Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Руднева Любовь Геннадьевна

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи26.84 КБ
Файл Презентация к уроку2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине      Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1 Приветствие. Звучит музыка Чайковского. (34 сек. музыка + 1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке развития речи.  Подравнялись. Все меня видят?  Садитесь.

Сегодня у нас открытый урок, поэтому к нам пришли гости – учителя нашей школы. А мы, как гостеприимные хозяева, постараемся показать интересный урок.  Всех нас ждёт встреча с чем-то вечным, прекрасным.

На столах у вас лежат рабочие листы, которые заменят вам тетрадь на сегодня, они вам помогут при выполнении домашнего задания.

Также на столах у вас находятся карточки с заданиями. В нужный момент урока я попрошу вас поработать с ними, а пока не нужно их трогать. Договорились?

Возьмите каждый рабочий лист (учитель показывает), подпишите свою фамилию, Имя, класс.  Сели ровно. Молодцы.

2.  Актуализация. (2 мин.)

Проводим буквенный диктант. Отгадав первую букву загаданных слов, вы получите зашифрованное слово. Найдите на рабочих листах цифру 1. На этой строчке будете записывать букву, запятые ставить не надо. Удачи! (показываю на своём листе)Вы записываете только букву.

1. Эта буква обозначает  согласный глухой  звук в слове урок. (К)

2. Эта согласный в слове борьба, который  не имеет глухой пары  (Р)

3.С этой буквы начинается слово, обозначающее расположение букв в определённом порядке. (А)

4. Эта буква в алфавите стоит перед  буквой  ТЭ (С)

5. Эта гласная пишется в сильной позиции в слове звонок (О)

6. Это непроизносимая согласная в слове радостный  (Т)

7. Этот гласный в слове «ёлка» стоит перед твёрдым согласным. (А)

Самопроверка. Посмотрите на экран. Встаньте, у кого получилось такое же слово. Молодцы. Не огорчайтесь те, у кого получилось не всё.

Что такое красота? (красивые вещи, люди, душа).

Эпиграф к уроку(на доске)

«Красота — это вечность, длящаяся мгновение»
Альбер Камю

Кто превращает  красивое мгновение в вечность? (поэты, художники, музыканты)

3.Определение темы урока.

Что пишут художники? (картины)

Посмотрите на слайд. Вашему вниманию представлены 4 картины. Найдите лишнюю.  (портрет) Докажите. (3 картины являются натюрмортом, а четвёртая – портрет) Убираем её.

Из трёх картин выбрать ту, которую будем описывать, поможет её название. Доска (открываю название)

Фёдор Петрович Толстой  «Цветы, фрукты, птица», 1820 год.

Итак, тема урока: подготовка к сочинению по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (слайд)

Посчитайте, сколько длится то далёкое прекрасное мгновение?( 194 года длится) Кто его для на увековечил?

Ф.П. Толстой.

Что вы о нем знаете?

Сочинение по картине надо начинать с вступительного слова о том, кто увековечил для нас красоту. Конечно же это – художник.

Ребята, посмотрите в свои рабочие листы. Пункт №2.  Подбор материала к сочинению по плану. Вы видите перед собой таблицу. Первый столбик – план, второй – рабочие материалы.

Как вы понимаете эти слова?  (План – это порядок написания сочинения, рабочие материалы – слова )

Посмотрите в раздел ПЛАН. Что вы видите? (Стоят только цифры (римские ) и буквы (за скобкой).

Подумайте, какие части плана вы можете заполнить, даже не зная пока ничего о картине и о художнике.           (I и III- вступление и заключение.)

Во вступлении что нужно будет сказать? (слово о художнике)

Верно. Так и озаглавьте первый пункт плана. Пишем прямо в таблице. (показываю р.л.)

А в заключении? (своё мнение, что хотел сказать автор) Значит, мы будем отгадывать загадку художника.  Пишут в р.л.

Хорошо. Настало время познакомиться с этим человеком.

Слайд. Фёдор Петрович Толстой + портрет на слайде и на доске. Информация о художнике. Ученики  читают в парах, записывают в р. листы, выполняют грам.  задания.

Работа в парах. Карточка №1. Заполняем таблицу (рабочие материалы).

      Карточка 1.  Подчеркните важное для сочинения, выполните задание устно, запишите в рабочий лист.

Фёдор Петрович  Толстой  - замечательный  русский художник XIX века. С детства проявилось в нём стремление к рисованию.  Фёдор  Толстой  поступил в  Академию  художеств, где  потом    долгие годы  преподавал. Скончался  великий  мастер  в  возрасте 90 лет.

    Натюрморты  Ф.П.Толстого – это  способ  запечатлеть  чарующую  красоту  природы.

1ряд. Доказать тире в первом предложении.

2 ряд. Назовите синоним к слову художник.

3 ряд. Как пишется фамилия Толстой в родительном падеже?

проверка по рядам.

Обращаемся к нашему плану. Пункт II. Описание картины.

Для чего нужно учиться  составлять рассказ о картине? (иметь описывать красоту в природе, в искусстве, ведь сразу так не опишешь словами речку, лес, озеро, картину художника)

Откройте учебник. Рассмотрите картину.   (и на слайде).

4. Анализ картины.

Попробуйте определить по содержанию картины определённую мысль художника.

При анализе  я прошу вас только  не забывать про замысел художника, что хотел запечатлеть для нас художник, для этого он использовал именно этот ФОН, ЦВЕТОВУЮ ГАММУ,  эти ПРЕДМЕТЫ, именно так их расположил.

Инд. работа. Самостоятельно заполните II пункт плана. Только названия , не трогать раздел Рабочие материалы.  

ПОМНИ!

Каждая деталь в описании картины должна работать на замысел художника. Ведь именно для этого он использовал такое построение, выбрал такие предметы, так их расположил, такую цветовую гамму.

Что привлекает ваше внимание? С чего бы вы начали работу по описанию натюрморта?

Последовательность работы над описанием натюрморта.

Карточка №2.  (1 группа) 3 минуты

 Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

 Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами.

1. Что поместил художник в центре своей картины? Опишите композицию, то есть строение элементов картины.(Вставьте пропущенные слова, старайтесь, чтобы глаголы не повторялись.)

Что в центре        

Справа от вазы

Слева от вазы.

2. Творческое задание.

Попробуйте изменить элементы картины между собой. Как  изменится авторский замысел?

Карточка №2  (2 ряд в парах) 3 минуты

 Большую роль в натюрморте играет фон, сочетание цветов.

1. Какого цвета фон выбрал художник?

Художник выбрал для фона__________________________________________________

2. Какие цвета использовал мастер в своей работе?

________________________________________________________________________

Мастер так сгруппировал предметы между собой, чтобы  краски___________________

______________________________________________________________________________________

3. Представьте, что в центре стоит не прозрачная ваза, а темная, например, темно-зелёная. Изменится ли замысел художника в этом случае? (устно)

Карточка №2. 3 ряд. 3 минуты.

1. Прочитайте.

 Набор предметов в натюрморте не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2.  Назовите все предметы, изображенные на картине.  Для чего автор их выбрал?

____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Карточка №2 Творческое задание. 3 мин.

Представьте, что все предметы на картине ожили и заговорили. Им очень хочется рассказать о себе.

 Распределите роли между собой и подумайте, как бы они себя представили. Старайтесь выразить не только цвет но и качества, какие они на ощупь, аромат, какой характер?

Постройтесь так, как они расположены на натюрморте.

Проверка (10 мин.) Ученик диктует, дети записывают в раб. лист. Определить авторский замысел.

5. Подготовка в группах устного сочинения. Выслушиваем 1-3.(5 мин.)

5. Рефлексия.(2 мин.)

Составление синквейна в рабочем листе. Ученик выходит и пишет на доске.

6. Домашнее задание. (1 мин.)

 Используя подобранную лексику, составить устное сочинение по картине. Заполнить пункт №4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи по русскому языку.

Слайд 2

Натюрморт (от франц.«мёртвая натура») –картины , на которых ягоды, фрукты, цветы, продукты и прочее, собраны вместе.

Слайд 4

Натюрморт (от франц.«мёртвая натура») –картины , на которых ягоды, фрукты, цветы, продукты и прочее, собраны вместе.

Слайд 5

Фёдор Петрович Толстой

Слайд 6

Подчеркните то, что вы напишете в сочинении. Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник XIX века. С детства проявилось в нём стремление к рисованию. Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. Скончался великий мастер в возрасте 90 лет. Натюрморты Ф . П. Толстого – это способ запечатлеть чарующую красоту природы.

Слайд 8

Толстой Ф.П. «Цветы, фрукты, птица» 1820

Слайд 9

Тема урока Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Слайд 10

Каждая деталь в картине работает на замысел художника. Ведь именно для этого он использовал такое построение , выбрал такие предметы , нужное цветовое решение (фон, краски ). Обратите внимание!

Слайд 11

Опорная лексика: Передо мной картина … В центре картины художник изобразил … На переднем плане замечательного полотна …( слева от вазы, справа от вазы) Кроме того, на холсте присутствуют… Цветовая гамма очень разнообразна :… Я считаю, что художнику удалось …

Слайд 12

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами : 1. Соответствует плану? 2.Правильно ли и полно описано изображенное на картине? 3. Раскрыта ли основная мысль художника? 4. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

Слайд 13

Художник , призвание, гармония , натюрморт, портрет, пейзаж, Ф.П.Толстой , ваза, картина, смородина, красота Ф.М.Достоевский , покой, бабочка , сочинение . Выберите 3 слова, которые наиболее точно отражают суть нашего урока .

Слайд 14

Лаватера

Слайд 15

Дельфиниум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Рабочие материалы к сочинению-описанию картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Рабочие материалы по темеРабочие материалы для сочинения-описания картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...