Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Иванова Яна Анатольевна

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: учить детей строить поздравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма.

Средства обучения: заметка из местной газеты; памятка, словарные слова( напечатаны и прикреплены обратной стороной), музыкальный фрагмент, мультипликационный фрагмент.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, работа с творческими группами, вживание в образ, пересказ от другого лица.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Запишем в тетради число, тему нашего урока «Поздравления». А начнем наш урок с очень веселого занятия. Посмотрим фрагмент мультипликационного фильма «Винни-Пух», где наш любимый медвежонок спешит поздравить своего друга Ослика Иа.(показывается фрагмент). Ребята, почему это поздравление вызвало улыбку?

Ответы учащихся.

Учитель: Что бы вам хотелось добавить? Как вы думаете, с чего традиционно начинаются поздравления? Давайте вместе вспомним и запишем эти обращения в тетрадь.

(К доске вызывается один учащийся, он записывает предлагаемые обращения, учитель комментирует с помощью ребят, что имена собственные пишутся со строчной буквы, обращаются к разным адресатам по-разному, вспоминают эпитеты в зависимости от отношения: близкий ли это человек, родственник или хороший знакомый, может быть учитель, директор школы

Дорогая мама, Уважаемый Петр Иванович, Милая Аня, Родная моя бабушка, Дорогой друг Петя, Самая лучшая подруга Маша.

Учитель уточняет, какие знаки препинания ставятся в конце обращения).

Учитель: Ребята! По какому поводу люди пишут, произносят такие хвалебные, поздравительные слова? (Поздравляем; желаем; Дни рождения, именины; Новый год; Рождество и пр.)

Дети! Можно ли поздравить победителей конкурсов, олимпиад, спортивных состязаний, тех, кто спасает людей при пожаре, катастрофе? Почему и за что их поздравляют? Какие качества проявляли такие люди или какими качествами они, по-вашему, могли или даже будут еще обладать?

Ответы ребят.

Учитель просит записать названные слова в тетради, вызывает к доске одного учащегося, запись ведется с комментированием и проверкой написанного.

(Ум, смелость, решительность, талант, трудолюбие, доброта, сообразительность, ловкость, ответственность)

Учитель: Ребята, а как бы вы выразили по отношению к таким людям свои чувства? Что бы вы им пожелали? Почему так важно придумывать поздравления? Как вы считаете, что хотел бы услышать человек, которого приветствуют, поздравляют?

Ответы учащихся.

Учитель:  Еще в древности великие мастера произносить речь или ораторы такие как Аристотель и Цицерон считали, что необходимо восхвалять добродетели. Как вы понимаете слово «добродетели» (Лучшие человеческие качества, то, к чему человек должен стремиться, которые очень полезны для других) Какие это качества?

По мере ответов учеников учитель записывает их на доске, дети в тетрадях. Затем учитель предлагает сравнить написанные слова с теми, что «спрятаны» на доске (слова разворачиваются лицевой стороной) и дополнить свой список добродетелей. (списывание ведется с комментированным толкованием значений слов).

Вывод. Вследствие анализа значений этих слов-добродетелей мы с вами делаем вывод, что люди, обладающие этими качествами, пользуются наибольшим почетом в обществе, знакомством с ними даже гордятся.

Учитель: Как вы думаете, ребята, есть ли среди вас, кто обладает этими качествами?

Есть. Вот послушайте, что я вам прочту. (Учитель читает заметку из местной газеты).

Обсуждение заметки.

Учитель: Можем ли мы остаться  в стороне от этого события? Подумайте и напишите поздравление, благодарность нашему герою, выразите свои чувства в хвалебной речи, используя слова и обращения, которые мы с вами записывали.

Для более торжественной обстановки предлагаю разделиться на группы и выразить свое отношение от лица разных людей. У нас получилось 3 группы:

  1. Благодарные родные спасенной девочки;
  2. Близкий друг;
  3. Одноклассницы.

Рекомендации учителя каждой группе: Ребята, для составления поздравления воспользуйтесь еще и памятками, которые предлагаются каждой команде. Выберите более подходящие пожелания, обращения.

Работа по группам. Озвучивание поздравлений. (По одному представителю от группы, принимаются в любом виде, можно с рисунками, подписями).

Заключительное слово учителя. Спасибо, ребята. Вам самим понравились ваши поздравления? Вы действительно хорошо справились с заданием все, у вас получились оригинальные поздравления, в них выражены оригинальные чувства. Может быть, и преувеличивались какие-то качества, но это верный путь, потому что в хвалебных речах не надо бояться перехваливать человека, если человек этого заслуживает.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Придумать и записать поздравления, обращенные кому-либо по любому поводу. Желательно художественно оформить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...