Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Чернявская Юлия Григорьевна

 

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи106.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Урок развития речи

по русскому языку

в 7 классе

«Глаза – зеркало души»

Россия

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Новомышастовская

МБОУ СОШ № 12

Учитель русского языка и литературы

Чернявская Юлия Григорьевна

2012 год

Тема:           «ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ!»

                      (описание внешности человека)

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портретная галерея из репродукций известных

                    художников, оформленная доска, галерея рисованных детьми

                    портретов друзей.

УЧИТЕЛЬ: Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон.

                        Цель нашей творческой лаборатории такова: давайте поможем

                        друг другу увидеть в портрете «души изменчивой приметы» и

                        через опыты (разговор с портретом) понять, что же главное на

                         картине. Станем на 40 минут учёными.

Звучит тихая, спокойная музыка, настраивающая на восприятие материала. «Ноктюрн» Ф. Амирова. на фоне музыки дети записывают тему урока, настраиваются на работу.

УЧИТЕЛЬ: На занятиях по русской литературе вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Что же такое литературный портрет? Для чего он вводится в художественное произведение?

УЧЕНИК: Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, его положение в обществе, авторская оценка.

УЧИТЕЛЬ: Проведём небольшую викторину: определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках.

       

Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира (Х.К.Андерсен «Снежная королева»)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто права;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

                   (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был

коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это

Был мальчик упрямый и сильный.  … был в золотых веснушках,

а  носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

                                                        (М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»)

УЧИТЕЛЬ: свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет…

                              (А.Пушкин)

Гаснет свет, идёт видеоряд слайдов – репродукции картин русских и зарубежных художников с портретами.

Задание перед просмотром: внимательно вглядеться в глаза на портретах.

1. И.Е. Репин. «Девочка-рыбачка».

2. В.Г. Перов. «Тройка».

3. Рембрант «Портрет Старушки».

4. В.А. Тропинин «Голова мальчика».

5. А.М. Герасимов «Портрет дочери».

6. В. Серов «Девочка с персиками», «Мина Морозов»

7. В.Суриков. «Боярыня Морозова».

У детей на столах лежит список репродукций, чтобы они правильно называли неизвестных авторов.

Работа идёт со всем классом. Дети определяют, какие выражения глаз на портретах и в тетрадь записывают столбиком эпитеты, которые вместе подобрали к каждому из них.

Учитель: А какой портрет понравился вам больше всего и почему?

               (выслушивается 3-4 ответа)

Учитель: Замечательные и очень верные наблюдения. Они подготовили наши будущие опыты. Теперь доверяю вам решить нашу главную проблему.

              Человек на портрете. Что можно узнать о человеке, глядя на его портрет?

Ученик: Возраст, характер, настроение, выражение глаз, чем занимается.

Учитель показывает портрет  В.Серова «Мина Морозов». Методом устного рисования попробуйте составить словесный портрет героя картины.

Ученик: На картине изображён ребёнок лет шести, симпатичный, кудрявый, с розовыми щёчками, пухлыми детскими губами. Белая рубашонка – пижама- значит художник  изображает раннее утро. Мальчик только что проснулся, радуется утру, жизни, всматривается вдаль с любопытством.

Учитель: А что на картине завораживает нас больше всего?

Ученик: Глаза  ребёнка замечательные: чёрные, как пуговки, живые, блестящие, задорные, восхищённые, доверчивые. Мальчик нравится нам с первого взгляда, потому что он живой на картине Серова.

 Учитель: Счастлив ли Мина морозов?  Откуда мы это видим?

Ученик: Счастливые глаза ребёнка. Светлая чистая душа видна в его глазах.

Учитель:  Что ж, первый наш опыт прошёл успешно. Подтвердим теперь наше открытие, что глаза – это зеркало души. Следующая форма работы будет связана с лексикой. Я вам читаю слова – определение глаз, а вы должны распределить прилагательные в два столбика в зависимости от того, какие эмоции,  положительные или отрицательные,  они вызывают: наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые (задание обязательно проверяется)

Учитель: Как важно при общении смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Запишите это высказывание в тетрадь (оно записано на доске), а на полях поставьте, пожалуйста, восклицательный знак – «помни! Не забывай об этом!»

Учитель: А теперь проведём ещё один опыт: описание портрета соседа по парте с использованием составленной заранее портретной лексики: карие, серовато-голубые;  обаятельный, очаровательный, прелестный; брюнет, блондин, шатен, белёсый, белобрысый.

Дети читают свои описания (2-3 чел.). Идёт выяснение, получился портрет или нет.

Учитель: Легко ли было описывать внешний облик товарища?

Ученик: Нет.

Учитель: А душу удалось кому-то передать через глаза на словесном портрете? Дети убеждаются, что их описания узнаваемы, но касаются лишь внешнего облика. Внутреннего лица, души не передал никто. Нужен талант, уменье увидеть «души изменчивой приметы!»

Учитель: Ребята, никто из вас не  сказал об улыбке соседа, не включил её в описание. Хочется вспомнить слова Л.Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли - всё покажет» (ребята записывают это выражение в тетрадь).

             Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо  да Винчи «Джоконда» (показывает картину и читает стихотворение)

Улыбка Джоконды.

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками –

И улыбается опять.

Из Лувра  выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё,

Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны  Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать её в венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам  сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С теп пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто с ней,

А легендарная  улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

                                       М. Лисянский

Учитель: Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса», - гласит народная мудрость. Я вам предлагаю послушать знакомые  песни известных певцов, чьи удивительные голоса так гармонически сочетаются  с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми глазами…

(дети слушают песни, делятся впечатлениями)

       Помните народную поговорку о глазах?  («Глаза – зеркало души»). Но всегда ли человек готов открыть свою душу?

Учитель: А смотрели ли вы когда-нибудь в свою душу? Знаете ли себя? Возьмите зеркальце и загляните серьёзно в свои глаза. Попробуйте определить одним словом, какие глаза у вас?

Звучит «Ноктюрн» (1,5 мин.)

Ребята смотрят в глаза. Их лица преображаются.

Учитель наблюдает за детьми

- Надо ли нам сейчас говорить о том, кто что увидел в своих глазах, подыскивать эпитеты? Пусть это останется тайной. От нас зависит, какие будут наши глаза: хитренькими или добрыми, злыми или мудрыми. Глаза, лицо человека украшают жизнь. Спешите делать добро!

Учитель открывает запись на доске, дети переносят её в тетрадь.

(звучит музыка)

                       При мысли великой, что я человек,

                       Всегда возвышаюсь душою.

                                                        В.А.Жуковский

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"

Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".

Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....