конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Родионова Марзия Наильевна

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном выступлении в том числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r.publichnoe_vystuplenie._6_kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Челябинская область

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Брединская средняя общеобразовательная школа № 3

                     457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141)  3-41-72. email: MOU_BSOSH_3@mail.ru

Конспект личностно ориентированного урока русского языка в 6 классе

                                                                Учитель: Родионова М.Н.

Урок развития речи.

Тема: Публичное выступление «Памятные даты».

Приложение: презентация с музыкой.

Этап урока

Содержание урока

№ слайда

Примечание

I

Оргмомент.

1. Приветствие.

2.Запись даты. Лингвистическая разминка (работа со словосочетанием «Пятнадцатое февраля»):

В данном словосочетании главное слово «февраля»; это имя существительное, состоит из корня «феврал» и окончания «я»; в корне – безударная непроверяемая гласная «е» и проверяемая безударная «а» - «февраль»; зависимое слово «пятнадцатое» - порядковое числительное, так как обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос: «какое?»; по вопросу выбираем окончание «ое»; в корне «пят» - проверяемая ударением безударная гласная «а» - «пять»; в суффиксе «надцат» - непроизносимый согласный  «д», написание которого следует запомнить; в этом слове 11 букв и 11 звуков: отсутствие звука на месте буквы «д» компенсируется за счёт двух звуков, обозначенных буквой «е», стоящей  после гласной «о».

1

II

Актуализация знаний.

- Над какой темой работали в последнее время? (Имя числительное)

- Какими знаниями и умениями по теме овладели? (Узнали, какая часть речи называется числительным, что числительные бывают количественные и порядковые, количественные – целыми, дробными, собирательными, изменяются по падежам, а порядковые – по р, ч, п; в предложении числительные могут быть любым членом предложения; овладели умением употреблять «ь» в конце (5-20, 30) и в середине числительных (50-80, 500-900).

- С какими трудностями столкнулись? (Употребление числительных в речи: склонение и согласование с именем существительным составных порядковых числительных и числительных «оба», «обе»)

III

Цель изучения имени числительного:

- в совершенстве овладеть умением грамотно употреблять имя  числительное в устной и письменной речи.

Задача урока:

- научиться применять полученные знания и умения при подготовке публичного выступления.

Лексическая задача:

- как вы понимаете значение слова «публичный»?

А вот какое толкование даёт Толковый словарь русского языка, составленный С.И.Ожеговым:

«Публичный - 1.В присутствии публики, открытый: публичное выступление. 2.Общественный, не частный (устаревшее значение): публичный музей».

Орфографический анализ слов «публичный» и «общественный» (на доске и в тетрадях).

Проблема урока: каким образом  и в каком количестве использовать имена числительные в публичном выступлении?

Для решения проблемы обратимся к теме «Памятные даты». Запись темы урока в тетради.

Лексическая задача:

- как понимаете значение слова «памятный»?

Толкование по словарю С.И.Ожегова: «Памятный – 1.Сохранившийся в памяти, незабываемый: памятный день моей жизни»











2













3

IV

Содержание публичного выступления.

1. Аналитическая беседа с элементами орфографического, синтаксического, пунктуационного разбора.

- С  какими  событиями могут быть связаны памятные даты? (исторические  события: войны, революции…; научные открытия: рентгеновские лучи…; технические достижения: сооружение космического корабля…; события культурной, спортивной, общественной жизни…)

- Пятнадцатое февраля – тоже памятная дата. С каким событием она связана? (Вывод советских войск из Афганистана).

Запись под диктовку на доске и в тетрадях:

Пятнадцатое февраля – День вывода советских войск из Афганистана.

- Проверьте орфографию, объясните постановку знаков препинания(графически).

- В каком году произошло это событие? (в 1989 г.)

Запишите предложение – ответ рядом с предыдущим предложением (на доске и в тетрадях): Это событие произошло в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.

-Проверьте орфографию. Какое правило правописания числительных вы применили? (употребление «ь»). Обозначьте условие выбора «ь». Обозначьте  разряд, падеж  числительного (порядковое, составное, п.п.) и роль его в предложении (обстоятельство) графически.

- Как долго длилась эта война? (10 лет). Запишите ответ: Эта война длилась девять лет. Обозначьте разряд, падеж  числительного (колич., прост., в.п.) и роль его в предложении (обстоятельство) графически.

2.. Цифры и факты. Краткая запись в тетради.

- 9 лет – это много или мало?

- Как вы думаете, сколько было лет солдатам, призывавшимся на эту войну?  (возраст солдат - 18 – 20 лет)

- Все ли вернулись с той войны живыми и невредимыми?

   По данным на август 1989 г:

- Всего погибло в той войне –  14453 чел.

- Из Брединского района призывались – 79 чел.

- Погибли – 4 чел.

        Вячеслав Кузеванов – шк. № 1

        Сергей Пустовалов – шк. № 1

        Гатьятуллин Рифат – Рымникская СОШ

        Сергей Высоцких – Боровская шк. …

- В каком году отмечалось 20-летие вывода войск? (В 2009 г.). Запишите: 20-летие окончания войны – в 2009 г.

Каким может быть план выступления об Афганской войне?

                 1. 15.02.1989 – День вывода советских войск из Афганистана.

                 2.Незабываемые страницы войны:

                    а) начало;

                    б) участники и герои войны;

                    в) «навеки 19-летние»;

                    г) судьба солдат после войны.

                  3.Память жива.

Как можно использовать  записи, сделанные в ходе урока,  при подготовке к выступлению? (Это может быть вступление – см. предложения в начале урока, фактический материал в основной части – см. цифры и факты из презентации, вывод – см. перечень фамилий погибших брединцев)

3. Поиск  решения проблемы урока (выбор оптимального количества и качества числительных в публичном выступлении):

- Если вам предстоит рассказать публично биографию солдата – участника той или иной войны, какие даты из его жизни вы станете использовать? (даты рождения, поступления  и окончания школы,  дата призыва в армию, продолжительность службы, дату возвращения домой или дату гибели…)

- О чём ещё можете рассказать? (О том, через какие испытания прошёл, как сложилась судьба…)

Памятка для составления публичного выступления:

1.Подумай, с какой целью будешь говорить. (Зачем? Для чего?)

2.Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т.д.)

3.Собери или отбери необходимый материал.

4.Реши, какой тип речи будет преобладать в высказывании (повествование, рассуждение, описание). Почему?

5.Определи возможный стиль высказывания (разговорный; публицистический, научный, официально-делеовой).

6. Составь план. Запиши тезисы выступления.

7.Проговори своё высказывние перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

Попроси кого-нибудь из друзей послушать тебя, учти их замечания.

Используй магнитофон: прослушивание записи поможет усовершенствовать высказывание.










































4













5



























6





















V

Образец выступления. Подготовленное выступление ученицы. (Обоснование выбора темы, типа, стиля речи,  рассказ об этапах работы над выступлением. Раскрытие темы).

7

VI

Подготовка к выполнению Д.З.

«Наводящие вопросы»:

- Какая ещё памятная дата России отмечается в феврале? (23 февраля – День защитника Отечества).

- Как первоначально назывался этот праздник? (День рождения Красной армии).

- Какой год считается годом рождения Красной армии? (1918).

- Как назывался этот праздник в СССР? (День рождения Советской армии и военно-морского флота).

- Назовите героев Красной армии периода гражданской и Отечественной войн (С.И. Будённый, А.П.Гайдар, В.И.Чапаев, Г.К.Жуков…).

- В каком стиле желательно  создавать высказывание о защитниках Отечества? (публицистическом). Почему?

Информация об особенностях публицистического стиля.  (Е.И.Никитина. Русская речь, 5-7 класс, § 43. Москва, Просвещение, 1993)

- Какой тип речи более соответствует публицистическому стилю?   (Рассуждение)

- Из каких частей состоит рассуждение? (Тезис. Доказательства. Вывод.)




















8






9

VII

Подведём итоги.

- Что каждый из вас узнал на уроке?

- Чему все вместе учились?

- Что понравилось на уроке? Почему?

- Что не понравилось на уроке? Почему?

- Что хотели бы выполнить ещё раз?

- А что хотели бы сделать по-другому?

10

VIII

Домашнее задание.

Составить публичное выступление на тему «Памятные даты», посвящённое Дню защитника Отечества. Выступления заслушаем на классном часе, посвящённом этой дате.

Инструктаж.

1.Содержание. Выступление может быть (на выбор)  о каком-то событии,  о конкретном человеке, о песне, о книге, посвящённой памятной дате…Может быть основано на чьих-то воспоминаниях, рассказе, почерпнуто из книг, газет, интернета…

2.Форма записи. Можете использовать (на выбор) различные варианты записи выступления: полный текст, тезисы, схематичный план, карточки…

3.Числовые данные можете записать словами или цифрами (если уверены, что прочитаете их верно при выступлении).

Оценки за урок.

11

России верные сыны…

Ильина Т., 6 класс МОУ БСОШ № 3

(Образец публичного выступления).

        Россия…Родина…Как часто она нуждалась в защите своих сынов, которые по первому зову, не щадя себя, шли на борьбу с её врагами. Эти люди – истинные защитники Отечества. Защищал интересы России и мой папа, выполняя интернациональный долг в республике Афганистан. Призван в армию он был в 1984 году. В Афганистан попал в мае 1985 года после окончания Межотрядной школы сержантского состава строевой службы. Папа скуп на воспоминания о своей службе в Афганистане, потому что слишком суровым и жестоким было это испытание смелости, отваги, доблести и героизма молодых солдат.

        Когда я училась в 4 классе, я написала в школьную газету сочинение о папе. О событиях тех далёких лет я узнала от мамы. Мой брат намного старше меня, и он о той войне знает больше: ему рассказывал папа, да и сам он много читал. Моё выступление основано на рассказах отца, мамы, брата и материалах, которые я нашла в Интернете.

        В декабре 1989 года советские войска вошли в Афганистан для оказания поддержки дружественному народу в борьбе за свободу и независимость. В Афганистане шла гражданская война. В ней участвовали советские  солдаты, которым было 18-20 лет. Многие не вернулись с той войны. По подсчётам военных историков больше всего погибло солдат и офицеров в 1982 году – 1948 человек, в 1984 году – 2343 человека, в 1985 году – 1868 человек. А вообще потери составили за 9 лет 13833 человека. Через 10 лет после вывода советских войск из Афганистана, в 1999 году, уже зазвучало число 26000 – это с учётом пропавших без вести. Умерших от ран и болезней.

        Из Брединского района на эту войну было призвано 80 человек. 12 из них награждены медалями: 5 – медалью «За отвагу», 7 – «За боевые заслуги», в том числе медаль «За боевые заслуги» вручена и моему папе Ильину Андрею Павловичу. Четверо наших земляков не вернулись с той войны живыми. Двое посмертно награждены «Орденом Красного Знамени»: Высоцких Сергей, Пустовалов Сергей,  один – «Орденом Красной звезды» - это Кузеванов Вячеслав.

        Немного расскажу о боевом прошлом папы. Зона ответственности у подразделения, в котором служил папа, была высокогорная – от 2 до 5 тысяч метров. На высоте в 3 с половиной тысячи метров недостаёт 40 % кислорода. Весь боевой комплект – снаряжение и сухой паёк – переносили на себе, вес достигал 60 килограммов. Находясь в засаде, жили в окопах, накрытых плащ-палатками, спали в спальниках. Условия были ужасные: днём мог быть  дождь, а ночью – мороз со снегом. Участвуя в одной из боевых операций, папа получил травму ноги и попал в окружной госпиталь в Алматы. После операции. К весне, вернулся в своё подразделение, именовавшееся «Восточная десантно-штурмовая маневренная группа». Исполнял должность командира отряда миномётного взвода. Участвовал в операциях против бандитских формирований, занимавшихся по ночам разбоем в кишлаках. Бандиты нападали на колонны с гуманитарным грузом, продуктами. В долинах афганцы выращивали опиумный мак, получали из него опиум и героин, пытались нелегально переправить наркотики в Таджикистан через реку Гяндж.Советские воины преграждали им путь. Сейчас мой пап стоит на защите уже экономических интересов нашей Родины, несёт службу в Таможне в должности заместителя начальника «СОБРа», предотвращая контрабандный провоз оружия, наркотиков, продовольственных и промышленных товаров. За достойную службу награждён медалями: «За усердие» и «За доблесть». Я горжусь своим отцом.

        В заключении выступления я прочитаю стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской, посвящённое солдатам «горячих точек».

Ещё зелёные, уже седые,

Качаются деревья на ветру…

Сковали их кольчуги ледяные

Негаданно – нежданно поутру.

Возможно, этот снег ещё растает,

Водой холодной в реку утечёт,

Но след на каждой ветке он оставит

И листьев изумрудных не вернёт.

Ещё зелёные, уже седые,

Деревья мне напомнили сейчас

Ребят, что записали в рядовые,

Списали инвалидами в запас…

Как защитить их души молодые,

Чтобы опять поверили добру?

Ещё зелёные, уже седые,

Ребята, как деревья на ветру.

        Закончить выступление хочу обращением ко всем нам: Давайте будем  помнить о тех, кто в разные годы стоял на защите Родины, отдавал жизнь за неё.  Я думаю, мы, россияне, должны знать  историю своей страны и серьёзно относится к её изучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс

Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...