Разработка урока развития речи "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бекова Сауле Савеновна

Уро развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс: 7

Тема: урок развития речи «Описание действий»

Цель: Выявить особенности сочинения-описания действия, научиться составлять тексты данного типа

Задачи:

  • повторить типы речи, стили текста;
  • познакомить обучающихся с текстом-описанием действий, структурой данного текста;
  • показать роль наречий в текстах-описаниях действий;
  • расширить словарный запас обучающихся;
  • продолжить воспитание у обучающихся уважения к труду.

Тип урока: урок развития речи

Основной метод: частично-поисковый

Оборудование:  компьютер, проектор,  презентация, раздаточный материал, аудиозапись стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина.

ХОД УРОКА:

Слайд 1 (титул)

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Хочу  начать урок со следующих слов одного известного мудреца: «Движение-жизнь».  Поэтому Вам я желаю двигаться только вперед, и на данном уроке тоже.

Для того чтобы наше движение было продуктивным, я предлагаю вам разделиться на 3 группы и выбрать капитана. За активное участие в уроке вам будут выданы жетоны. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, побеждает.

2. Актуализация ранее изученного. (беседа)

-Скажите, что является конечным результатом любого урока развития речи?  (Создание текста). Зачем нам нужны уроки развития речи?

Одной из самой важной целью  любого урока развития речи  является создание правильного, логически и грамотно оформленного текста.

– Вспомним, что такое текст? Слайд 2.
Текст (лат.) – это группа предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных между собой по смыслу и грамматически.

– Какие типы речи вы знаете?
Слайд 3.
– Представьте, что вам надо создать текст по картинке. Внимательно посмотрите на представленные картинки, определите, какой тип речи вы будете использовать при создании текста. Почему?
Слайд 4.
(Ответы детей: рассуждение, т.к. в тексте по данной картинке необходимо объяснить, почему подсолнух так называется).
Слайд 5.
(Ответы детей: описание, т.к. в тексте по данной картинке необходимо описать игрушку).
Слайд 6.
(Ответы детей: повествование, т.к. в тексте по данной картинке можно рассказать о том, что произошло на рыбалке).

– Вернемся к типу речи, который называется описание. Что можно описать?
(Ответы детей: предмет, человека или группу людей, животного, природу и т.п.).

- Сейчас я зачитаю текст, а Вы скажите, что еще можно описать?

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"

-Что описывается в стихотворении? Какое действие? (Уборка)
-Как Вы думаете,  что мы сегодня на уроке будем учиться описывать? (действия)

Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока.
(Ответы детей: узнать об особенностях описания-действия, научиться составлять такие описания).  Открываем тетради.  Записываем число, тему.

3.Изучение нового материала.

– Как вы думаете, что важно учитывать при создании текста-описания действий?
(Ответы детей: кто производит действие; как происходит действие; если их несколько, как они чередуются; что получилось)

– Составим схему-структуру текста-описания действий человека (слайд 7 ).

- Также мы с Вами знаем, что описания могут получится разные, в зависимости от того какую задачу вы перед собой ставите. У Вас на столах 2 текста. Прочитаем и сравним их.

Как мы разводим костер?

       Мы с папой разводим свой костёр мастерски. Сначала  расчищаем для костра место. Потом мы берём самый тонкий, самый сухой хворост, ломаем его на мелкие кусочки и кладём в середину расчищенного места на землю, тесно прижав друг к другу веточки хвороста. …

Разводить костёр надо не спеша, тщательно. «Поспешишь — людей насмешишь», — всегда говорил дядя….

На мелкий хворост мы кладём хворост потолще, тоже сухой. А на него — ещё потолще. А сверху мы кладём толстые полешки, толщиной в руку. Всё это мы кладём крест-накрест. Ещё мы следим за направлением ветра и складываем дрова так, чтобы самый сухой, пылкий хворост лежал с краю, а не в середине кучи, чтобы он лежал с наветренной стороны .Наветренная сторона — это та сторона, с которой дует ветер. С этой стороны и поджигают костёр. Тогда огонь пойдёт на дрова, и они быстрее загорятся. Если ветра нет, можно сухой хворост класть в середину — тогда огонь тоже пойдёт на дрова.

Я зажигаю спичку и подношу её к хворосту — хворост мгновенно вспыхивает и разгорается с весёлым треском. (Ю.Коринец.«Там вдали за рекой»)

                                             Как правильно стирать?

Сортируйте ваши вещи по цвету. Не стирайте темные вещи со светлыми. Светлые вещи требуют нежную стирку. Пользуйтесь подходящим порошком. Для стирки цветных вещей пользуйтесь порошком, не содержащим отбеливающих элементов.

Если вода содержит известь, пользуйтесь смягчителем. Сильно испачканные вещи сначала замочите в порошковой воде. Постельное белье стирайте с изнаночной стороны.  1\3 часть стиральной машины оставьте пустой, чтобы было пространство для стирки.  Белье стирайте при той температуре, которая указана. Чтобы белье не было помято, вытащите ее сразу после сушки и сложите.

-Тот, кто внимательно относится к слову, заметил одну общую  особенность построения предложений в таких текстах. Назовите эту особенность.
(Ответы детей: много предложений без подлежащих.Это позволяет избегать неоправданного повтора слов и усиливает связь предложений в тексте).

-Но чем отличаются тексты? (Во втором тексте автору  удалось передать эмоциональное состояние человека)

- Каких стилей данные тексты?Как вы думаете, что помогло автору создать такой эмоциональный текст?

        Учитель включает стихотворение «Зимнее утро» (стихотворение у каждого на парте), а затем ученики отвечают на вопросы: (слайд 8,9,10)

    - Знакомо вам это произведение?

    - О чем оно? 

    -  Какие изобразительно-выразительные средства вы в нем можете отметить?

    - Какие признаки сочинения – описания действия есть в данном стихотворении?

Учитель может  обратить  внимание детей на то, что в стихотворении А.С. Пушкина  зима не усыпляет, а зовёт к действию.

-Какие средства речевой выразительности Вы здесь можете отметить (пословицы, наречия, эпитеты, сравнения). Найдите их в тексте. Несколько примеров запишите.

– Как вы думаете, почему данную тему – «Описание действий» – мы изучаем именно в разделе «Наречие»?

(Ответы детей: действия мы описываем при помощи глаголов, а наречие обозначает признак действия.Для того чтобы чётко и наиболее полно описать действия, мы употребляем в речи наречия).

5.Словарная работа.
– Продолжим работу по обогащению Вашего словарного запаса. Я предлагаю общую тему текста-описания действий – «За работой». Мы должны подобрать как можно больше наречий к глаголам, которые представлены на слайде. (слайд 13) Работа по группам. У каждого свои действия.На работу предоставляется 3 мин. (После этого представители групп выходят к доске и записывают наречия на доску)

Делать, мастерить, сооружать, производить, изготовлять, совершать, готовить, ремонтировать, чинить…

Сначала, вначале, первоначально, поначалу, прежде всего, потом, затем, далее, дальше, следом, после…
Неторопливо (торопливо), неспешно (спешно, незамедлительно, стремительно), медлительно, медленно (быстро, молниеносно, проворно), легко, нетрудно, несложно, свободно, просто, слегка(нелегко, трудно, тяжело)…

-  Как вы думаете, описание действий характерно только для прозаической речи?

6.Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали,

Ручки дружно вверх подняли,

Наши пальчики размяли,

А потом опять их сжали.

Кулачками повращали,

Головою покачали

И ногами постучали.

Отдохнули! Помолчали!

И опять работать стали!

7. Закреплениеизученного. Слайд 14,15,16.

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).

На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.

Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:

1 группа:Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.

2 группа:Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.

3 группа:Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие.

Мастер, изготавливающий форму матрешки

Художник, расписывающий фигурку матрешки

Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие

1

2

3

берет кусок дерева;

готовит эскиз рисунка;

рассматривает фигурку;

отмеряет;

подбирает краски;

разбирает матрешку;

накладывает лекало;

находит нужные кисти;

измеряет каждый предмет игрушки-сувенира;

обводит карандашом;

рисует лицо;

сравнивает с нормативами;

сверяет по чертежу;

яркий сарафан;

сопоставляет эскиз;

выпиливает форму;

передник;

ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.);

отделяет верхнюю часть от нижней;

расписной платок;

составляет акт;

вытачивает на станке;

одевает в яркие одежды;

ставит печать качества;

шлифует

изображает русскую женщину;

отправляет на упаковку;

делает игрушку объемной; (полой внутри);

традиционный орнамент;

заменяет бракованные изделия;

удаляет внутреннюю часть;

в русских традициях;

принимается за следующую;

обрабатывает деталь изнутри;

покрывает лаком;

 

устраняет древесные заусенцы;

прорисовывает детали;

 

доводит до совершенства;

высушивает готовую матрешку;

 

 

 

 

– Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.

Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.

7.Итоги урока.

– Что нового о типах речи вы сегодня узнали?
(Ответы детей: как создавать текст-описание действий человека).
– Какова роль наречий в тексте-описании действий человека?
(Ответы детей: наречия помогают более точно и четко описать действия человека).

 Подсчет жетонов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание: выбрать тему сочинения, близкую вам;

подобрать материал;продумать средства речевой выразительности. Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Разработка урока развития речи в 8 классе с мультимедийным приложением.Сочинение публицистического характера с описанием местности,памятника.

Подготовка к сочинению - описанию местности,архитектурного памятника предусматривает большую подготовительную работу и групповую работу на уроке....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....