг и наслажденье,

За тридевять земель закинуть грусть - печаль  

И унестись с тобой в желанную мне даль...

 (Л. А. Мей)

Постепенно изменялась техника украшения - изменились и сюжеты. Художники начинают рисовать картины роскошной жизни: праздничные застолья, люди в блестящих туалетах, а сказочная птица и черный конь перемещаются в нижнее поле донца. Переняв живописное умение у иконописца, городецкий мастер перенес и в композицию росписи черты древнерусского искусства: все фигуры размещены по одной стороне стола, лицом к зрителю. Место святых заняли живые люди, одетые по последней моде, окруженные парадной обстановкой. В росписи все время чередуются контрастные цвета: черные волосы, тесные сюртуки и белые лица. Синюю скатерть оттеняет зеленая кайма и красная бахрома.

Городецких мастеров интересовали также картины деревенской жизни. Например, донца, предназначенные в подарок невестке от свекрови, появление которых связывалось с семейным торжеством, показывают нам, что художник обращался именно к деревенской теме.

Задания для учащихся:

Задание 1.Найти в словаре толкование слов: прялка, донце, снование, мочесник или мыкальник, лопаска.

Задание 2. Написать сочинение - миниатюру на тему: «В чудесном Городце» или «Мы на городецкой фабрике».

Задание З. Прочитать главу «Росписи Мезеню»[4] и попробовать сравнить мотивы и темы городецкой и мезенской росписи.

На следующем занятии проверяем сочинения, слушаем устные выступления, в которых учащиеся сравнивают городецкую и мезенскую роспись. (Можно пригласить учителя ИЗО, который сделает это сравнение.)         

Также говорим учащимся, что в конце 19 века в декоративном искусстве Городца стали заметны признаки упадка, вызванные тем, что нужное для производства изделий дерево сильно подорожало. Основная же причина - появление дешевого фабричного ситца, который заменил ткани, изготовляемые вручную. Отпала надобность в донцах, мочесниках, гребнях и веретенах. Ткацкие и прядильные машины вытеснили все нехитрые орудия деревенской пряхи. И у городецких художников не стало главных «полотен», на которых они выявляли свое живописное мастерство, а мы их можем увидеть только в музеях. Давайте вместе с поэтом войдем в крестьянскую избу (в музее под открытым небом недалеко от Нижнего Новгорода):

В низенькой светелке, с створчатым окном,

Светится лампадка в сумраке ночном...

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавесь окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром.

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

(Л. А. Мей)

Занятие 8.

Вологодское кружево - 1 час.

Цели:

- показать учащимся, как рождаются элементы, из которых складываются узоры вологодских кружев;

- обратить внимание учащихся на изобразительные средства языка (метафоры, сравнения и др.), которые можно использовать при описании вологодского кружева; обогатить речь учащихся изобразительно - выразительными средствами;

- воспитывать уважение к народным умельцам.

У меня на кофте белой

Кружева «снежиночка».

Как по улице иду

Любуйся, ягодиночка...

Повстречались мы с миленком

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Ныне кружево сплету.  

Мастерица - кружевница,

Девушка ученая,

Научи меня плести

Кружево крученое.

Не хвалились бы подружки

Новыми работами!

Я сама вчера сплела

Косынку с самолетами.

Беседа:

С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево - тонкое, ажурное, с фантастическими узорами. А кружевницы, плетущие его из обычных белых и черных ниток, кажутся нам чародейками.

Мастерицы работают в просторных цехах при свете сильных электрических ламп. Кружево они плетут из плотного льна, шелка, мулине. Труд их уникальный, ручной. Мастерицу не заменит машина.

Исстари определилось несколько центров кружевоплетения в Вологодской, Кировской, Липецкой областях. Кружево рождается из переплетения нитей. Удивительно постукивают в руках кружевницы палочки - коклюшки из сухого звонкого дерева - главный ее инструмент. Кружево возникает на подушке - коротком валике, туго набитом сеном или опилками. Для каждой вещи нужен свой сколок бумажная nрорись будущего изделия с нанесенным на нее контуром узора.

Элементы. из которых складываются узоры.

Самый важный - «полотнянка». Она может быть плотной, как ткань, или почти прозрачной, с перевитыми нитями. «Полотнянка» вьется непрерывной волнистой линией - «вилюшкой». Каждая ее петля - «носочек». Эти частички, сливаясь, образуют сложные орнаменты.         

Но это еще не все. Вот потянулись тонкие шнур очки - плетешки, заполняющие фон, по-местному «сплеточки». Они образуют простую косую решетку. Вот среди ее ячеек появились маленькие плотные зернышки - насновки. Иногда их называют «лепешки», а иногда «овсинки».  

Говорят, что кружево пошло от узоров мороза на стекле. Хотя многие мастерицы кружево плели зимой, вспоминая летнее тепло, лесные поляны в цветах и ягодах, и из этих воспоминаний рождались солнечные узоры, раскрывающие неброскую скромную красоту родного края.

Задания для учащихся:

Задание 1. Найдите в словаре и объясните специальные слова, связанные с данным промыслом: точиво, вилюшка, КОКЛЮШКИ, сколок.

Задание 2. Прочтите стихотворение И. Бунина. Назовите и запишите в тетрадь сравнения, эпитеты, метафоры из этого стихотворения. Их можно использовать при описании, например, вологодского кружева.         

На окне, серебряном от инея,

Точно хризантемы расцвели.

В верхних стеклах - небо ярко-синее,

И застреха в снеговой пыли.

Входит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно,

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине.

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

8. Итоговое занятие - 1 час.

Цели:         

- подвести итоги работы учащихся;

- организовать выставку из предметов обихода, собранных детьми и учителем;

- поблагодарить учащихся за активное участие в работе факультатива.

Можно устроить небольшой спектакль, в котором примут участие и хохломские мастера, и мастерицы из Вологды со своими кружевами, и художники из Жостова и многие другие. Дети могут прочитать стихи, сочинить загадки, прибаутки о различных русских промыслах. Можно еще раз послушать самые интересные тексты - описания.

На нашем завершающем занятии дети вспомнили и о поездке в город Городец, и о посещении художественной фабрики, о мастерах, которые позволили им самим попробовать расписать небольшие деревянные досочки. Для многих это было незабываемо. Также можно (с помощью учителя ИЗО) на этом занятии использовать полученные знания для декоративного оформления реального предмета.

Еще одним из вариантов можно считать про ведение анкетирования о том, что наиболее понравилось, а что нет.

И, безусловно, необходимо запомнить учащимся, что народное искусство разносторонне и нельзя за одно полугодие охватить в работе все его направления. Возможно, среди детей найдутся те, кто заинтересуется изучением народного искусства. Кто-то же, может, просто запомнит, что произведения народных художников составляют богатство и гордость нашей страны. Нужно с детства учиться понимать, любить и беречь это богатство.


Заключение

Факультатив был апробирован в двух 6 классах. Учащимся нравились занятия. Они с большим интересом готовили материал для своих сообщений, старались выступить так, чтобы их было интересно слушать. Подбирали иллюстративный материал, приносили на занятия изделия, которые есть у них дома. Интересно проходили занятия, где учитель ИЗО вместе с шестиклассниками учились приемам жостовской росписи, знакомились с тайнами хохломского золота. Также на занятиях много внимания уделялось изобразительно - выразительным средствам языка, свойственным народно - поэтической речи. Это очень обогатило речь учащихся, позволило им создавать устные и письменные высказывания в жанре художественного описания.

Незабываемой для всех учащихся была поездка в волжский город Городец. Сколько замечательных впечатлений осталось у детей! Какими интересными были их сочинения. Ведь человек, хоть раз соприкоснувшийся с подлинным искусством, никогда не забудет этой встречи. Считаю, что занятия достигли основной цели: на основе знакомства с произведениями народных промыслов воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому искусству, чувство гордости за национальную культуру и традиции. Они обогатили речь учащихся, дали возможность выступать с сообщениями, работать над созданием текстов - описаний, научили находить точные сравнения или эпитеты, правильно передавать цветовую гамму, раскрывать в слове главную мысль художника.

 


Литература

Для учителя и учащихся

1. Бедник Н. И. Хохлома. Л., 1980.

2. Богуславская И. Я. Русское кружево и русские кружёвницы. М., 1982.

3. Елкина В. Н. Дерево рассказывает сказки. М., 1983.

4. Жегалова С. К. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.

5. Иманов Г. М. Производство художественной керамики. М., 1985.

6. Иманов И. М. Производство художественной керамики. М., 1985.

7. Роднели Л. Д. Народное декоративно - прикладное искусство. М., 1984.

8. Тарановская Н. В. Русская деревянная игрушка. Л., 1970.

9. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.

10. Хохлова Е. И. Производство художественной керамики. М., 1978.

11. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. М., 1985.

Для учителя

1. Бедник Н. И. Цветы на подносе. Л.:Художник РСФСР, 1986.

2. Жегалова С. К. Росписи Хохломы. М.:Детская литература, 1991.

3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М.:Просвещение, 1984.

4. Журавлева З. М. Филимоновские чародеи. Тула, 1987.

5. Кончаловская Н. П. Деревянные сказки. М., 1982.

6. Мусина Р. Р. Искусство Гжели. М.: Знание, 1985.

7. Тарановская Н. В. Маленькие чудеса. Л.: Детская литература, 1981


[1] Н. И. Бедник. Цветы на подносе. С. 30.

[2] Родная сторона. М., 1988.

[3] Тарановская Н.В. Маленькие чудеса.С.192.

[4] 3ванцев М. П. Русское народное искусство Севера. Л., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Программа факультатива по развитию логического мышления у учащихся

Материал содержит  программу с по часовым планированием.  Данные темы позволяют развить у учащихся следующие качествафантазию, внимание, упорство,пространственное воображение, сообразительно...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Программа факультатива "мир цветов" для учащихся 7.8 классов

Программа факультатива "мир цветов" для учащихся 7.8 классов...

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренно...

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....