Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сорока Светлана Николаевна

 

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:

  • обучающие:

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

– формировать навыки самоконтроля;

– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

  • воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– любовь к природе;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

  • развивающие:

– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся.

        Музей художника-фронтовика А. С. Ларионова, родившегося в Клинском районе, работавшего преподавателем в стенах средней школы № 16, имеет важное значение для проведения уроков развития речи. Картины А. С. Ларионова  – это пейзажи Клина и его окрестностей. В этих пейзажах отражена огромная любовь художника к родному городу. Картины воспитывают у учащихся чувство добра и красоты, учат бережному отношению к своей малой родине.

        Сочинение-описание по картине А. С. Ларионова « г. Клин. Река Сестра. Полуостров».

                 

        Цели урока:

Цель: Научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова.

Задачи урока:

  • обучающие:

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

– формировать навыки самоконтроля;

– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

  • воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– любовь к природе;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

  • развивающие:

– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

– развивать чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  • Картина А. С. Ларионова, изображающая родную реку
  • Стихотворения о р. Сестре клинских поэтов.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока и основной цели:

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале картины А. С. Ларионова “Река Сестра. Полуостров ”.

Что значит написать сочинение описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам:

  1. Необходимо понять замысел художника.
  2. Подумать, как художник воплотил свой замысел в картине (композиция, краски, освещение).
  3. Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

Сравнения: вода голубая, как небо, полуостров круглый, похожий на блюдце                         остров.  

Красочные определения: спокойные воды, зеленые берега, тихий пейзаж, счастливые ребятишки, жаркий, солнечный день, прохладная вода, зеркальная поверхность.

Метафора: зеркало воды, чаша небосклона.

Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине?

        (Имя прилагательное)

Слово учителя об авторе картины

        Алексей Степанович Ларионов родился 8 августа 1923 года в деревне Новиково Клинского района.

        В 1940 году поступил в художественную среднюю школу имени Сурикова в Москве.

        В 1941 года началась война, школу окончить не удалось.

        В 1942 году призван в Советскую армию, потом послан учиться в Военное инженерно-техническое училище, которое окончил в 1943 году. В этом же году направлен на 2 Украинский фронт. Служил разведчиком в рядах освободительной армии. Участвовал в боях за освобождение Румынии, Венгрии.

        Получил несколько ранений, был контужен. Последнее тяжелое ранение получил 15 декабря 1944 года.

        В 1945 году выписан из госпиталя после 4 сложных операций.

        За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени и многими медалями.

        Художественную среднюю школу окончил после войны в 1947 году и начал учиться в Московском Государственном Художественном университете имени Сурикова.

        С 1950 года работал в школах № 8, № 2, № 16 учителем черчения и рисования.

        Умер Алексей Степанович Ларионов в 1983 году.

        Рассматривание картины Ларионова «г. Клин. Река Сестра. Полуостров».

– Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

(Картина создает радостное впечатление, на ней изображен яркий летний день, спокойная река, отражающая небосклон, радостные ребятишки, пришедшие на реку купаться.)  

– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

(Картина рождает чувства радости и восхищения. Поражает красота реки Сестры и полуострова, на котором купаются ребята.)

Анализ картины

Каков, по-вашему, замысел картины?

(Показать величие  родной реки, неповторимую красоту природы. Так же, возможно, замысел заключается в том, чтобы изобразить лето, всю неповторимость, беззаботность этой поры. У художника очень много картин, где он рисует именно летние пейзажи.)

По каким признакам можно определить, что на картине изображено лето…? (Во-первых, на реке купаются дети, день жаркий, во-вторых, по обилию зеленого цвета на картине, зелень яркая, сочная, до осени еще далеко. В третьих, в  реке отражается голубое безоблачное небо).

Какие цвета использовал художник?

(Художник использовал зеленый цвет и все его оттенки для изображения полуострова и берега  Сестры и голубой для изображения реки.)

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

(В изображении картины художник отдает предпочтения холодным цветам: синему, голубому, темно-зеленому, салатовому. Многие картины Ларионова выполнены именно в такой цветовой гамме.  

Стихотворение Клинского поэта Н. А. Пановского.

Река Сестра, твой плавен бег,

Твоим безмолвьем насладился,

Когда я пришлый человек,

С тобою рядом поселился.

Зеленый луг, дол деревенский

Под сенью вековых берез,

Мир красоты, покой вселенский,

Причина редких, грустных слез…

  1. Что общего между картиной А. С. Ларионова и Поэта Н. А. Пановского?

(И, поэт, и художник описывают красоту родной реки, только один при помощи слов, другой при помощи красок. В произведениях обоих авторов чувствуется любовь к р. Сестре восхищение ее красотой, величием).

Составление плана сочинения

  1. Моя встреча с картиной А. С. Ларионова.
  2. Описание изображенного на ней пейзажа.
  3. Впечатления, которые картина произвела.  

Словарная работа

Речевая подготовка

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтология).

Задание № 1.

Подбери синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

Задание № 2.

Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

Радоваться теплом. (чему? – теплу)

Полотно показывает о прелести родной природы. (что? – прелесть)

Самостоятельная работа над сочинением

Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.

Итог урока. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися

Данный урок по теме " Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися" ориентирован  на обучающихся 6 класса. Главной образовательной целью этого занятия  явля...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".

Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...