Программа факультатива "мир цветов" для учащихся 7.8 классов
рабочая программа по естествознанию (7 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Программа факультатива "мир цветов" для учащихся 7.8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakul1.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Утверждаю

Приказ №___

от «__» август201_г.

Директор

                           С.А.Дюг

Согласовано

Зам.директора по учебной работе

_____________

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 201_г.

Рассмотрено на МО учителей

Протокол №  1

от «__»  __ 201_ г.

РуководительМО

Рабочая учебная программа

по факультативу

«Мир цветов»

 (наименование учебного предмета /курса)

для обучающихся

7,8 класса

2017-2019   уч.год

срок реализации программы

     Составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. – М.: Просвещение, 1983; программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки  Российской Федерации под редакцией Воронковой В.В..,.

     (наименование программы)

Программу составила учитель Курчавая Галина Владимировна

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Программа факультатива составлена на основе:

1/Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

        2.Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск;

Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.

     4.УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует        Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

      Комнатное цветоводство - выращивание редких и необычных растений, всегда считалось почетным и увлекательным занятием. Обычай украшать свое жилище живыми растениями существует очень давно. Он возни в странах с ярко выраженной сменой времен года. Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения. Затем им на смену пришли растения с красивыми цветками и листьями. После крупных географических открытий в оранжереях и комнатах появились растения из тропических лесов, субтропиков, пустынь Америки, Азии, Африки.

В настоящее время существует огромное количество экзотических растений, которые без особого труда выращиваются в нашей стране.  Цветы в квартире, школах, больницах и других учреждениях, радуют глаз, способствуют приятному эмоциональному состоянию и прививают тягу к прекрасному. Поэтому особенно важно, чтобы воспитанники как можно больше знали о растениях и умели за ними ухаживать. Ведь каждый цветок, каждое дерево или кустарник требует особого ухода и тем более, если это растение - чужестранец.

Факультативный курс "Мир цветов" необходим для гармоничного развития обучающихся, формирует бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся этого возраста имеют только общее представление о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у воспитанников целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучаемой теме. Оно расширяет знания обучающихся по естествознанию, географии развивает навыки учебной деятельности - наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний вне зависимости от дальнейшего выбора профессии воспитанников.

Цель курса:

  • эстетическое развитие личности учащихся;
  • гармоничное восприятие окружающей среды.

Задачи курса:

  • формирование знаний о комнатных растениях;
  • формирование умений выращивания комнатных цветов различных экологических групп;
  • раскрытие сфер использования комнатных растений.

      -Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать    причинно-следственные зависимости;

  • -Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
  • -Расширять лексический запас;
  • - Развивать связную речь. 

Критериями успешности обучения являются: степень развития интереса к предмету; уровень активности на занятиях; уровень самостоятельности при выполнении лабораторно-практических работ.

Результативность занятий отслеживается на основе наблюдения за обучающимися в процессе их работы: сообщениях, лабораторно-практических занятиях.

Основные формы и методы работы: для достижения поставленных целей и задач предусматриваются следующие формы обучения: теоретическо-лекционные и лабораторно-практические занятия, наблюдение.

Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:

  • преподавания: объяснительный, иллюстративный;
  • учения: репродуктивный, практический;
  • воспитания: упражнения, убеждения, личный пример.

Содержание факультативного курса включает пять тем, содержание которых обеспечивает необходимый минимум знаний и умений для формирования общего представления о комнатном цветоводстве. Курс рассчитан на 34 академических часа. Учитывая индивидуальные особенности личности воспитанников, которые обучаются в школах - интернатах, значительное место занимают лабораторно-практические занятия (19 часов).  Это позволяет наиболее эффективно запомнить теоретические знания.

По окончании изучения факультативного курса "Мир цветов" обучающиеся должны:

Называть:

  • общие признаки комнатных растений;
  • наиболее известные комнатные растения;

Приводить примеры:

  • изменчивости, наследственности и приспособления комнатных растений к среде их обитания;
  • размножения цветочно-декоративных культур;

Характеризовать:

  • строение и жизнедеятельность цветочных растений;
  • особенности питания;
  • комнатные растения по принадлежности к экологической группе;

Определять:

  • растение по внешним признакам;
  • вредителей и болезни основных комнатных растений;

Обосновывать:

  • влияние экологических и антропогенного фактора на рост и развитие комнатных растений;
  • влияние человека на многообразие сортов и гибридов среди декоративно-цветочных культур;

Соблюдать правила:

  • наблюдения за жизнью комнатных растений;
  • проведения простейших опытов;
  • здорового образа жизни, его личной гигиены, техники безопасности при проведении любых форм занятий.

Учебно-тематический план по факультативу

 «Мир цветов»

Темы

Кол-во часов

1

Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства

4

2

Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

10

3

Общие вопросы культуры растений в интерьере  

10

4

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения      

4

5

"Поможем им - они помогут нам!"

6

         

Содержание тем курса:

Тема 1. "Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства" (4 ч.)

Предмет комнатного цветоводства как одна из отраслей растениеводства. Исторический путь цветоводства. Роль зеленых растений в жизни человека. Строение и значение цветочно-декоративных растений.

 Классификация комнатных растений. Отличительные признаки растений, используемых в интерьере: по форме и окраске венчика, листьев, по лечебным и ароматическим свойствам.

Тема 2. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений (10 ч.)

Особенности содержания растений в комнатных условиях. Продолжительность жизни растений. Основные вредители и болезни комнатных растений. Отношение растений к влаге, освещенности, составу воздуха и питательным веществам. Методы внесения удобрений: корневая и внекорневая подкормка. Растения и почва. Типы почв. Обработка почвы в природе и для комнатного цветоводства.

Лабораторно - практические занятия:

  1. Полив и опрыскивание комнатных растений.
  2. Корневая и внекорневая подкормка цветов.  

Тема 3. Общие вопросы культуры растений в интерьере (10 ч.)

Уход за комнатными растениями. Выбор посуды для комнатных растений. Подготовка субстрата для посадки и пересадки цветов. Пересадка и перевалка цветов. Подвязка, обмывание, прищипка, омолаживание растений: значение каждой операции для цветов.

Вегетативное размножение растений: биологический смысл и специфика. Методы и приемы вегетативного размножения: деление куста, черенкование побега и листа, отпрыски, детки, прививка; размножение корневищами, луковицами, клубнями. Биологический смысл полового размножения. Роль полового размножения в селекции и значение для выведения новых сортов растений. Приспособления растений к опылению. Образование семян и приспособления цветов к переносу семян. Способы хранения семян.

Лабораторно - практические занятия:

  1. Пересадка и перевалка комнатных растений.
  2. Размножение цветов методами деления куста и черенками.
  3. Деление куста сенполии при пересадке. Отделение корней от земли.
  4. Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями.
  5. Подготовка луковиц тюльпанов и нарциссов к выгонке.
  6. Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики.
  7. Уход за комнатными растениями в зимнее время. Увеличение влажности воздуха и светового режима. Подкормка растений.
  8. Подготовка субстрата к посеву семян
  9. Посев семян комнатных растений в рассадные ящики.

Тема 4. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения    (4ч.)

Общая характеристика основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения. Растения тропиков, субтропиков, пальмы, суккуленты, лилейные, эпифиты, папоротники.

Уход за разными группами растений. Размножение наиболее ярких представителей данных экологических групп: сенполий, бегоний, традесканций, пеларгонии.

Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения: особенности условий внешней среды и выращивания.

Лабораторно - практические занятия:

  1. Уход за растениями тропиков: Выбор подходящего места, опрыскивание, полив. Составление композиций.
  2. Размножение сенполий: посадка листьев на укоренение. Посадка и перевалка сенполий.
  3. Размножение бегоний.
  4. Размножение традесканций.
  5. Подготовка почвенной смеси и размножение растений засушливых зон.
  6. Размножение и укоренение черенков пеларгонии в почвенной смеси.

Тема 5. "Поможем им - они помогут нам!" (6 ч.)

Заболевания и вредители комнатных растений. Проявления заболеваний и методы борьбы с вредителями. Вред, наносимый тлями, щитовками, трипсами и паутинными клещами. Заболевания, несвязанные с вредителями: мучнистая роса и серая плесень.

Комнатные растения как лекарственные растения. Влияние комнатных цветов на здоровье человека и микроклимат помещения. Способы составления настоев и мазей на основе комнатных растений.

Лабораторно - практические занятия:

  1. Уход за комнатными растениями: профилактика и лечение болезней, обработка цветов от вредителей.
  2. Итоговое занятие: " Перевалка растений в кашпо. Посадка цветов в клумбы".
  3. Учебно-тематический план по факультативу

                 «Мир цветов»

2 год

Темы

Кол-во часов

1

Почва как фактор роста растений.

4

2

Экологический фитодизайн помещения.

10

3

Флористика.

10

4

Луковичные растения в композиции сада.

4

5

Роль газона в проектировании сада.

6

1.Почва как фактор роста растений

Теоретическая часть

Механический состав почвы. Преимущества и недостатки различных почв, и способы ее улучшения. Плодородие. Органические удобрения. Биоудобрения.       Биостимуляторы. Сидериты. Способы борьбы с сорняками.
 

Практическая часть

Практическое определение типа почвы.

Практическое применение нескольких способов борьбы с сорняками.

Срезка многолетних цветочно-декоративных  растений. Перекопка почвы. Внесение удобрений. Размножение и пересадка многолетних цветов.

2. Экологический фитодизайн помещения

Теоретическая часть

Знакомство с фитодизайном помещения. Подбор растений  для закрытых помещений. Растения с фитонцидными и газопоглотительными свойствами.

Практическая часть

Практические занятия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление, пересадка). Изготовление гербария комнатных растений обладающих фитонцидными свойствами.

3. Флористика

Теоретическая часть

Флористика и ее направление. Инструменты и материалы. Консервация растений. Законы композиции. Основы цветовидения.

Практическая часть

Составление букетов из сухоцветов по разной тематике.

Создание декоративного дерева (елки) из сухоцветов.

4. Луковичные растения в композиции сада

Теоретическая часть

Агротехника луковичных    растений.     Особенности расположения в композициях с учетом особенностей растений.
   
Практическая часть

Выгонка луковичных растений. Подготовка растений к выгонки. Отбор луковиц и их посадка. Уход за всходами.

5. Роль газона в проектировании сада

Теоретическая часть

Функции и виды газонов. Газонные травы. Характеристика трав. Травосмеси.  Устройство газона, уход за ним. Технология изготовления и укладки рулонного газона.
Мавританский газон. Характеристика растений для мавританского газон. Почвопокровный газон. Характеристика растений и уход.

Практическая часть 

Внесение удобрений под многолетние цветы. Посадка луковичных растений. Деление и пересадка многолетних цветов. Подготовка почвы для пересадки рассады однолетних цветов.

  13. Подведение итогов

        Выставка творческих работ обучающихся.  Награждение учащихся за лучшие результаты в работе.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- элементы питания растений, их роль;

- механический состав почвы;

-  способы улучшения кислотности и механического состава почвы;

- такие термины как «экологический фитодизайн помещения», «флористика»;

- агротехнику хвойных, травянистых, луковичных, двулетних и однолетних растений;

-  совместимость растений по экологическим требованиям;

- роль газона в проектировании сада;

- технологию создания альпинария.

Информационные ресурсы:

  1. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. - М.: издательство Московского университета, 1989.
  2. Кудрявцев Д.Б. Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Родина В.А. Цветоводство в школе. - М.: Просвещение, 1974.
  4. Хесайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь, 1995.
  5. Хесайон Д.Г. Все о болезнях и вредителях растений. - М.: Кладезь-Букс, 2006.
  6. Цветкова М.В. Энциклопедия комнатного цветоводства. - Харьков: Книжный клуб, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...