Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тихомирова Елена Вячеславовна

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_9_klass.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.Цыплакова «Мороз и солнце».

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, история.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине В.Цыплакова «Мороз и солнце».

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать навыки написания сочинения по картине;
  2. познакомить с творчеством В.Цыплакова;
  3. закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле;
  4. закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
  5. подготовить учащихся к собеседованию по русскому языку и ГВЭ (сочинение-рассуждение).

Развивающие:

  1. способствовать развитию творческого воображения;
  2. способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащая её образно-выразительными средствами;
  3. развивать эстетический вкус учащихся.

Воспитательные:

  1. вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке;
  2. формирование умения понимать идейный замысел художника;
  3. воспитывать любовь к родной природе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин; анализировать свою деятельность.

Познавательные: различать и сравнивать, самостоятельно создавать различные работы.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника; признавать возможности существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; обсуждать и анализировать работу свою и одноклассников; вести диалог.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: словесный, наглядный, метод практического обучения.

Приёмы: слово учителя, сообщение учащегося, аналитическая беседа по вопросам, подбор выразительных средств, выразительное чтение наизусть.

Планируемые результаты: умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведение живописи, объяснять языковые явления.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить сообщение о художнике В.Цыплакове.
  2. Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
  3. Подобрать и выразительно прочитать отрывки из «Евгения Онегина».

Ход урока.

1 слайд

- Встали, настроились на урок.  Сегодня урок у нас необычный, потому что к нам пришли гости. Мы повернёмся к ним, поприветствуем кивком головы, вернём внимание на меня, настроимся на работу, присядем.

-  Я хочу сегодня видеть вас думающими, глубоко чувствующими и эмоциональными.

 - Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года - зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

 - Откройте учебники, найдите цветную вставку с иллюстрациями. Остановитесь на иллюстрации картины «Мороз и солнце» Виктора Цыплакова.

 - Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок? (Описание картины)

 - Для чего мы будем описывать картину? Какую письменную работу мы выполняем после устного описания  картины? Кто сформулирует тему урока? (Подготовка к написанию сочинения по картине) Откройте тетради, подпишите число, классная работа и запишите тему урока в тетрадь.

2 слайд (Записать на доске)

 - Какие цели мы поставим перед собой?

1 – познакомиться с художником.

2 – познакомиться с содержанием картины.

3 – подготовиться к сочинению.

4 – подготовиться к экзамену по русскому языку.

- Произнесите ещё раз название картины. Знакомы ли вам эти слова? (Да)

- Это строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». (ученик рассказывает наизусть).

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

- Почему художник выбрал в качестве заголовка именно эти пушкинские строки? (На картине изображён яркий солнечный морозный день. Ярко освещённые дома, дорога)

- Пушкин любил это время года. В каком ещё произведении, недавно нами изученном, он с любовью говорит о зиме? («Евгений Онегин»).

Глава 5  строфа 1

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.


- И в стихотворении, и в романе в стихах Пушкин создал яркий образ красавицы-зимы. Как у него это получилось? Может, он использовал какие-то волшебные слова? Как поэты умудряются так точно, выразительно создавать образы? Какие слова используют поэты? Слова в каком значении? (Поэты используют слова в переносном значении)

- Как называются слова в переносном значении в художественных произведениях? (Изобразительно-выразительные средства)

- Поэты при описании зимы пользуются различными изобразительно-выразительными средствами, приёмами. Какие средства вы помните? (…..) Давайте поупражняемся в их нахождении. Перед вами на экране отрывки из стихотворений, в которых описана зима, вы должны найти эпитеты, метафоры, сравнения.

3 слайд

Первый зимний снежок                          

Белым пухом летит;                          

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит.

4 слайд

На пушистых ветках                    

Снежною каймой                      

Распустились кисти

Белой бахромой.

5 слайд

Серебро, огни и блёстки, -                

Целый мир из серебра.                                

В жемчугах горят берёзки,              

Чёрно-голые вчера.

- Использование слов в переносном значении иногда помогает нам более красочно, выразительно описать самые обычные окружающие нас вещи.

6 слайд

- Ну и снова мы вернёмся к стихотворению Пушкина «Зимнее утро». У нас с вами всё-таки урок русского языка, посмотрите на экран, спишите строфу из стихотворения, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Мороз и солнце  день чудес(?)ный!
Ещ.. ты дремлеш(?) друг прелес(?)ный —
Пора  кр..савица  пр..снись:
Открой сомкнуты нег..й взоры
(На)встречу северной Авроры
Звездою севера явись!

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

-  Прочитайте со знаками препинания. Что они выделяют или разделяют?    

-  Посмотрите правильный вариант написания отрывка. (Экран)

7 слайд

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

- У кого не было ни одной ошибки?

- У кого была одна ошибка?

- Кто почувствовал сложность в выполнении этого задания?

- А сейчас давайте представим, что мы попали в Третьяковскую галерею. Что это такое? (Музей, в котором собраны картины известных художников)

- Посмотрите, какие ещё есть картины о зиме.

(Слайд-шоу)

- В качестве домашнего задания я просила вас ответить на вопрос «Какую роль играет живопись в жизни человека?» Нужны ли нам произведения искусства? Почему есть люди, которые любят ходить на выставки? Выполнение этого задания помогает нам подготовиться к письменному экзамену, ко второй его части, написание сочинения-рассуждения.

(Ответы)

- А сейчас немножко отдохнём. Сегодня мы говорим о зиме. А какие слова у нас ассоциируются с этим временем года? (Снег, каникулы, мороз). Закройте глаза, представьте своё зимнее слово и попробуйте написать его подбородком. Так мы разомнём шею и отдохнут наши глазки. Ну например, слово «снегопад». Какую соединительную гласную нужно написать? Подберите себе не очень длинное слово, из 5-6 букв. Встанем.  (Рисуют слова).

8 слайд

- Вернёмся к творчеству Виктора Цыплакова.

Виктор Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений ему хватило на многие годы жизни. Они, разумеется, не могли быть только радостными, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось испытать немало лишений, когда семья искала, где прокормиться.  Он принадлежит к поколению художников, начавших свой творческий путь в годы Великой Отечественной войны. И все-таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи, в которых с такой тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Не оставляют без внимания летние картины. Пристально вглядывается автор и в осеннее золото.

Художник любит ясные, предвесенние дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого облачного неба.

В зимних пейзажах обращает внимание  мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный . Не случайно этюд «Мороз и солнце» вызвал восхищение И. Э. Грабаря.  Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга, восклицая: «Вот это русское искусство!»

Стал одним из немногих художников, которому было разрешено делать зарисовки похорон И.В. Сталина в 1953 г.  Работы В.Г. Цыплакова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина и других крупных музеях и галереях мира.

- Посмотрите на картины, которые написал Цыплаков. (Экран)

9 – 15 слайды

- Переходим к основной части урока – описание картины «Мороз и солнце». Внимательно рассмотрите картину и попробуйте составить по ней 10 предложений. Такое задание будет у нас завтра на устном собеседовании: описать иллюстрацию. Попробуйте сейчас выполнить подобное задание. На подготовку вам 1 минутка.

- Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение она создаёт?

  (чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

- Картина написана в 1954 году. Что было в Советском Союзе за 9 лет до написания этой картины? (Закончилась война)

- Могло ли это отразиться в настроении этой картины? (Жизнь продолжается, трудная, тяжёлая, но продолжается)

- О чем хотел «заставить» задуматься нас художник?

( как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

- Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина деревни очень близка природе. Бескрайние поля. Земля покрыта белоснежным ковром. Деревья напоминают растрёпанных зверюшек. Всё это похоже на сказку, в которую так и хочется войти)

 

- На самоподготовке я просила вас подумать и написать слова, выражения, которыми можно было бы описать снег. Выражения любые, можно и в переносном смысле, сравнения. Каким может быть снег? На столе у каждого лежат листы для сбора материала по описанию картины. Во время нашего разговора записывайте понравившиеся вам наблюдения, ответы одноклассников. Итак, каким может быть снег?

(Ответы, по очереди)

А сейчас разделимся на группы. Каждая группа обсудит какой-то один элемент картины и попробует высказаться. Свои наработки и ответы одноклассников можно записывать на листах, которые я вам выдала. Это поможет вам при описании картины.

Я предлагаю вам поработать с описанием следующих деталей: 1 группа – описание повозки (сколько, кто едет, как одеты, в какой позе); 2 группа – дома, столбы с проводами (как они выглядят, может быть, подберёте какие-то сравнения); 3 группа – деревья, трава, лес вдалеке (тоже постарайтесь подобрать красивые эпитеты, сравнения); 4 группа – небо (цвет). На работу 2 минуты.

 

Повозка – лошадь, запряжённая санями, резвые скакуны.

Дома – часть сельской улицы, небольшая банька, провода, побелевшие от инея.

Деревья – желтеют ветви кустарника, лес как бы укутан дымкой.

Небо – укрыто пышными облаками, лучи солнца заливают всё вокруг.

- Вспомните план описания любой картины. Как мы описываем картину?

- Я предлагаю вам разные формы сочинений. Может быть, это будет обычное описание картины. А может,  вы опишите «вид из окна». И такое сочинение будет начинаться словами: «Я проснулся довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я подбежал к окну и увидел …» а дальше то, что вы увидели из окна.

- В начале урока мы поставили 4 цели. Достигли ли мы каждую из них?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что заставило вас задуматься? Где вы почувствовали сложность?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Домашнее задание: написать сочинение по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...